Круговорот общепита в природе

В последние месяцы на рынке общественного питания Новосибирска наблюдается некоторое оживление: появляются новые заведения и закрываются давно существующие. Среди «новичков» можно отметить разноплановость форматов: город пополнился новыми «мягкими» ресторанами, кафе, чайханой и столовой. В свою очередь кофейни в последнее время все чаще вынуждены уходить с рынка.

Вышли из игры

Примером последнего тренда стала сеть кофеен «Кофе-Терра» и в определенной мере Coffee Tree. «Кофе-Терру» можно было по праву считать одной из старейших кофеен в Новосибирске, она появилась в 2001 году силами группы «Терра» и быстро нашла своего потребителя. Однако с тех пор многое изменилось, а рынок наводнился конкурентами, предлагающими более яркие и интересные форматы. Последняя «Кофе-Терра» на улице Ленина закрылась в январе 2013 года. По словам руководителя и совладельца «Терры» Константина Локонова, это случилось в результате того, что группа «Терра» решила сделать ставку на японскую кухню (а именно — сети баров «Суши-Терра») и постепенно избавилась от «непрофильных активов». Однако в Кемерове и Красноярске кофейни «Кофе-Терра» по-прежнему работают.

Еще одна сеть кофеен Coffee Tree, аффилированная с крупнейшим автодилером Новосибирска — ГК «СЛК-Моторс», в декабре минувшего года закрыла свое основное заведение на Вокзальной магистрали, а чуть ранее — на улице Ватутина. Как стало известно «КС», основной причиной такого шага стала «слишком высокая арендная плата», характерная для отдельных площадок, занимаемых кофейней. Напомним, что особенностью концепции Coffee Tree были бельгийские вафли с разными начинками. Теперь их можно попробовать только в дилерских центрах компании «СЛК-Моторс» — Lexus, Audi, Toyota, Nissan и Hyundai, а также в автосалоне Toyota, расположенном в Барнауле. В них формат Coffee Tree продолжает свое существование.

Кроме того, легендарное заведение — ресторан паназиатской кухни «Иероглиф» — завершило свою работу 31 декабря 2012 года. Ресторан располагался в здании Новосибирского технологического института на Красном проспекте и просуществовал там 11 лет. Ограничение для конкурентной борьбы «Иероглифу» придавало полностью безалкогольное меню — из-за расположения в стенах учебного заведения. К тому же «с ростом конкуренции на рынке заведений китайской и японской кухонь нам стало сложнее соответствовать требованиям гостей», — пояснил директор по маркетингу управляющей компании «Карт Бланш Рестогрупп» Андрей Давыдов.

Наконец, закрыл свои двери и пивной ресторан Leffe.

Новички рынка

Новых заведений в последние месяцы в Новосибирске стало на порядок больше, чем закрылось старых. Причем совершенно разных по формату — есть и рестораны премиум-уровня, и кафе, столовые и даже чайхана. Так, одно из самых значимых событий в ресторанной сфере минувшего 2012 года — появление на месте бывшего News-Cafe другого эногастрономического ресторана Дениса Иванова — SALT. Как и большинство заведений ресторатора, оно уже нашло свою аудиторию, открытие было для многих представителей бизнес-элиты Новосибирска долгожданным событием. Кроме этого, господин Иванов провел «рестайлинг» меню своей сети кофеен «Чашка кофе», который, по словам PR-менеджера сети ресторанов Андрея Ушакова, обошелся примерно в 0,5 млн рублей. Меню действительно изменилось в лучшую сторону, однако и средний чек у «Чашки кофе» существенно подрос.

Чуть раньше на улице Ленина появился ресторан «Амбар». Это уже второе по счету заведение рестораторов Дмитрия Максимова и Андрея Блинова. Напомним, что первым стал ресторан «Барак», открывший свои двери на улице Серафимовича еще в 2011 году. Изюминка «Амбара» — использование в отделке старого дерева с Алтая, причем именно старого, а не состаренного искусственно, который можно наблюдать в «Бараке». В заведении преобладают европейская и русская кухни.

Следом за ним в Новосибирск зашла екатеринбургская сеть мягких ресторанов «Своя компания». За три месяца ей удалось открыть в городе два заведения — на Красном проспекте и в торгово-развлекательном центре «Сан-Сити». Кроме Новосибирска и Екатеринбурга, «Своя компания» также работает в Уфе, Нижнем Тагиле, Верхней Пышме и Челябинске. Заведение делает ставку на невысокий чек (в пределах 700 рублей), уютный интерьер и вкусную кухню. Причем последняя не ограничивается какой-то определенной направленностью: в меню можно найти и японские суши, и итальянскую пиццу, и русские пельмени. Благодаря этому круг потенциальных посетителей заведения достаточно широк и продолжает расти.

Все более популярным в Новосибирске становится формат заведения «чайхана». В декабре их список пополнился еще одним местом — чайханой Sahar, она появилась на месте бывшего гриль-бара People’s напротив часовни на Красном проспекте. Напомним, что в прошлом году, осенью на месте ресторана «Иль Густо» также открылась чайхана «Баранжар». В меню Sahar, как и в «Баранжаре», что неудивительно, преобладают блюда азиатской кухни, а средний чек равен 500 рублям.

К более простым по формату можно отнести появление еще одного кафе-столовой «Месье Оливье» на улице Челюскинцев. Заведение открылось в январе, на месте бывшего пивного ресторана Leffe. За вполне демократичную цену, в пределах 200 рублей, здесь можно позавтракать и пообедать. Также «Месье Оливье» принимает заказы на приготовление различной кулинарии — пирогов, пиццы, тортов — и организовывает банкеты по ресторанному меню. Это уже второе заведение сети кафе-столовых: первое открылось в бизнес-центре «Ланта-центр» на Октябрьской магистрали в прошлом году.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анастасия Гуткевич, директор по маркетингу сети кофеен Traveler’s coffee в Новосибирске:

— На мой взгляд, заведения общественного питания стали уделять больше внимания качеству своего меню, появляется понимание того, что важен автор блюда, автор напитка, создатель десерта, его индивидуальность: именно это и будет ценным для гостя заведения. Кроме того, бросается в глаза успех сетевых проектов, где гость знает, что если заведение открывает зарекомендовавший себя бренд, оно безопасно. Независимо от формата бренд поддерживает высокие стандарты сервиса, предлагает действительно уникальные напитки, десерты.

Мы работаем во многих городах России от Москвы до Владивостока и видим очень разные заведения общественного питания. Во многих городах успешно, прибыльно функционируют такие форматы, которые в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге сочли бы жутким анахронизмом. Поэтому корректнее было бы говорить о том, какие форматы начинают становиться более востребованными. На мой взгляд, это эспрессо-бары, заведения-театры, где гостям показывают мастер-классы, знакомят с определенными новинками, и заведения, где гость может забрать с собой напиток, десерт, салат. Соответственно, начинать бизнес на рынке общественного питания можно именно с эспрессо-бара, точки To Go, Take away.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ