MBA на вес золота?

Говоря о целесообразности получения качественного и дорогостоящего бизнес-образования, вопрос о его эффективности и окупаемости все чаще выходит на первый план. В чем плюсы и минусы российского и особенно зарубежного диплома MBA, а также какое мнение на этот счет у экспертов и участников рынка, выяснял «КС».

Еще несколько лет назад считалось, что иметь МВА модно. В результате большое количество обладателей диплома МВА обесценило наличие заветных «корочек», и бизнес-образование из элитарного превратилось в массовое. Как результат многие работодатели перестали обращать внимание на такую строчку в резюме. На этом фоне появились даже ироничные комментарии о том, что кризисам 1998-го и 2010 годов мы обязаны выпускникам Гарварда. Сейчас претенденты на получение МВА в первую очередь задаются вопросом, насколько это целесообразно и эффективно, а работодатели, направляющие своих сотрудников на бизнес-обучение, просчитывают, как скоро оно окупится. Выбор бизнес-школы стал задачей не из легких, ведь по факту из огромного количества сегодня лишь около десяти смогут дать стоящее образование. Особенно этот вопрос актуален, когда речь идет о возможности получения бизнес-образования за рубежом. Именно такие случаи и оказались в этот раз в фокусе «КС».

Руководитель управления корпоративных продаж «Лаборатории Касперского» в России Евгения Наумова получала диплом МВА в Kingston University в Великобритании. Поводом для такого шага стала ее работа в IT-стартапе, где за короткое время ей удалось подняться по карьерной лестнице от менеджера по продажам до руководителя. В такие моменты чаще всего становится понятно, что для решения новых задач, помимо лидерских качеств, требуются более системный подход и комплексное видение бизнеса. «Вскоре после получения степени меня пригласили в «Лабораторию Касперского», где уже через год работы мне предложили повышение. При достаточно быстром росте я не ощущала недостатка знаний и не испытывала неуверенности в компетенциях. Все было достаточно легко, все процессы понятны, оставалось только прикладывать много усилий для достижения результата», — рассказывает Евгения Наумова. По ее оценкам, диплом МВА окупился примерно за 2–3 года.

В свою очередь у директора департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности Microsoft в России Марины Левиной получение МВА в Стокгольмской школе экономики пришлось на середину карьеры, в тот момент она была вице-президентом по коммуникациям компании Ericsson. Несмотря на обширный опыт успешной работы, ей не хватало знаний, как устроен бизнес. Отрываться от работы не хотелось, поэтому она выбрала модульную программу, позволяющую совмещать работу и учебу. «Деньги, вложенные в МВА, нужно рассматривать как инвестиции, а не как затраты, потому что получение этого образования формирует ваш долгосрочный актив. Если рассматривать собственные знания, навыки, опыт как некий интеллектуальный капитал, который имеет рыночную цену — оплату вашего труда, то МВА — это очень существенная инвестиция в свое настоящее и будущее», — считает Марина Левина.

С такой позицией согласны и другие представители бизнеса. «Получение MBA за рубежом — действительно колоссальные инвестиции. Такое обучение реально трансформирует сознание и расширяет границы мышления. Но то, как вы воспользуетесь полученными знаниями, зависит от вас. В любом случае ваш имидж и то, кем вы себя считаете, изменятся», — отмечает гендиректор агентства стратегического развития MAINS Эдуард Вараксин. Он рассказывает, что в рамках программы обучения по программе Executive MBA в Стокгольмской школе экономики познакомился с интересными людьми, являющимися первопроходцами в чем-то. «Для каждой группы назначается куратор. Например, в нашем случае им был директор по качеству компании SAAB Aerospace (ныне RUAG Space Sweden) Клаес Берлин. Это компания, которая конкурирует на рынке коммерческого космоса, и их продуктами являются системы запуска для «арианов» — мощных челноков, спутниковых систем», — рассказывает Эдуард Вараксин. По его словам, программу обучения отличает достаточно жесткая система отбора с большим процентом отсева. Средняя стоимость обучения, по его словам, составляет порядка 100 тысяч евро. Однако он уверен, что программа стоит потраченных на нее денег.

Впрочем, тренер Moscow Business School Андрей Анучин утверждает, что говорить об окупаемости бизнес-образования всегда достаточно сложно, так как мало инструментов оценки эффективности инвестиций в него: «Образование тем и отличатся от обучения, что его эффективность оценить фактически невозможно. С обучением все просто: раньше человек не мог что-то делать, теперь может, значит, эффективность его работы возросла. Но образование так просто не монетизируется», — отмечает эксперт.

Участники рынка сходятся во мнении, что оптимальное время для получения МВА наступает тогда, когда уже присутствует четкое понимание, чего не хватает для дальнейшего карьерного развития. Поэтому бизнес-диплом эффективен только при наличии достаточного рабочего опыта, а сразу после университета эти знания оказываются лишь чисто теоретическими и не отвечают на насущные рабочие вопросы. Соответственно, они очень быстро забываются. Президент компании Parallels на развивающихся рынках Павел Ершов согласен с коллегами лишь частично: «Я не чувствую, что в России наличие MBA влияет на принятие кадрового решения. У меня нет MBA, и ближайших планов по его получению тоже нет, но я не исключаю эту возможность в будущем. Я считаю, что такое образование даже бессмысленно получать до 35 лет. И я встречал на своем пути много топ-менеджеров крупных компаний, которые без MBA более чем успешно справлялись со своими обязанностями».

Есть мнение, что российское бизнес-образование идет за мировыми трендами с отставанием в пятилетку. Поэтому то, что можно получить в западной школе уже сейчас, будет доступно российскому студенту не скоро. «Российский рынок МВА-образования очень молодой: первые школы появились в начале 90-х (МИРБИС, Высшая школа бизнеса при МГУ). Таким образом, история российского бизнес-образования — не более 20 лет, а путь, который прошли зарубежные школы в своей эволюции, — это более 100 лет подготовки профессиональных менеджеров, — рассказывает руководитель отдела по маркетингу Московской школы управления Сколково Екатерина Иноземцева. — Содержание программ МВА в мире и России повторяет ожидания потенциальных потребителей, пусть и с некоторым запозданием. Например, сейчас в моде гибкость расписания, возможность составлять свой курс из различных элементов, возможность выбирать коуча или ментора во время обучения. Особое значение уделяется аспекту международности: как правило, школы размещают кампусы в разных странах мира, и студент МВА может за время обучения побывать в двух-трех странах». Например, одна из программ предполагает обучение в Москве, Тбилиси и Гренобле (Франция). Распространены и варианты, включающие в себя Нью-Йорк, Лондон, Стамбул.

В свою очередь российские школы лишь несколько лет назад начали вводить в программы зарубежные стажировки. Некоторые из них заключили лицензионные соглашения с западными коллегами, что позволяет получать диплом обеих школ (Стокгольмской школы экономики, ВШБ при МГУ и др). «Если говорить о Сколково, то у нас несколько программ, включающих посещение других стран, например, США, Китая и Индии. В ходе каждой такой поездки студенты посещают передовые компании этих стран. Более того, студенты должны выполнять определенные проекты в этих компаниях, что позволяет им на деле понять, как устроен и работает бизнес в этих странах. Мы считаем, что только такой подход к обучению, когда студенты должны постоянно работать над реальными проектами, позволяет по-настоящему понять и почувствовать, как теория превращается в практику. Некоторые западные бизнес-школы только пытаются перейти на подобные формы обучения», — объясняет Екатерина Иноземцева.

Чтобы понять, где лучше получать бизнес-образование — в России или за рубежом, необходимо ответить себе на вопрос, какие цели преследуются. Также немаловажно оценить свои возможности: обучение за рубежом дороже, более интенсивно и предъявляет требования к уровню владения языком. Марина Левина из Microsoft считает, что решение необходимо принимать, исходя из ситуации: «Если человек, планируя получение МВА, имеет очень хорошую работу и не хочет ее бросать и отрываться на два года, то можно получать международное бизнес-образование модульной структуры, то есть совмещать его получение с работой. Это непросто, но возможно. Это как раз моя ситуация — я совмещала работу и учебу и получала МВА в Стокгольмской школе экономики, уезжала на модули, которые проходили в Санкт-Петербурге, Стокгольме, Хельсинки. У кого-то в свою очередь ситуация позволяет на два года полностью оторваться от дел и уехать, например, в Стэнфорд, чтобы полностью погрузиться в учебу, — это очень хорошее решение».

Екатерина Иноземцева рассказывает о другой стороне вопроса принятия решения: «Все прежде всего зависит от того, где человек намерен работать в будущем. Курс MBA в Сколково отличается именно своей ориентированностью на рынки развивающихся стран, а курсы MBA в крупных международных школах учат тому, как строится бизнес на западных площадках. Так, из почти сотни бизнес-кейсов, которые за год изучаются в школах Гарварда и IMD, лишь четыре бизнес-кейса посвящены рынкам развивающихся стран, в то время как в Сколково абсолютное большинство кейсов о работе на рынках России, Индии, Китая и Бразилии. Именно по этой причине в нашей школе так много иностранных слушателей: на курсе MBA 50% студентов — иностранцы. Все эти люди хотят связать свою дальнейшую жизнь со странами BRIC».

В свою очередь Евгения Наумова из «Лаборатории Касперского» считает, что в выбранной бизнес-школе необходима атмосфера, которая позволит максимально раскрыть потенциал, выявить слабые и сильные стороны личности и определить, как эффективно эти качества можно использовать для достижения поставленных целей: «Для меня основополагающим фактором при выборе программы обучения стало качество преподавания, богатые традиции британского образования, которые способствовали профессиональному развитию».

Целесообразность зарубежного обучения можно оценить лишь с точки зрения поставленных целей, убеждены участники рынка и эксперты. По их словам, непосредственно контент (то, чему учат) в настоящее время практически одинаковый — уникального знания становится все меньше. «В эпоху Интернета и диктофонов информация, транслируемая преподавателем, может стать доступной любому человеку через 10 минут, — рассказывает бизнес-тренер Андрей Анучин. — Но помимо этого, очень важно окружение, в котором осуществляется образование. И в этом отношении общение с зарубежными коллегами может оказаться более плодотворным». Екатерина Иноземцева советует обращать внимание на такой факт, что зарубежное обучение имеет смысл только когда вы видите принципиальные отличия в программе или содержании (например, Vlericj School Of Management предлагает специализированный МВА по экологии, а HSE Paris — программу по развитию авиаиндустрии, набирая классы всего по 30–40 человек в год), а также когда твердо намерены попробовать свои силы за границей. Также нельзя не отметить, что зачастую западные школы выбирают и те, кто просто не верит в российское образование.

Конкретные плюсы и минусы российской или зарубежной бизнес-школы каждый претендент на МВА выделяет для себя самостоятельно, исходя из собственных задач, опыта и ресурсов, которые он готов потратить на образование (включая время и готовность провести год вне семьи и работы). Реальными различиями российского и зарубежного МВА являются адаптация полученных знаний к реальному российскому опыту, деловые связи и контакты, атмосфера и погружение в студенческую жизнь (из всех российских бизнес-школ только в Сколково предлагают обучение с полным отрывом от работы и проживанием в кампусе), а также стоимость обучения. Средняя стоимость обучения в западных школах начинается от 20 тыс. евро в год. Сюда нужно добавить расходы на питание и перелеты — и цифра увеличивается до 50 тыс. евро. Программы МВА в России начинаются от 150 тыс. рублей, но и уровень преподавания, качество образования и полученные результаты будут другими, убеждены эксперты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ