Миновали новогодние праздники, зима перевалила за половину, стало теплее и светлее. Театральный сезон тоже идет своим чередом — 7 и 8 февраля Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» покажет очередную премьеру. На суд публики будет представлен спектакль «Девочки из календаря» по пьесе Тима Фёрта в постановке главного режиссера театра Алексея Крикливого.
В текущем, 83-м театральном сезоне «Глобус» уже показал пять разноплановых премьерных постановок из девяти запланированных. Первой стала «Куба» по пьесе молодого актера Александра Липовского в постановке Алексея Крикливого, которую показали на «Интерре». Затем был классический «Лес» Александра Островского в трактовке хорошо знакомого нашей публике режиссера Романа Самгина. В начале декабря была осуществлена еще одна постановка на основе современного драматургического материала — «Любовь людей» по пьесе молодого белорусского драматурга Дмитрия Богославского в постановке Ивана Орлова, для которого этот спектакль стал дипломной работой в РУТИ (ГИТИС). Сказочная тема началась «Финистом-Ясным соколом» в версии режиссера Анны Бабановой и продолжилась новогодним «Щелкунчиком», которого поставил Денис Малютин.
Глядя на афишу очередной премьеры, комедии «Девочки из календаря», можно ожидать самого легкого жанра — возможно, даже слишком легкого. Однако эта легкость бытия, как водится, обманчива, а порой и невыносима. Автор пьесы англичанин Тим Фёрт не только современный английский драматург, но и сценарист, поэт-песенник, продюсер и композитор. Пару-тройку лет назад в нашем прокате с успехом прошел фильм «Шопоголик», снятый по его сценарию. История про девочек из календаря берет начало в 1999 году в реальной жизни. Через десять лет с подачи того же Тима Фёрта она воплотилась в кино, а вскоре перебралась и на театральные подмостки.
Итак, жизнь нескольких йоркширских домохозяек текла размеренно и добропорядочно, на собраниях местного Женского института они занимались кулинарией, гимнастикой и пением. И однажды в шутку обсуждали возможность украсить очередной календарь не дежурными достопримечательностями, а своими портретами. Простые англичанки Анджела, Трича, Берилл, Линда, Роз, Кристин стали известны всей стране после того, как супруг одной из них неожиданно заболел лимфомой и вскоре скончался.
Тогда и пригодилась идея издания календаря наподобие знаменитого Pirelli, на сей раз как способ помочь фонду помощи больным лейкемией. Календарь вышел тиражом 3000 экземпляров 12 апреля 1999 года, и на следующее утро героини истории проснулись знаменитыми. Шумиха в массмедиа, интервью, передачи на радио и телевидении, визит в Букингемский дворец… Фильм об этой истории собрал в британском прокате больше 20 млн долларов, примерно столько же в прокате США. Но история на этом не закончилась — с тех пор календарь издается снова и снова, собрано около 2 млн фунтов для фонда исследования лейкемии.
«Мы сделали много потрясающих вещей, но главное то, что мы никогда не забывали, зачем и для чего мы это делали. Мы выпустили календарь не для того, чтобы стать знаменитыми, а для того, чтобы собрать деньги на благую цель в память о Джоне. Более того, эта история в каком-то смысле освободила женщин нашего возраста. Мы не хуже молодых девушек, и нас еще рано списывать со счетов!» — рассказала Анджела, одна из реальных героинь. Кстати, авторы Pirelli, издавая сороковой по счету календарь, нынче и сами отступили от строгих канонов. Во-первых, все героини одеты и живут вполне земной жизнью, во-вторых, большинство из них заняты в экологических проектах, и наконец, в съемке приняли участие беременная бразильская супермодель Адриана Лима и 62-летняя бразильская актриса Соня Брага.
По словам режиссера спектакля Алексея Крикливого, эта история понравилась ему своим абсолютно сказочным финалом, хотя события, которые в ней описаны, произошли в реальности. Сказочность в том, что стараниями семи женщин единственная на округ больница получила возможность построить необходимый дополнительный корпус, дать больным лекарства, улучшить их условия. Героини пьесы сделали конкретные шаги и дали надежду на то, что все может быть хорошо.
«Я видел фотографии тех настоящих «девочек» из календаря, им около 50 лет. Это интересные веселые фото, они сделаны с юмором. Там присутствует в первую очередь ироническое отношение к себе. Это ни в коем случае не голое вымогательство денег. В акте обнажения есть большая человеческая храбрость. Героиням истории необходимо было осмыслить всю свою жизнь, свой уклад, преодолеть душную, консервативную среду, в которой каждый день расписан на годы вперед. Мы тоже находимся внутри замкнутого жизненного цикла и так же задаем себе вопрос, для чего мы живем, и каждый из нас отвечает сам себе по-разному», — размышляет режиссер.
Безусловно, это в первую очередь актерский спектакль — каждая из семи героинь обладает своим характером. На сцене «Глобуса» их сыграют Светлана Галкина, Ирина Нахаева, Светлана Прутис, Ирина Камынина, Наталья Орлова, Тамара Кочержинская и Елена Гофф. «У нас в труппе хорошие актрисы, которые могут эту историю взять. Все идеально раскладывается по индивидуальностям. У каждой героини есть своя тема, своя сцена, есть свой конфликт. По драматическим канонам пьеса очень хорошо простроена. Это пьеса-календарь, в ней происходит календарная смена времен года. Девушки в процессе очень сильно меняются, развиваются, по-разному себя проявляют, по-новому себя узнают», — рассказал Алексей Крикливый. Сценограф Елена Турчанинова создала лаконичное, но интересное игровое пространство в английском стиле, сочинила роскошные костюмы на все времена года. Сейчас в театре полным ходом идут репетиции.
Кроме того, в этом сезоне на сцене «Глобуса» московский режиссер Анна Трифонова поставит спектакль «Поллианна» по книге известной американской писательницы Элинор Портер, признанной классиком детской литературы. Еще одна постановка, которую осуществит известный театральный режиссер, актер и педагог, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Кокорин, пока окружена завесой тайны — окончательный выбор пьесы пока не сделан. В финале сезона нас ждет классическая комедия «Торжество любви» Пьера Карле Мариво в постановке Романа Феодори, одного из ярких представителей современной российской режиссуры.