Рынок такси: противоречивые тренды года

Уходящий год оказался насыщенным на события в сфере таксомоторного рынка Новосибирска: был введен «Закон о такси», появился новый федеральный перевозчик с большим автопарком и претензией на лидерские позиции, а сам рынок подвергся некоторой реструктуризации — теперь на нем, по мнению руководителей компаний такси, можно выделить крупных китов, на долю которых приходится наибольшее число пассажирских перевозок в городе. Кроме этого, в почти закончившемся 2012 году в Новосибирске впервые появилось такси, специализирующееся на перевозках домашних питомцев, — ZooMobile. О нем, а также об основных трендах и итогах, корреспондент «КС» побеседовал с участниками таксомоторного рынка.

«Сырой» закон

Одним из главных событий уходящего года в сфере услуг такси в Новосибирске стало вступление в силу Федерального закона № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.04.2011 г.», более известного как «Закон о такси».

По обоюдному мнению участников рынка, закон полностью не оправдал ожиданий: прописанные в нем положения никем не контролируются, соответственно, говорить о порядке на дорогах и лицензированных водителях еще рано. По данным пресс-службы министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, в общей сложности на сегодняшний день выдано свыше 5000 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Из них 2722 разрешения выданы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории города Новосибирска.

«На мой взгляд, эта цифра — 5000 лицензий — составляет всего около четверти водителей, которые работают сегодня в Новосибирске», — отмечает директор такси «Экипаж» Матвей Демиденко.

Как пояснил «КС» генеральный директор компании «Гранд-Авто» Андрей Заворин, количество лицензированных машин не является показателем эффективности закона и наведения порядка на рынке. «Должна осуществляться контрольно-надзорная деятельность, позволяющая выявлять нелегальных и недобросовестных участников рынка. Правила-то написаны, а вот их исполнение не контролируется никем и никак. А без этого никакие законы не дадут реального эффекта», — отмечает господин Заворин. Подробно об этой теме «КС» писал в прошлом номере.

Тем не менее новый закон все же сыграл свою роль и способствовал некой реструктуризации на рынке таксомоторных услуг. Теперь можно выделить наиболее заметных и крупных по размеру таксопарка игроков: «Гранд-Авто», «Мой город» и «Такси 24» (от 100 до 320 автомобилей); за ними следуют компании с меньшими таксопарками (от 30 до 40 машин), которых насчитывается в городе шесть. Если судить по предпочтениям горожан, то лидерами среди такси Новосибирска, по версии поискового сервиса Яндекс, являются «Атлас», «Лидер», «Такси 24», «Максим» и «Гранд-Авто». «В последние морозные недели именно эти службы такси в Яндексе запрашивали наиболее часто», — уточняет региональный представитель компании «Яндекс» в Сибири и на Дальнем Востоке Сергей Вепренцев.

«Конкурентная среда на сегодняшний день также обострена увеличением количества нелегальных перевозчиков, — считает директор группы компаний «Мой город» Евгений Рыдкин. — И это тоже последствия принятого закона». А поправить в нем нужно не так уж и много: внести в ПДД пункт, согласно которому водитель по просьбе сотрудника ГИБДД обязан предоставлять лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров.

Пока этого не произошло, таксисты в сентябре текущего года самостоятельно объединились в некоммерческое партнерство «Таксомоторные перевозчики Сибири». На текущий момент его членами являются более 10 перевозчиков, в числе которых и крупные компании, такие как «Мой город», «Такси 24», «Атлас». «Мы стабильно общаемся, а также негласно задаем стандарты работы, при этом мы все — конкуренты», — добавляет руководитель «Такси 102», директор НП «Таксомоторные перевозчики Сибири» Ирина Зарипова.

Новые игроки

Крупная федеральная сеть «Такси 24» зашла в город в начале лета этого года. Компания сразу заявила о себе как о крупном игроке, сформировала большой таксопарк (более 100 автомобилей. — «КС»). Однако качество предоставляемых перевозчиком услуг остается не на высоком уровне. Об этом рассказывают и пассажиры, и водители, прежде работавшие в данной компании: «Водители сутками крутят баранку, чтобы выполнить план. Именно из-за недосыпания происходит большинство ДТП, а за ними следуют долговые расписки, подача на водителей в суд. Я устраивался в «Такси 24» в сентябре этого года, проработал до декабря. За весь период работы было всего пять выходных, при этом ни одного обманутого клиента и обсчета», — рассказал бывший водитель «Такси 24» Ростислав.

Сомнения по поводу качества услуг нового перевозчика старожилы таксомоторного рынка Новосибирска высказывали еще летом, когда сеть только начала свою деятельность. Так, Андрей Заворин отмечал, что «Такси 24» забрали у «Гранд-Авто» примерно 20 худших водителей. «В отличие от новой структуры у нас существуют конкурс и требовательная процедура отбора, стажировки и переквалификации водителей, а новая компания просто их набирает. А это большая разница — набирать или отбирать», — объяснял господин Заворин.

Кроме нового крупного перевозчика, на рынке услуг такси в конце октября появилась не совсем обычная компания ZooMobile, она специализируется на перевозке домашних питомцев в ветеринарную клинику, на дачу и даже в другой город. В таксопарке ZooMobile всего один автомобиль — Renault Kangoo, оборудованный специальной секцией для перевозки животных, после каждой поездки проводится ее санитарная обработка. Стоимость такого удовольствия — 300 рублей в час

«В среднем нам поступает от двух до пяти звонков в день, и, надо отметить, их число постоянно увеличивается. Это не такая востребованная услуга, как обычное такси, и круг клиентов весьма специфичен: позвонить нам может только владелец животного, — рассказывает один из создателей такси ZooMobile Ксения Прасолова. — Мы всегда предупреждаем клиентов, что это не обычное такси, в которое позвонил и приехали, а служба перевозки животных, здесь они — главные пассажиры! Безопасность и комфорт для нас на первом месте, мы проводим обработку и чистку салона после каждой перевозки, поэтому 80% заявок оформляются заранее».

Тренды года

Большинство из опрошенных таксомоторных компаний отметило, что уходящий год стал для них вполне успешным. «Наблюдался устойчивый рост количества выполняемых заказов, — говорит руководитель отдела маркетинга службы заказа такси «Лидер — Новосибирск» Любовь Браун. — Ситуация на рынке сейчас складывается таким образом, что такси стало очень доступным широким слоям населения, конкуренция высока, и поэтому успеха добиваются те, кто предлагает наиболее доступную народу услугу с высоким процентом выполняемости».

Появившуюся тенденцию к поиску своего клиента отметила Ирина Зарипова: «Этот год для нас был сложным и противоречивым, но также очень плодотворным в реализации многих идей. Подводя итоги, можем отметить, что рынок такси не только увеличился, но и стал сегментироваться: каждый перевозчик находит своих уникальных пассажиров, к тому же многие компании стали позиционировать себя в отдельных ценовых нишах с соответствующим качеством услуг». К примеру, автопарк «Такси 102», пожалуй, один из немногих в городе, который предоставляет автомобили в кузове «универсал».

«Также, безусловно, новый тренд в Новосибирске, который стартовал с 2011 года, — это фиксированные тарифы «Узнай цену сразу», — продолжает госпожа Зарипова. — Большинству пассажиров очень нравиться называть маршрут и получать абсолютную стоимость, но, к сожалению, как и все модное, такая ценовая политика начинает себя изживать: по причине десятибалльных пробок, водителям становится невыгодно выполнять заказы по фиксированной цене. И на смену им приходят старые добрые таксометры, но уже в электронном виде. Такие таксометры можно устанавливать на навигатор, коммуникатор или даже планшет. Во многих компаниях такси уже идет активное внедрение программного обеспечения».

Кроме того, Ирина Зарипова отметила, что парков, которые работают на отечественных автомобилях, остались единицы, поэтому у потребителей есть выбор ездить на различных моделях, самыми распространенными среди которых являются Daewoo Nexia, Renault Logan, Renault Sandero. «У многих крупных парков появились также и новинки — Volkswagen Polo, Geely, Skoda Octavia, поэтому качество обслуживания у крупных компаний, на мой взгляд, улучшилось», — заключает эксперт.

Однако не все так гладко, и некоторые перевозчики предпочли уйти из данной ниши рынка, нежели продолжать вести бизнес в ней. Так, основатель и президент томской Фермерской снабженческо-сбытовой компании Александр Криворучко, бывший владелец службы такси, считает, что цивилизованно вести этот вид бизнеса стало достаточно сложно, особенно когда неподалеку сидят «бомбилы» и ничего не платят, работая только в плюс. «Рынок такси в том виде, в котором он сейчас есть, достаточно нецивилизованный. Власти не раз пытались структурировать его, но безуспешно. Кто при этом будет контролировать так называемых «бордюрщиков»? Они будут всегда выигрывать, приезжая в лучшие моменты, снимая сливки с рынка, работая с минимумом издержек и ответственности. А вы как легальный таксопарк при этом должны обеспечить людей нормальной работой и наличием заказов».

Господин Криворучко привел пример решения таксомоторного вопроса в Испании. «Там я встречал случаи, когда у водителя такси еще прадед имел лицензию на осуществление этой деятельности, передавая ее из поколения в поколение. Никто со стороны там просто так не может сесть за руль такси и поехать. И это уже не говоря о наличии видеокамер в машинах и других мер безопасности. У нас же нет разумности, и когда она появится — не известно».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ