«Месса» крутого замеса

Первая премьера сезона в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета — «Месса» Леонарда Бернстайна. Полная сценическая версия одного из самых необычных произведений сложного синтетического жанра впервые в России будет осуществлена в Новосибирске. Руководство театра и интернациональная постановочная группа 22 января дали пресс-конференцию, посвященную предстоящей премьере и другим планам на сезон.

Прошло чуть больше года с тех пор, как Айнарс Рубикис занял пост главного дирижера и музыкального руководителя новосибирского театра оперы и балета. За это время он дирижировал парой опер, которые уже давно прижились в репертуаре, а кроме того, смело вывел оркестр театра из ямы на сцену. Симфоническая музыка в оперном театре в его трактовке стала, безусловно, событием, заслуживающим интереса. Тем более что нашей публике есть с чем сравнить. О стремлении развивать чисто музыкальное направление говорит и последний красивый жест — недавно театр приобрел концертный рояль Steinway. В понедельник, 21 января Денис Мацуев, который лично помог выбрать рояль для грандиозного зала нашего театра, дал концерт-презентацию. «Новый рояль нужно укротить», — сказал Денис Мацуев в ходе короткого брифинга. Выбрав для концерта Рахманинова и Гершвина, музыкант укротил, приручил и очаровал не только рояль, но и полный зал.

«Я давно мечтал, чтобы на сцене Сибирского Колизея появился инструмент, который позволил бы мне и моим коллегам по цеху полностью продемонстрировать все наши возможности перед одной из самых требовательных и подготовленных аудиторий», — отметил Мацуев. Кстати, в этот день он успел побывать и в новом зале филармонии. «Очутившись на сцене, я хлопнул в ладоши и замер. Звук получился правильный, и я тут же позвонил Валерию Абисаловичу Гергиеву. Для нас дело чести давать как можно больше концертов в хороших российских залах», — рассказал пианист. Кстати, в его родном Иркутске тоже планируется строительство нового концертного зала.

Но вернемся к «Мессе» Бернстайна. Премьера первой полномасштабной постановки маэстро Рубикиса состоится на большой сцене театра оперы и балета 29, 30 и 31 января. Назвать «Мессу» оперой в полном смысле слова нельзя — в афише жанр обозначен как театральная пьеса для певцов, актеров, танцоров и оркестра. История гласит, что «Месса» Леонарда Бернстайна была написана классиком американской музыки в 1971 году в честь открытия Центра изобразительных искусств имени Дж. Кеннеди. Война во Вьетнаме, жестокие расовые стычки, хиппи и нонконформизм, рок-музыка и сексуальная революция… Попытки переосмыслить извечные проблемы духа в новых формах в начале 70-х шли одна за другой: это и культовая рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, и менее известный у нас мюзикл «Годспелл» Стивена Шварца.

За основу театральной пьесы для певцов, актеров, танцоров и оркестра Бернстайн берет канонический текст Римской Мессы, чередуя латинские тексты с английскими. Вступая в напряженный диалог с музыкой авангарда, рока, джаза и бродвейских мюзиклов, они по-своему символизируют упадок культуры и кризис веры. «Говорить о музыке очень трудно, ее надо слушать. Главные темы «Мессы» каждый поймет по-своему. Мы все очень разные, но в то же время мы живем в обществе как одно существо. Главной темой нашего разговора со зрителями станет рассуждение о сложной природе человека, о тех разных людях, которые уживаются в каждом из нас. Это касается и меня, и всего света», — рассказал музыкальный руководитель и дирижер постановки Айнарс Рубикис.

Режиссером-постановщиком спектакля стала известная латвийская актриса и режиссер Резия Калныня. По ее мнению, «Месса» ставит перед каждым из нас непростые вопросы: готов ли ты внутренне пасть, чтобы потом встать и идти дальше, готов ли услышать другого, соединить свою душу и тело. «Я очень рада, что наша постановочная команда сложилась именно в таком составе. Важно и то, что проект реализуется именно в Новосибирске, потому что Сибирь — одно из тех мест, откуда придет возрождение в период больших изменений в мире. Наша работа с солистами оперы и хора за короткое время дала очень заметный результат, талантливые исполнители, которые с желанием взялись за актерское мастерство. Сегодня все 24 артиста показывают уровень, который можно сравнить с Лондоном. Бернстайн написал мессу в 1970 году, премьера была в 1971-м. Мы живем в XXI веке, но проблемы остались теми же: зло, ненависть, одиночество, прощение, возможность веры», — рассуждает Резия Калныня.

В спектакле участвуют солисты оперы Ирина Чурилова, Анастасия Дмитриева, Владимир Кучин, Сергей Кузьмин, Карен Мовсесян, Дарья Шувалова, Алексей Штыков, Мария Мищенко, Сергей Поваляев, Сергей Захаров, Андрей Исаков. Особый жанр «Мессы» потребовал подкрепления. Так в проекте появились приглашенные солисты оперы Дмитрий Суслов и Алексей Крыжановский (известный также как телеведущий и исполнитель в стилях джаз и рок). Привлечены также артисты театрального хора, детского хора, симфонического оркестра театра, студенты Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова. Всего в постановке занято около 200 человек, и в финале их всех можно будет увидеть на сцене одновременно.

Художник-постановщик спектакля — Кристапс Скулте, театральный и телевизионный сцено-граф, признанный мастер масштабных сценических шоу. Он отметил профессиональную и слаженную работу постановочных цехов — в какой-то момент он даже начал беспокоиться, не получая звонков и вопросов из театра. Сейчас, приехав в Новосибирск перед премьерой, он видит, что процесс изготовления сложнейших декораций успешно движется к завершению практически без его вмешательства.

«Этот проект в сценографическом отношении требует многослойной коммуникации со зрителем. Начиная со знакового смысла конкретных мест и событий, визуальное решение должно сплестись в обобщенные ассоциативные символы о больших ценностях жизни. И конечно, мы с художником по свету Игорем Капустиным стараемся доставить зрителю эстетическое наслаждение», — заверил Кристапс Скулте. Он принимает участие в постановке спектакля в Новосибирске впервые, так же как и художник по костюмам Анна Хейнрихсоне, которая в основу своей работы положила идею отражения.

Илзе Зириня, которая работала над хореографией спектакля вместе с Кириллом Симоновым, отмечает, что в постижении пластики труппой спектакля с начала октября произошел серьезный прогресс. «Мы прошли уже серьезную часть пути, и все больше и больше говорим на одном языке. Очень интересно работать одновременно с музыкантами, артистами балета и солистами оперы. Как и герои «Мессы», мы научились понимать друг друга. Конечно, в танце важна форма, но, кроме этого, мы работали над дыханием, чувством равновесия, раскрепощением и умением взаимодействовать с партнером», — рассказала Илзе Зириня. «Мне важно, чтобы команда горела одной мыслью, одной целью. С такой командой легко работать, взаимодействие почти не требует слов. Стоит только подумать, как тебя уже поняли. С большинством участников постановочной группы я работала в первый раз, но с режиссером Резией Калныня мы знакомы уже давно. Я могу сразу сказать, что Резия — лучшая сторона моей жизни. Мы давно говорим на одном языке не только в работе, но и в жизни, и хорошо друг друга понимаем. Мы работали вместе на нескольких проектах, и когда я взялся за «Мессу» Бернстайна, у меня не было вопроса, кто будет режиссером. У нас есть опыт работы над духовными произведениями», — рассказал Айнарс Рубикис.

Для работы с пением в джазовой и роковой стилистике, чуждой оперным исполнителям, в качестве консультанта приглашена Наталья Соболева, обладательница проникновенного джазового вокала. «Очень приятно, что меня пригласили в такой интересный проект. Это очень сложное произведение, в котором не просто объединились разные стили музыки — в нем присутствует тонкая стилизация рока и джаза, а это непросто, — рассказала Наталья Соболева. — Я благодарна за возможность участвовать в работе над «Мессой», и мои артисты очень выросли профессионально благодаря работе с прекрасным хормейстером Вячеславом Подъельским. «Месса» — сложное произведение, которое воспроизводит разные слои общества: стрит-хор олицетворяет простых людей, которые достаточно откровенно смотрят на жизнь и задают вопросы о том, для чего мы живем в этом мире, что нам поможет стать настоящими личностями».

«Есть два состава хора: канонический текст мессы поет хор театра, а уличный хор составлен из приглашенных артистов. Сначала эти две стихии противоречат друг другу, но потом приходят к общему знаменателю. Кстати, там еще есть детский хор из Второй музыкальной школы, это ребята 12–14 лет. Каждый хор поет свою партию. Стрит-хор и дети будут участвовать в действии, профессионально танцевать вместе с балетом, ту же партию. Это особенность спектакля. Любопытно, что еще и оркестр будет петь, делать проходки по сцене. Будут и джазовые музыканты, появится даже бас-гитара», — приоткрыл завесу тайны Вячеслав Подъельский, главный хормейстер театра, заслуженный деятель искусств России.

По мнению Айнарса Рубикиса, «Месса» должна стать первым шагом к воспитанию в зрителях интереса к музыке XX века. Летом нас ждет встреча с музыкой Бенджамина Бриттена — весь мир празднует его столетие, и наш театр не сможет пройти мимо этой даты. До того как мы услышим премьеру оперы Бриттена «Питер Граймс», будет две концертных программы, постепенно ведущие нас от раннего Шенберга до зрелого Бриттена. «Это большой вызов для меня, для театра и для зрителя, — считает Рубикис. — Мы будем продолжать опыт общения со зрителями перед концертом. В прошлый раз нам не хватило времени, теперь мы выделим для беседы целый час. Особенно это важно для понимания музыки XX и XXI века». Директор НГАТОиБ Борис Мездрич полагает, что расширение музыкального диапазона неизбежно и необходимо для нормального развития театра. При этом возможность неоднозначных трактовок не пугает руководство театра: творческое беспокойство намного лучше успокоенности и застоя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ