В ожидании конца автомобильного света?

Уходящий 2012 год стал неоднозначным для автодилерского бизнеса Сибири. С одной стороны, его результаты можно считать вполне оптимистичными в сравнении с тяжелыми и кризисными 2009–2010 годами, когда за один только год 12 автобрендов в Новосибирске сменили своих дилеров, а около 10 авторитейлеров просто ушли с рынка. С другой стороны, четко наметившийся с ноября спад продаж дает повод утверждать, что 2013 год будет для автобизнеса очень сложным. По словам дилеров, негативные признаки прошлого кризиса уже дают о себе знать в полной мере.

В этом выпуске до появления официальных статистических данных по 2012 году «КС» попытался рассмотреть, как за минувшие 12 месяцев изменился расклад сил на авторынке Сибири. В свою очередь уже в начале следующего года «КС» подведет традиционные итоги продаж автобрендов в регионе.

В бешеном ритме

Титул компании года в сфере авторитейла Новосибирска, как и год назад, можно смело присудить группе компаний «МАКС Моторс». Уходящий год стал не менее насыщенным для этого авторитейлера в плане активной экспансии на рынке, чем 2011-й. Собственно, именно поэтому данная организация становилась основным ньюсмейкером в этой отрасли.

За год участники рынка так и не получили ответы на насущные вопросы, за счет чего группе компаний удается демонстрировать такие высокие темпы роста, стремительно пополняя свой портфель и запуская в год по 3–4 новых бренда. По оценкам топ-менеджера одного из крупных авторитейлеров Сибири, минимальный совокупный объем инвестиций в такого рода проекты может составлять $90 млн. В случае «МАКС Моторс», по словам собеседника «КС», за последние три года речь может идти об объеме инвестиций в $130 млн. В самой группе компаний не называют общую сумму вложений в свое развитие, а также структуру финансирования. По данным «СПАРК», собственниками ГК «МАКС Моторс» является ее гендиректор Владимир Сафронов и его семья.

За минувший год ГК «МАКС Моторс» провела официальный торжественный запуск салонов Ford и Mazda на улице Немировича-Данченко. Эти дилерские центры построены на площадке, ранее принадлежавшей ушедшему с рынка «Автолэнду-Сибирь», который, собственно, и планировал до кризиса строить на ней указанные салоны. Также ГК «МАКС Моторс» построила и запустила дилерский центр Renault, который расположился отдельно от всех других салонов дилера на улице Автогенной. Протокол о намерениях с Renault «МАКС Моторс» подписала еще в конце 2010 года, и изначально импортер говорил о планах по открытию салона весной, однако в итоге торжественное открытие дилерского центра произошло лишь в конце 2012 года.

Еще одним брендом, который в этом году пополнил «копилку» «МАКС Моторс», стала Skoda. Изначально планировалось, что шоу-рум марки будет расположена на улице Станционной, однако в итоге по иронии судьбы Skoda расположилась в дилерском центре на улице Дачной. Эта площадка стала печально известной в 2009–2010 годах из-за скандала, связанного с невыдачей Skoda автомобилей клиентам компанией «Транзит Сервис», основанной известным новосибирским бизнесменом Андреем Соловьевым. Три года назад обманутые покупатели даже устраивали пикет у дилерского центра, привлекая властей к решению проблемы. Впрочем, вопреки распространенной в автомобильных кругах шутке о том, что «на Дачной по-прежнему витает дух Андрея Соловьева», «МАКС Моторс» не боится ауры первоначальных собственников площадки. Авторитейлер приобрел здание этого автокомплекса, а текущим арендаторам пришлось искать себе другие площадки для размещения. Так, компания «Премиум Карс» (официальный дилер Subaru в Новосибирске) переехала на улицу Бориса Богаткова, а «Евро-Спорт-Моторс» (официальный дилер Porsche в Новосибирске, входит в ГК «СЛК-Моторс») — на улицу Ипподромскую на площадку, где раньше располагался Lexus. Таким образом, влияние «МАКС Моторс» на своих конкурентов оказалось более чем очевидным.

Другим неожиданным приобретением «МАКС Моторс» стал дилерский центр на Добролюбова, где размещался «Баварский Моторный Центр» Игоря Гарбузова. Пока там продаются поддержанные автомобили, но интрига, кто именно из брендов на постоянной основе займет две эти площадки, сохраняется.

Участники рынка, знакомые с компанией, отмечают, что ГК «МАКС Моторс» не собирается останавливаться в планах своего развития, и впереди у нее еще много амбициозных проектов.

Уже сейчас авторитейлер занимает 1-е место среди всех сибирских автодилеров по портфелю представляемых брендов. Сумеет ли группа компаний вырваться вперед и по другим показателям, укрепив свои позиции и реализовав намеченные планы, или же правы окажутся скептики, считающие, что «МАКС Моторс» может стать очень сложно в кризис, станет известно уже в новом году.

Портфельный «гранд»

Одним из важных и неожиданных событий в автомобильной жизни Новосибирска в этом году можно считать появление в городе второго официального дилера Nissan — компании «Сибирские Моторы». Совершенно новому игроку на рынке удалось победить в конкурсе и стремительно развивающуюся ГК «МАКС Моторс», и крупнейшего питерского авторитейлера РРТ, и самого крупного дилера России — ГК «Автомир». Автодилерское сообщество не столь удивил тот факт, что у руля «Сибирских Моторов» встал Олег Манушевич — бывший управляющий директор ГК «СЛК-Моторс» (первый официальный дилер Nissan в Новосибирске). Гораздо более неожиданным стало то, что новый дилер принадлежит портфельным московским инвесторам — фонду «Эльбрус Капитал», входящему в «Ренессанс Груп». На сегодняшний день этот фонд также владеет официальным дилером Nissan в Тюмени — компанией «Гранд Авто», которая, по словам участников рынка, досталась ему в «кредитное наследство».

«Меня, безусловно, радует, что Nissan лояльно отнесся к финансовому инвестору, понимая, что тот рано или поздно продаст бизнес. Но при этом, насколько я знаю, других подобных случаев не было зафиксировано», — пояснял «КС» глава PSB Consulting Group и бывший член совета директоров ГК «СЛК-Моторс» Олег Мосеев.

Собственно, уже в этом году в Тюмени был запущен полноценный дилерский центр Nissan, один из самых больших в России. В Новосибирске же был открыт пока лишь временный салон, причем без лишней помпы и перерезания ленточек.

Участники рынка, знакомые с ситуацией, поговаривают, что портфельный инвестор уже через 2–3 года может быть готов продать бизнес по Nissan. В связи с этим интрига, в чей портфель брендов в финале «упадет» заветная японская марка, остается.

«Автомир» и «Мир авто»

Знаковым стал уходящий год и для ГК «Автомир» — самого крупного автодилера России по объему продаж. В Новосибирске он до недавнего времени был представлен брендами Renault, Hyundai и Suzuki, располагавшимися в дилерском центре на проспекте Энергетиков. Однако в этом году «Автомир» провел долгожданное открытие полнофункциональных салонов Renault и Volkswagen на Петухова. При этом если запуск Volkswagen прошел в формате дня открытых дверей для клиентов, то запуск дилерского центра Renault сопровождался приездом первых лиц самого дистрибьютора, главы ГК «Автомир» и масштабной торжественной программой. Основным конкурентом для «Автомира» по обоим брендам является ГК «МАКС Моторс», которая значительно раньше открыла салон Volkswagen, но гораздо позднее Renault. Пока «МАКС Моторс» убеждает с рекламных макетов, что «правильный» Volkswagen находится на улице Кирова, «Автомир» проводит агрессивную экспансию на рынке. Под руководством Александра Синицына, который до открытия салонов являлся заместителем гендиректора «Автомира-Новосибирск», компании удалось усилить позиции в городе бренда Volkswagen, в результате чего марка показала в Новосибирске по итогам трех кварталов рекордный рост в 128%. Renault пока демонстрирует более скромные результаты. Однако, к примеру, по такому показателю, как площадь салона, «Автомир» обгоняет «МАКС Моторс».

Корейская «двойня»

Как уже было сказано выше, уходящий год был ознаменован открытием сразу двух салонов марки Renault. При этом «Автомир» давно представлял бренд Renault и с самого начала планировал перевести его на отдельную площадку с планами по открытию полнофункционального салона. Гораздо интереснее ситуация обстоит с брендом KIA, который в этом году обзавелся сразу двумя новыми полнофункциональными салонами, которые были запущены компаниями, ранее этот бренд не представлявшими. Речь идет о дилерском центре компании «МЕГА-Парк» (имеет общих учредителей с «Альт-Парком» — официальным дилером Skoda в Новосибирске) Дмитрия Новикова и Михаила Мошкина на улице Ватутина, а также о салоне компании «АвтоСтар-Азия» (имеет общих учредителей с «АвтоСтар-Сибирь» — официальным дилером BMW в Новосибирске) Дмитрия Малахова и Андрея Сагирова на улице Большевистской. Оба салона выполнены по всем стандартам производителя согласно утвержденной в KIA концепции «Красный Куб». Еще один дилерский центр марки на улице Богдана Хмельницкого принадлежит «Сармату» (также является официальным дилером ГАЗа) и в этом году также был адаптирован согласно новым корпоративным стандартам марки. Таким образом, в Новосибирске функционируют сразу три полноценных дилерских центра KIA, что дает основания марке надеяться на вхождение в заветную «тройку» брендов по Новосибирску.

Укрепление «АвтоВАЗа»

Важным событием уходящего года можно считать усиление позиций «АвтоВАЗа». Сейчас эта марка занимает 1-е место по продажам в Сибири с отрывом от конкурентов, однако не стала останавливаться на достигнутом и решила удвоить свое присутствие в столице Сибири. В середине года стало понятно, что к уже имеющимся трем дилерским центрам («Новосибирск-Лада», «Автоцентр», «Авто-1») добавится еще три — «СЛК-Моторс», «МАКС Моторс» и «Автоцентр» с еще одним салоном. В этом году запустился один из перечисленных салонов — его открыла ГК «СЛК-Моторс» на площадке «Север», где до кризиса располагались дилерские центры компании «Автолэнд-Сибирь». Более того, с самого начала «СЛК-Моторс» постаралась продемонстрировать конкурентам, что стремится к достижению лидирующих позиций по этому бренду. Масштабная рекламная кампания и многообещающий старт продаж позволили авторитейлеру заявить о себе в сегменте отечественных автомобилей и вызвать всплеск активности других действующих дилеров бренда — «Новосибирск-Лады», где полностью сменилось руководство, и «Автоцентра».

Масштабный премиум

Несмотря на обилие запущенных в этом году салонов, открытием года можно считать дилерский центр Lexus в Новосибирске. Его строительство осуществлялось на протяжении четырех лет, а по своим параметрам он стал одним из самых больших дилерских центров Lexus в России. Так, общая площадь салона составила 10 096 кв. м. Учитывая, что с открытием полнофункционального дилерского центра продажи марки существенно растут, можно считать, что «большой немецкой тройке» отныне в Новосибирске будет крайне сложно догнать Lexus. Ситуация в Красноярске может служить тому примером.

Новые возможности

С учетом того, что большинство брендов обзавелись в Новосибирске первыми и вторыми дилерами, у крупных авторитейлеров осталось не так уж много возможностей для пополнения своих портфелей. Тем не менее уже в скором времени в столицу Сибири планирует выйти SEAT — в конкурсе на получение дилерства по этой марке участвуют «МАКС Моторс» и «Альт-парк». Кроме того, не так давно Новосибирск посещала делегация FIAT-Chrysler, у которой дилеров в городе вообще нет. При этом, как отмечал глава импортера Джон Стэк, выход в столицу Сибири — настоящий «челлендж» для компании. Наконец, тендер по Новосибирску проводит и Infiniti. По данным участников рынка, интерес к марке предъявляют «Сибтрансавто-Новосибирск» и «Сибирские Моторы».

Омские «переделы»

Как и в случае с Новосибирском, в Омске в этом году появилось сразу два новых дилеров «АвтоВАЗа» — «Автоцентр на Кордном» и «Феникс Авто». Первый из них до кризиса являлся одним из крупнейших авторитейлеров Омска, официально представляя бренды Honda, Volvo, KIA, SsangYong, FIAT, SEAT, а потом «заморозил» свою деятельность в рамках дилерских контрактов, последовательно расторгнув договоры со всеми марками, кроме Sollers по марке Fiat Professional. В 2011 году «Автоцентр на Кордном» по сути открыл новую главу в своей жизни, получив вдобавок дилерства FIAT, Ssangyong, УАЗ. Новой вехой для компании как раз и стала возможность представлять «АвтоВАЗ».

В свою очередь «Феникс Авто» до кризиса официально продавал в Омске автомобили марок Toyota, Audi, Suzuki. Продажа бизнеса по Toyota екатеринбургской компании «Авто Плюс» позволила ей запустить дилерства Skoda и Subaru, а впоследствии и Hyundai. В этом году ГК «Феникс Авто» продолжила активно расширять свои позиции на рынке, заполучив дилерство Honda, поскольку японская марка после расторжения договора с «Автоцентром на Кордном» так и не смогла найти в регионе нового партнера. Соперничать с бывшим дилером Honda «Феникс Авто» теперь сможет и по «АвтоВАЗу». В самом «Автоцентре на Кордном» не боятся конкуренции и даже успели обвинить ГК «Феникс Авто» в том, что та представляет большинство брендов исключительно во временных салонах. Впрочем, кто из дилеров окажется успешнее, рассудит рынок.

Пока же самым крупным дилером Омска остается «Евразия-Моторс» известного местного бизнесмена Ильи Фридмана. За этот год портфель компании пополнился брендом Ford в дополнение к уже имеющимся Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Hyundai и Renault.

Из Штутгарта в Иркутск

На главное событие в автомобильной жизни Восточной Сибири претендуют сразу два события. Во-первых, в Иркутске впервые был запущен дилерский центр марки Porsche. Раньше немецкая марка имела только двух дилеров в Сибири — в Новосибирске и Красноярске, которые в том числе реализовывали автомобили клиентам из Иркутска. Однако в сентябре этого года один из крупнейших автодилеров Восточной Сибири — «Первая Автоколонна» (представляет бренды Ford, Volvo, Land Rover, Mazda, KIA, Mercedes-Benz) Петра Хомякова и Вячеслава Черткова — запустил дилерский центр Porsche. Примечательно, что до кризиса «Первая Автоколонна» уже собиралась открыть в Иркутске салон Porsche, но тогда пересмотрела свои планы.

Другим интересным событием в Восточной Сибири стало появление второго дилера Chevrolet в лице все той же «Первой Автоколонны». В условиях кризиса Chevrolet уже пытался иметь в городе двух партнеров, назначив вторым дилером крупного московского авторитейлера «КМ/Ч». Однако в условиях кризиса «федералы» были вынуждены свернуть бизнес и покинуть город, оставив его на «откуп» местному дилеру «Люкс-Авто». Однако теперь у последней вновь появился конкурент по бренду Chevrolet. Впрочем, участники рынка считают, что «Первая Автоколонна» не повторит судьбу «КМ/Ч», и марке удастся выйти в городе на новые показатели.

Высокие горизонты Алтая

Алтайский край в этом году наряду с Новосибирской областью стал регионом, к которому автомобильные дистрибьюторы проявляли особо пристальный интерес. Так, усилиями компании «Барнаул Моторс» (официальный дилер Chevrolet, Opel, Honda на Алтае) в городе запустился дилерский центр Land Rover, в свою очередь «Алтай-Евро-Моторс» (официальный дилер Volkswagen, Skoda в Барнауле) заключила протокол о намерениях с Peugeot. Однако главным событием, повлиявшим на расстановку сил на рынке, стало получение компанией «Реал Моторс» статуса официального дилера Chevrolet, Opel и Mazda. Таким образом, новые бренды позволили компании стать самым крупным авторитейлером Алтая по количеству представляемых брендов («РЕАЛ Моторс» также является официальным дилером Subaru, Suzuki, KIA). Впрочем, такие результаты для регионального бизнеса не столь удивительны с учетом того, что одним из ключевых акционеров «РЕАЛ Моторс» является московский бизнесмен и автогонщик Сергей Успенский, владеющий крупным московским дилером «У-Сервис+».

Французский десант в Томске

Для Томска уходящий год стал примечательным тем, что в нем появилось сразу два французских бренда — Peugeot и Citroen. Первый открылся в начале осени «Фермерской снабженческо-сбытовой компанией» (также является официальным дилером Volkswagen, Skoda, Honda), а второй — другим крупным местным авторитейлером «Автосан» (также является официальным дилером Hyundai, Renault, Nissan, Mitsubishi, Great Wall) в конце декабря. Примечательно, что оба дилера не считают друг друга прямыми конкурентами по продажам, поясняя, что соперничать будут прежде всего в области сервиса. Впрочем, стоит оговориться, что интерес возглавляемой Александром Криворучко «Фермерской снабженческо-сбытовой компании» к Peugeot был обусловлен прежде всего коммерческой, а не легковой линейкой производителя, что немного потеряло свою актуальность из-за введения утилизационных сборов.

При этом компании пошли еще дальше — так, «Автосан» пополнила портфель китайским Great Wall, а «Фермерская снабженческо-сбытовая компания» подписала протокол о намерениях по открытию салона Suzuki.

Впрочем, не все игроки рынка наращивали свои брендовые линейки. Так, еще в начале года компания KIA нашла в Томске нового партнера. На смену мультибрендовому дилеру «Велес-40» (официальный дилер Audi, Subaru, Ssangyong, Hyundai Truck&Bus) пришли «Сто Коней» (официальный дилер Chevrolet, Opel). Тогдашний исполнительный директор «Велес-40» Екатерина Куликова отмечала, что ранее дилер имел определенные разногласия во взаимодействии с импортером KIA, но вместе с тем рассчитывал и дальше представлять этот бренд в Томске.

Оазисы стабильности

На фоне других регионов СФО особняком стоят Красноярский край и Кемеровская область. В этих регионах за минувший год не произошло значимых изменений на «автомобильной карте», что, с одной стороны, может служить признаком стабильности и устойчивости игроков на рынке, а с другой — говорить о низком интересе инвесторов к сфере авторитейла в этих регионах. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в том же Красноярске в декабре этого года запустился испанский SEAT.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ