Новосибирская филармония: три дня до юбилея

Новосибирская филармония украшает жизнь города и пользуется заслуженной любовью новосибирцев уже 75 лет. Филармонические фестивали и абонементы стали атрибутом культурного обихода любителей музыки всех возрастов, мероприятия высокого исполнительского и организационного уровня — привычным и очевидным благом. В преддверии праздничного концерта художественный руководитель филармонии Владимир Калужский рассказал корреспонденту «КС» Анне Огородниковой об актуальных проблемах музыкального менеджмента.

— Владимир Михайлович, как будет проходить празднование круглой даты?

— Дни рождения для тех, кто их придумывает и устраивает, — всегда головная боль. Это со стороны кажется, что светлый праздник, радость и веселье… У нас празднование 75-летия растянулось на год, и сейчас оно подходит к своей кульминации, официальной датой считается 25 декабря. Мы отмечаем этот особенный день в непростых условиях, потому что у нас нет своего большого зала, праздничный концерт пройдет во Дворце культуры железнодорожников. В первой части выступают специально отобранные коллективы, которые сегодня в наибольшей степени представляют творческое лицо филармонии: «Filarmonika»-квартет; «Маркелловы голоса» Игоря Тюваева — это то, чем мы обязаны гордиться, нет другого такого коллектива по креативности, интенсивности и популярности; Камерный оркестр, один из наиболее востребованных за рубежом. И, наконец, будет играть Дмитрий Карпов — пианист, который ежегодно завоевывает лауреатские звания на международных конкурсах. Во втором отделении Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением дирижера Гинтараса Ринкявичуса исполнят концерт Сибелиуса. Это финальная точка в обширной программе. Фестиваль «Классика», в рамках которого пройдет праздничный концерт, закончится 26 декабря, в этот день Борис Березовский сыграет в камерном зале. Вот и все. Дальше начнется жизнь после юбилея, а она гораздо сложнее.

— Сохранила ли актуальность идея концерта для строителей нового здания?

— Такой концерт будет, он пройдет в дневное время с участием симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Это практика советских времен, когда интеллигенция благодарит строителей за выполнение профессионального долга. Концерт не входит в программу фестиваля и по смыслу не должен быть связан с приемкой зала — рапортовать о начале эксплуатации, на мой взгляд, преждевременно. Это связано и с будущей судьбой помещения. На данный момент считается, что оно будет называться «Государственный концертный зал имени А. М. Каца». Имя Арнольда Михайловича Каца священно, а вот в словах «Государственный концертный зал» ощущается некий компромисс. У меня существует четкое убеждение, что новый концертный зал должен полностью принадлежать филармонии, не превращаясь в дежурное помещение для официальных приемов и торжественных заседаний. Вспомним историю: в нашей стране существовали крепостные театры, великий Гайдн 30 лет работал в поместье князя Эстерхази, в советское время искусство стояло на службе у идеологии. Если наши учредители и слушатели ждут от нас прекрасных концертов, то не стоит торопиться въехать в новое здание раньше срока: там еще стулья не стоят, нет оборудования и не набран обслуживающий штат. К тому же симфонический и камерный оркестры, оркестр русских народных инструментов и камерный хор, которые будут базироваться в новом здании, пока не имеют возможности туда въехать.

— Когда же, по вашему мнению, целесообразно будет открыть двери нового зала для зрителей?

— Мы планируем начать работу в новом зале с сентября — это, на наш взгляд, нормальный цивилизованный срок. Мы не можем в середине сезона перевести все абонементы на новое место, люди привыкли к расположению залов и своих мест в них. Мы являемся профессионалами в технологии концертного дела, которое требует множества усилий, и знаем, что значит пригласить выдающегося исполнителя, сколько требуется переговоров, маркетинговых и организационных усилий. Хотелось бы, чтобы в юбилейном году мы не потеряли чувство хозяина и ответственность.

— Может быть, городу нужен еще один зал?

— Возможно, да. Это может быть дворец приемов, не связанный с творческой деятельностью филармонических коллективов. Мы боролись за то, чтобы новое здание филармонии было акустически совершенным, специально приспособленным для симфонического оркестра. Оно не случайно будет носить имя А. М. Каца, который руководил оркестром пятьдесят лет и пятьдесят лет маялся, не имея достойного зала для себя и своих музыкантов. Для того чтобы проводить профсоюзные съезды и праздники урожая, нужны другие общественные пространства.

— Возможно, сказывается происхождение здания, построенного в свое время как Дом политического просвещения?

— Может быть, действительно место такое… Тем не менее, наши партнеры со всей страны и из-за рубежа буквально преследуют интересными предложениями, потому что все знают, что открывается новый зал. Хочется качественно управлять этим процессом. У нас есть план сделать 12 сентября день открытых дверей, начать сезон в плановом порядке. Думаю, проблема в том, что в городе и области на протяжении многих лет не существует внятной культурной политики, поэтому сиюминутные даты и конъюнктурные интересы иногда преобладают над культурными. Возможно, я несколько сгущаю краски, морозы действуют или конец года, который для меня всегда становится сложным периодом. Время покажет.

— Каков ваш прогноз в отношении зрителей, которые за годы стройки успели привыкнуть к ДКЖ, ДК «Строитель», другим площадкам в разных районах города?

— Мы стараемся просчитать, что же происходит. Думаю, количество наших клиентов не увеличится резко, также не ожидается особых изменений в возрастном, гендерном или социальном плане. Раньше у нас было примерно 800 держателей 1-го абонемента, и мы с Арнольдом Михайловичем всегда дискутировали, нужно ли расширять их круг. Многие помнят, что абонемент нельзя было купить, но можно было принести прошлогодний корешок и обменять его на новый. Когда концерты по этому абонементу перешли в ДКЖ, количество слушателей увеличилось на 200 человек. Мы сделали еще один аналогичный абонемент под номером 1а, прирост составил примерно 400 человек. В новом зале прийти на концерт смогут больше тысячи человек. Уже сейчас мы должны подумать о содержании этих абонементов, возможно, сделать их не таким насыщенными: все-таки 16 концертов в абонементе — это непомерно много. В том же Екатеринбурге, где очень хорошо построена маркетинговая филармоническая деятельность, абонементы включают по 3–4 концерта. Я называю это мелким оптом: не машина угля, а два ведра. А там посмотрим: вдруг вы переедете или смените систему отопления. Наш народ не привык планировать надолго вперед, и продавать осенью билеты на апрель, как это принято на Западе, мы пока не будем.

— Чтобы заполучить на будущий сезон звездный состав гастролирующих исполнителей, нужно планировать задолго?

— Да, и с этим тоже возникают сложности. Например, чтобы пригласить приличных исполнителей на «Рождественский фестиваль», который пройдет в декабре 2013 года, нужно вести переговоры и подписывать контракты уже сейчас. У большинства из них график расписан надолго вперед, а мы до сих пор не понимаем, каким бюджетом сможем располагать. Хотелось бы иметь возможность долгосрочного планирования в области культуры. Предложений много, и очень интересных, при этом некоторые исполнители планируют гастроли по нескольким сибирским регионам, для нас это означает более привлекательные цены. Однако заключить с ними договор мы пока не можем. Так финансирование культуры по остаточному принципу снижает качество наших услуг.

— В этом году НСО тоже отмечает 75-летие. Как строится работа филармонии в области?

— Внутриобластные проблемы существуют, и резкий перепад, который наблюдается между городом и деревней, очень печален. Есть несколько точек, где идет нормальный просветительский процесс, например, город-спутник Бердск или отдаленный Карасук. Но в большинстве населенных пунктов очень небольшой круг потребителей культуры: дети, которые занимаются в музыкальной школе, если такая есть, их родители и педагоги. Есть приличные концертные площадки, но они не всегда могут быть наполнены. Это очень серьезная проблема, я не знаю, как ее решать, и здесь не все в нашей воле. Многое связано с системой местного самоуправления, другими факторами. При этом сам Новосибирск в сфере концертного исполнительства и музыкального искусства обречен быть в первых рядах, потому что система музыкального образования здесь отлажена, как фордовский конвейер. Каждый год на рынок труда выпускаются молодые музыканты, которым негде работать. Они пытаются организовывать проекты, у них светлые головы, они придумывают что-то, чего мы уже не сможем придумать.

— Но филармония не может вместить всех?

— Некоторые приходят к нам, если работа в государственном учреждении кажется им привлекательной из-за своей стабильности. Но действующая система грантов Министерства культуры говорит о том, что мы больше и больше приближаемся к новой модели организации музыкальной жизни, в рамках которой исполнители время от времени объединяются в коллективы для реализации отдельных проектов. Делают вместе концерт или спектакль, едут на гастроли, получают опыт сотрудничества и строчку в резюме, потом расстаются, не успев устать друг от друга. Возможно, кто-то из молодых выберет преподавательскую работу или карьеру, не связанную с музыкой. Кто-то увидит в этом разрушение традиций, но это мировая тенденция — люди больше не работают всю жизнь на одном месте и даже в одной профессии. Для молодежи приоритетом становится интерес, а не стабильность, и это вполне понятно. Хотя я сам, как японец, тридцать лет проработал на одном месте — в консерватории и двадцать — в филармонии.

— Итак, в городе есть квалифицированные исполнители, профессиональный музыкальный менеджмент и просвещенная публика. Чего не хватает?

— Должна быть разумная и просчитанная децентрализация зрелищных мероприятий. Каждый район должен иметь свой культурный центр, вокруг которого строится художественная просветительская работа, направленная на нужды населения. В советское время на каждой окраине строился кинотеатр, в Кузбассе около шахт стоят совершенно пустые мраморные Дворцы культуры, в которых в будни занимаются дети, а в выходные — кино и танцы. Я как-то наблюдал практику в Шотландии: там в каждом микрорайоне с согласия жителей средства вкладываются в создание центра, где есть кулинарные курсы и кружки рукоделия, свое районное телевидение, молодежный театр и так далее. У нас тоже накоплена огромная практика, но, к сожалению, чрезмерно идеологизированная. Хочется, чтобы в таких центрах взаимодействовали разные возрастные группы, рождалось совместное творчество, складывалась теплая неформальная обстановка. И, конечно, эти многофункциональные Дома культуры должны свободно вмещать симфонический оркестр или драматический театр.

— Что можно сделать, чтобы культура пришла в село?

— Интересно было бы возродить традицию культурных поездов. Конечно, часть населения всегда предпочтет потратить деньги на водку, а не на концерт в филармонию, но постепенно у людей просыпается интерес к культуре. На уровне художественной политики должна произойти смена приоритетов, пора отказаться от сарафанной самодеятельности, непростительно заведомо снижать культурную планку. Один из наших коллективов на гастролях в дальнем совхозе встречали очень тепло, а потом кто-то из селян говорит: «Как хорошо, что вы приехали. Мы устали смотреть эту лабуду по телевизору». У людей огромный запас памяти и вкуса.

— То есть важно использовать тот потенциал, который уже есть?

— У нас потрясающая концентрация культурных учреждений. Но есть неписаное правило: чем выше концентрация культурных учреждений, тем ниже уровень культуры. Это значит, что мы работаем на узкий городской контингент, да и климатические ограничения никто не отменял — не каждый соберется на концерт из отдаленного района. Знаете, Собинов приезжал сюда в 1928 году и делился впечатлениями: «Концерт прошел очень хорошо, скрипач играл прекрасно, но жаль, публики было мало. Говорят, что не сезон, но, видимо, город такой». Тогда в городе действительно было мало интеллигенции. Та публика, которая есть в филармонии сегодня, почти не имеет тенденции к приросту. Радует, что молодежь бывает в филармонии и затем реализует себя в блогосфере, оставляя очень точные и порой беспощадные отзывы. Кто-то пишет, кто-то читает и обсуждает — значит, есть какое-то общественное мнение. Есть интерес, есть потенциал, и те молодые люди, которые тусуются по клубам, могут быть и нашими посетителями. С другой стороны, должна быть политика концертно-гастрольного протекционизма, нужна поддержка государственных и частных концертных организаций, и не только в плане прямого финансирования. Если я собираюсь привезти звезду мирового уровня, нужна информационная и репутационная поддержка, чтобы у людей возникло чувство культурной самодостаточности, причем в любых жанрах.

— Будет ли установлен памятник Арнольду Михайловичу Кацу?

— Думаю, что будет установлен бюст внутри нового здания. Напротив входа в Венскую оперу выложены имена великих композиторов и дирижеров. У нас речь пока идет об одном человеке, и очень важно воплотить этот замысел. В Новосибирске есть все условия, чтобы музыка вообще и филармония в частности стали мощным инструментом маркетинга территорий, о котором так много говорят. А сейчас нам остается только ждать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ