Эволюция успеха

29, 30 и 31 января Новосибирский государственный академический театр оперы и балета презентовал публике первую оперную премьеру сезона — «Мессу» Леонарда Бернстайна. Премьера в необычном жанре явно удалась. Знатоки отмечают виртуозность вокального исполнения, органичное слияние разных музыкальных стихий, интересную режиссуру, танцы и образную сценографию. Похоже, что вместе с Айнарсом Рубикисом в театр пришла западная культура музыкального менеджмента.

Карьера самого Рубикиса находится в надежных руках РОНЫ ИСТВУД, заместителя директора международного артистического агентства Asconas Holt. В связи с премьерой «Мессы» она прислала в театр телеграмму с теплыми поздравлениями и пожеланиями удачи. Во время своего последнего визита в Новосибирск госпожа Иствуд рассказала корреспонденту «КС» АННЕ ОГОРОДНИКОВОЙ о том, как взращивать таланты.

— Рона, как устроена работа артистического агентства?

— У нас есть несколько групп сотрудников, некоторые занимаются только дирижерами, другие — сольными исполнителями или вокалистами. Некоторые находятся посередине, осуществляя связь. Структура компании горизонтально ориентирована, здесь почти нет места иерархичности, все строится на доверии и обмене информацией. Например, вернувшись в Лондон, я сразу составлю для своих коллег отчет о поездке в Новосибирск. Мы узнаем друг от друга о готовящихся проектах, о том, что нужен тот или иной исполнитель, дирижер или, например, пара виолончелистов. Кроме того, от артистов, с которыми мы сотрудничаем, мы тоже получаем много информации, которая может быть полезна. Таким образом, мы постоянно находимся в курсе происходящего.

— Сколько артистов ведет каждый менеджер?

— Ситуация может обстоять по-разному. Например, в моем портфеле девять дирижеров, и с каждым из них работа строится по-своему. Некоторые из них требуют от меня очень высокой степени вовлеченности в их карьеру, некоторым достаточно небольшой помощи, с некоторыми я привлекаю в качестве помощников моих коллег. К каждому артисту у нас особый подход, мы пытаемся найти для них что-то особенное, даем возможность развиваться в своем темпе, строить карьеру по своей траектории.

— Прибыль агентства формируется как процент от стоимости контракта?

— В основном да. С каждым из артистов у нас есть индивидуальный контракт, который подробно описывает объем услуг: что именно мы готовы делать, как это будет происходить, на каких условиях. Если удается найти взаимопонимание в отношении процесса и его стоимости, мы заключаем соглашение.

— О каком проценте обычно идет речь?

— Это конфиденциальная информация, но цифра колеблется около среднерыночной стоимости подобных услуг. Можно сказать, что мы не слишком жадные и стараемся сохранять разумный уровень цен. Особенность Asconas Holt заключается в том, что мы можем допустить некоторые неформальные отклонения от зафиксированных в письменном контракте условий, и эта возможность является нашей отличительной чертой.

— Это ваше уникальное торговое предложение?

— Мы стараемся заботиться об артистах, а это зачастую непростая задача. Иногда приходится говорить горькую правду: если исполнителю кажется, что он очень хорош, а принимающая сторона чем-то недовольна, нам приходится брать на себя задачу донести до артиста пожелания и рекомендации.

— Почему некоторые исполнители предпочитают сами вести свои дела?

— Думаю, здесь может быть несколько причин. Иногда артисту не нравится следовать нашим рекомендациям, иногда помогают очень хорошие связи и отличное умение общаться, иногда он сам в высшей степени организован и полностью справляется с администрированием. Но я думаю, на свете очень мало музыкантов высокого уровня, которые могут быть отличными менеджерами. Это большая работа и ответственность — брать на себя налаживание контактов, отвечать на телефонные звонки и письма, решать бытовые вопросы. Надо признаться, в большинстве своем артисты справляются со всем этим не очень хорошо.

— Рона, как вы попали в этот бизнес?

— В университете я планировала изучать правоведение, но в последний момент передумала и выбрала английский язык и музыку. К сожалению, как исполнитель я не смогла достичь того уровня, который сама считала приемлемым, и поняла, что мне стоит взяться за дело с другой стороны. Так я занялась администрированием. Тем не менее у меня была возможность петь в хоре и много путешествовать. Все сложилось очень удачно: английский и музыка — это именно то образование, которое помогает мне сегодня. Я могу хорошо общаться и понимаю музыкальные проблемы.

— Желание читать и музицировать сохраняется?

— Мне повезло — я выросла в семье, где любили слово, была хорошая библиотека и все любили читать. У меня в сумке всегда лежит художественная книга, и сейчас тоже. Конечно, в студенческие времена мне удавалось читать гораздо больше, но и сегодня это важно для меня, хотя я часто бываю настолько сконцентрирована на работе, что с трудом могу переключиться на что-то еще. Когда появляется возможность, пою в хоре. К тому же мой муж музыкант, так что все на своих местах.

— Дети продолжают семейную традицию?

— Я встретила мужа всего десять лет назад, когда заводить детей было уже поздно. Но у меня есть мои музыканты, и это прекрасно. Для меня всегда было важнее сначала построить правильные отношения, и лишь затем завести детей. И я счастлива, что у меня было достаточно времени, чтобы заняться самыми разными делами и полностью реализовать себя.

— Рона, какова цель вашего очередного визита в Новосибирск?

— Я приехала, чтобы продолжить планирование нашей работы с Айнарсом и оперным театром, подвести первые итоги и просто помечтать о будущем. Уже сейчас я вижу огромный прогресс. Прежде всего видна возросшая связь между Айнарсом Рубикисом, коллективом оркестра и солистами.

— Зрители тоже успели полюбить нового главного дирижера театра.

— Я чувствую это тепло, оно рождается, кроме всего прочего, из доверительного отношения к новому дирижеру руководства театра. Поэтому мне особенно приятно приезжать в Новосибирск.

— Благодаря тому что в вашем лице агентство Asconas Holt пришло в Новосибирск, у нас побывало уже немало интересных исполнителей. Какие перспективы вы видите в этом направлении?

— Думаю, перспективы есть. Если говорить обо мне, то еще полтора года назад Новосибирск был для меня всего лишь набором букв на карте. Теперь я узнала, что здесь много интересных, образованных людей, настоящих профессионалов. Постепенно многие в музыкальном мире узнают о том, что в этом городе есть интересные возможности, благодаря личным связям возникают новые перспективы сотрудничества. Все это еще проще сегодня благодаря Интернету. Нам очень важно, что новосибирский театр иногда просит нас подобрать артистов, это говорит о доверии. Важно услышать из первых уст мнение артистов, которые сюда приезжают, чтобы иметь общую картину.

— Однажды Айнарс сказал, что Рона знает о нем больше, чем он сам. Как вам это удается?

— Я наблюдаю за ним с того момента, как он был еще совсем молодым. За эти два с половиной года, что мы работаем совместно, я вижу грандиозные изменения. Здесь, в Новосибирске, степень доверия оркестра к дирижеру стала совсем другой, и сам он растет как лидер и руководитель. Это великолепная возможность, и здесь я вижу поддерживающий стиль руководства, благотворную, теплую атмосферу. Одна из самых сложных задач для нас — найти для каждого молодого дирижера правильное место, подходящий дом. Сейчас, когда Айнарс звонит мне, он говорит: «Это Новосибирск». Значит, приключение, которое началось полтора года назад, удалось.

— Легко ли получить хороший контракт для молодого дирижера?

— Как правило, за рубежом ведущие коллективы имеют программу, расписанную на два-три года вперед. Поэтому нужно определенное время, чтобы молодой дирижер заслужил репутацию, чтобы образовались творческие связи, и он получил предложение об участии в большом проекте. На данном этапе карьеры очень важно работать с широким разнообразием ансамблей, однако не стоит стремиться сыграть в каждом оркестре. Очень важно уметь говорить: «Нет, я подожду». Мы стараемся оберегать артиста, ценить его уникальность. На данном этапе карьеры важно уметь ждать, эволюция требует времени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ