Киоскам — бой!

Миниатюра для: Киоскам — бой!

С 1 января 2013 года вступили в силу поправки в ФЗ-171, запрещающие продавать пиво в ночное время, а также в магазинах площадью менее 50 квадратных метров. 25 января в Госдуме РФ во втором чтении был рассмотрен другой законопроект — «антитабачный», который, несмотря на ряд «смягчающих» поправок к нему, уже одобренных комитетом Госдумы по охране здоровья, все же сохраняет запрет на продажу сигарет в киосках и нестационарных точках. Противники законопроектов видят в запретах угрозу для всего российского мелкого и среднего предпринимательства. Сторонники уверены: «Мелкий бизнес выживет и сможет перепрофилировать свою деятельность в ту, что не наносит ущерб здоровью будущих поколений». Корреспондент «КС» пообщался и с теми, и другими, выяснив, грозит ли борьба за здоровье нации здоровью мелкого бизнеса.

По данным мэрии новосибирска, в городе насчитывается порядка 2,84 тыс. нестационарных предприятий розничной торговли. На сегодняшний день часть из них закрыта, часть обклеена объявлениями о продаже или сдаче в аренду. По оценке координатора Коалиции киоскеров в Новосибирске Натальи Кошелевой, порядка 20% ранее действующих киосков сегодня не работают. «Многие из предпринимателей посчитали, что с введенным запретом на продажу пива они не просто потеряли 60% доли в товарообороте, — считает Наталья Кошелева, — но и не смогли найти, чем заменить популярный товар».

Президент Лиги Новосибирских предпринимателей Ольга Гречишникова, напротив, уверена, что небольшой бизнес может проявлять гибкость: «Вспомните, к примеру, как мелкий бизнес выражал недовольство против того, чтобы убрать павильоны и выстроить на их месте микрорынки. Сегодня то же самое происходит с киосками. С другой стороны, никто не мешает предпринимателям перепрофилировать свой бизнес, вместо сигарет и алкоголя начать продавать выпечку, фрукты, цветы, мясомолочную продукцию». Президент Лиги уверена, что очень скоро пустующие киоски начнут заполняться новым ассортиментом, увеличится и количество рабочих мест.

Впрочем, для того чтобы перепрофилировать свою деятельность, предпринимателю придется «выложить» из своего кармана от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, говорят эксперты. При этом предприниматель должен учитывать целесообразность такого «перехода» на продажу иной продукции, ведь «если объект находится в спальном районе, — объясняет Наталья Кошелева, — где покупательская активность наблюдается только рано утром или поздно вечером, вряд ли предпринимателю удастся оправдать свои расходы».

В том, что запретами проблему не решить, уверен индивидуальный предприниматель Владимир Карлов, в управлении которого находятся два новосибирских объекта мелкорозничной торговли. «Нам предлагают чуть ли не шаурмой торговать. Но нужно понимать, что в этом случае стандартный киоск требуется переоборудовать как минимум в точку продаж с подведенной системой водоснабжения». Бизнесмен приводит слова мэра Городецкого по поводу того, «что Новосибирск — курортный город, поэтому здесь вполне можно торговать сувенирами», и предлагает местным властям для решения проблемы пойти другим путем: «Сделать кредиты и налоговые льготы более доступными для мелкого предпринимателя, тогда и деньги на перепрофилирование деятельности появятся».

Еще один новосибирский предприниматель — владелец сети киосков ЗАО «Эмлок» и член Президиума Всероссийской Коалиции киоскеров Михаил Епишкин подчеркивает дисбаланс в принятии важнейших для российского предпринимательства законопроектов. «С одной стороны, — говорит господин Епишкин, — федеральная власть рассказывает нам о необходимости поддержки развития малого бизнеса в стране, с другой — подобными законопроектами о запрете продажи пива и сигарет в нестационарных точках дискриминируют предпринимателей и создают невозможные условия для существования малого бизнеса».

Напомним, что 25 января 2013 года в Госдуме РФ состоялось второе чтение проекта федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Ранее комитетом Госдумы по охране здоровья были одобрены поправки, касающиеся отмены ограничений на торговую площадь и введение переходного периода до 1 июля 2014 года для торговых объектов без торгового зала. Теперь продажа табачных изделий может осуществляться во всех объектах, имеющих торговый зал. По словам Михаила Епишкина, благодаря этим поправкам малому бизнесу несколько облегчат дальнейшую судьбу, поскольку «киоск практически всегда и с минимальными вложениями можно трансформировать в павильон с одним рабочим местом и торговым залом. Это необходимо, — объясняет предприниматель, — чтобы выкладка табачных изделий не была обращена на улицу, на покупателя, а находилась внутри павильона».

Несомненно, данная редакция нового законопроекта представляет собой некоторое смягчение первоначального текста. Тем не менее даже такая формулировка подразумевает сохранение запрета на продажу сигарет в киосках.

«Отказ от ограничения запрета по площади — определенно положительный момент, — согласен Михаил Епишкин. — Однако радикально это общей картины не меняет, так как львиная доля в обороте именно киосков, в которых нет торгового зала, зависит от продажи табака (порядка 70–80%). Продажи маленьких магазинов и павильонов, как правило, больше делались на пиве, продажи же киосков во многом зависят от сигарет».

Наталия Кошелева из Коалиции киоскеров в Новосибирске добавляет, что «отказ от ограничения запрета по площади — позитивный момент. Такое ограничение носило явно дискриминационный характер. Отстаивание данного положения накладывало тень на Минздрав. Однако предложенный переходный период отсрочит закрытие 175 тыс. торговых объектов по всей России и потерю работы половиной миллиона человек, но не исключит. Закрытие магазинчиков и сокращение рабочих мест через год все равно произойдут. Угроза для малых предпринимателей сохраняется. Тем не менее людям, занятым в розничной торговле, будет чем кормить семью до 1 июля 2014 года. А потом из-за необоснованного ограничения люди потеряют работу».

При этом координатор Коалиции не понимает, почему в нестационарном магазине или киоске нельзя продавать то, что, по сути, можно в стационарном объекте. «Если раньше курящий человек покупал пачку сигарет по дороге на работу в киоске и курил ее пару дней, то сейчас он поедет в «Ашан» или «Метро» и купит не пачку, а блок сигарет — на неделю. Так в чем запрет?» — недоумевает Наталья Кошелева.

По мнению новосибирского предпринимателя Михаила Епишкина, «малый бизнес в России никогда не цвел бурным цветом, скорее выживал, сейчас же находится на последней стадии выживания, демонстрируя нулевую, а иногда и отрицательную доходность. Впрочем, сегодня мы продолжаем жить надеждами на будущее». Господин Епишкин осторожен в своих прогнозах по поводу дальнейшего будущего «киосочного бизнеса» в Новосибирске, отмечая только, что «разрушение малого бизнеса влечет за собой разрушение всей экономической цепочки. Масштабное закрытие киосков в регионе потянет за собой проблемы в дистрибьюторских, логистических, производственных компаниях, обслуживающих мелкорозничные торговые точки города и области».

В областном правительстве пока тоже не спешат оценивать последствия ограничений в части реализации алкогольной и табачной продукции, но отмечают, что, возможно, запреты приведут к закрытию, перепрофилированию, а также изменению ассортимента части объектов. «В настоящее время минпромторгом Новосибирской области проводится мониторинг результатов воздействия действующих ограничений на состояние потребительского рынка Новосибирской области», — сообщили корреспонденту «КС» в пресс-службе правительства. — В свою очередь оценить реальное воздействие на бизнес-сообщество норм законопроекта «О защите здоровья населения от последствий табака» не представляется возможным до принятия данного документа, так как в процессе обсуждений вносится большое количество поправок, изменений и дополнений».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ