Интересно, но не всем

Автокредиты сегодня достаточно парадоксальный с точки зрения своей привлекательности для банков продукт. Одни игроки заинтересованы активно развивать это направление, другие, напротив, перестали выдавать автозаймы. Будут ли банкиры в будущем кредитовать физлиц на покупку автомобилей, выясняла ВИКТОРИЯ АНТОНОВА.

Хотят или нет?

Опрошенные «КС» банкиры в своих мнениях по поводу привлекательности автокредитования разделились. «Для Райффазенбанка автокредитование продолжает оставаться интересным и перспективным направлением, которое не перестает развиваться», — говорит директор сибирского филиала ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Почеснев.

По его словам, сегодня наблюдается повышение интереса к сотрудничеству с банками со стороны автопроизводителей и дилеров, активно разрабатываются совместные программы кредитования, позволяющие покупать автомобили по сниженным процентным ставкам.

Свой взор на сегмент устремили и в Газпромбанке. «На сегодняшний день филиал активно развивает направление автокредитования. Это связано и с задачей большей диверсификации кредитного портфеля, и с потребностью рынка в данном продукте. При этом в перспективе она только возрастет, что определяется спецификой новосибирского рынка: в ближайшие несколько лет будет наблюдаться активный процесс замены подержанных «праворуких» автомобилей на новые автомобили иностранного производства экономкласса. В частности, именно данный факт объясняет открытие новых автосалонов таких экономмарок, как Huyndai, KIA, Renault, несколькими дилерами. Для примера: на сегодня марку KIA представляют в Новосибирске три официальных дилера, Huyndai — два официальных дилера, Renault — два официальных дилера», — объясняет интересы финансовой организации начальник отдела кредитования физических лиц новосибирского филиала Газпромбанка Елена Бусова. Кстати, банк активно начал продвигать автокредиты с октября этого года. Привлекательны автокредиты и для Сбербанка России, где также отмечают, что плавный переход сибиряков с правого руля на левый поспособствует востребованности таких займов.

При этом ряд игроков говорит, что рынок слишком рискован, и правила работы местных дилеров ведут к тому, что в сегменте достаточно высокий процент невозвратов. Об этом, в частности, рассказывала директор по розничному бизнесу филиала Альфа- банка в Новосибирске Марина Кокоулина на недавней пресс-конференции. Продукт в банке остался, но скорее «на всякий случай». В банке «Ренессанс Кредитование», который еще в 2011 году значился в топе «самых автокредитных» банков на федеральном уровне, программу по автозаймам и вовсе свернули. Эту информацию «КС» подтвердили в пресс-службе банка в Москве.

Текущая ситуация

Что касается сегодняшней ситуации на рынке автокредитования, то банкиры говорят, что в целом она осталась такой же, как в прошлом году. Таким образом, существенного роста в сегменте нет, есть плавное развитие.

Впрочем, это утверждение касается работы универсальных финансовых организаций. Между тем доля на рынке автокредитования кэптивных банков с каждым годом растет. Поэтому можно предположить, что и они вносят свой вклад в то, что обычные банкиры не фиксируют роста кредитования автомобилей.

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко подтверждает, что доля кэптивных банков в 2012 году заметно выросла. «В следующем году мы прогнозируем, что темп прироста на рынке автокредитования несколько снизится за счет постепенного охлаждения потребительского кредитования, но останется выше аналогичного показателя по всему страхованию в целом. На наш взгляд, доля кэптивных банков производителей будет иметь тенденцию к росту с целевым значением на уровне развитых стран (около 50%). Сейчас же эта часть в России составляет примерно 25%», — уверяет господин Сороко.

«Безусловно, выход кэптивных банков на рынок практически полностью перекрывает кредитование данной марки другими банками, т. к. родные банки имеют возможность предложить клиентам более привлекательные условия за счет предоставления скидки на автомобиль и выдачи кредита под более низкие процентные ставки, но тем не менее полностью охватить рынок им не удастся, поскольку они не обладают теми преимуществами, которые могут предоставить универсальные банки», — настаивает Андрей Почеснев.

При этом те же госбанки отмечают, что пока выигрывают в доле рынка, в том числе у кэптивных банков производителей. «По итогам первого полугодия 2012 года Сбербанк России занимает первое место по объему выданных автокредитов на территории РФ, что свидетельствует о том, что программы с автопроизводителями и инструменты продвижения у универсальных банков интересны для клиентов, приобретающих авто», — говорит начальник отдела планирования и контроля розничных продаж Сибирского банка Сбербанка России Александр Исаков. Однако конкретных цифр в подтверждение своего лидерства в банке не озвучили. При этом Исаков добавляет, что ситуация на рынке позволяет каждому из игроков занимать свою нишу и удовлетворять потребности клиентов.

Что дальше?

В своих прогнозах на будущее автокредитования банкиры в основном опираются на развитие дилерского бизнеса. «Текущая ситуация в дилерских центрах СФО такова, что мы наблюдаем замедление темпов роста продаж», — рассказывает Почеснев. Из его слов можно сделать вывод: бурного роста автокредитования в следующем году скорее всего не предвидится. «По нашим прогнозам, рост всего рынка продаж новых автомобилей будет в пределах 4–6%, что в свою очередь отразится и на рынке автокредитования, динамика развития которого по сравнению с 2012 годом также замедлится. Как будет меняться процентная ставка, прогнозировать достаточно трудно. Она будет зависеть от внешней и внутренней экономической ситуации. Не исключено, что в начале 2013 года возможна ее корректировка, но значительных изменений не ожидается», — считает Андрей Почеснев.

В Сбербанке не спешат строить прогнозы на предстоящий год. «На наш взгляд, на 2013 год более прозрачная картина о тенденциях рынка сложится в конце декабря текущего года — февраля следующего», — говорит Александр Исаков.

Что касается прогнозов по просрочке, то большинство опрошенных «КС» экспертов полагает, что она будет плавно снижаться, тем более что эта тенденция на рынке уже есть. «Можно констатировать, что с 2010 года доля просроченных автокредитов во всем пуле выходящих на погашение кредитов постепенно снижается. В ноябре 2010-го этот показатель составлял 12%, тогда как по итогам 11 месяцев текущего года — не превышал 7% (по данным Центробанка РФ)», — отмечает Антон Сороко.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

МАРИНА ГИРИНА, директор филиала ЛОКО-Банка в Новосибирске

— Присутствие кэптивных банков ощутимо, и их число будет расти. Очевидно, что производители будут наращивать продажи через свои банки — это мировая практика. Если взять цифры по Западной Европе, то порядка 50% рынка автокредитов на новые машины контролируется кэптивными банками.

В России универсальные банки на сегодняшний день занимают достаточно сильные позиции и имеют значительный потенциал развития, учитывая, что до перенасыщения этого рынка еще далеко. Основной вопрос — это конкурентоспособность предложений, при этом вопрос ценовой конкуренции не является главным, в конечном итоге это вопрос качественной конкуренции, комфорта взаимоотношения банка и клиента. Клиенты понимают, что автокредит — это долгосрочный продукт (в среднем от двух до пяти лет), и в его случае важно обращать внимание не только на выгодную ставку по кредиту, но и на то, как будет происходить выплата кредита, насколько удобно это будет делать. Кэптивные банки, как правило, ограничиваются только рабочим местом в салоне дилера и не имеют представительств в городах, районах, что не всегда удобно клиентам. К тому же зачастую люди берут автокредит в том банке, клиентами которого они уже являются: они довольны качеством обслуживания, сервисом и не хотят обращаться в другой банк. Поэтому, делая акцент на развитии трендовых направлений, таких как экспресс-кредитование, кредитование подержанных автомобилей и т. д., при этом постоянно повышая качество сервиса, универсальные банки могут столь же успешно существовать наряду с дочерними банками автопроизводителей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ