Перехватить у конкурента

Рынок широкополосного доступа в Интернет в Сибири остается высококонкурентным. Лидерами по итогам трех кварталов стали ТТК и «ЭР-Телеком», которым удалось нарастить свои позиции по Сибири за счет других операторов, в частности, МТС. Участники рынка убеждены, что возможностей для увеличения абонентской базы за счет новых клиентов уже нет, и единственный путь для усиления своих позиций на рынке — «перехватывать» абонентов у ближайших конкурентов. Не исключено, что уже в первом полугодии 2013 года практически 100% заявок на подключение будут поступать от клиентов других, конкурирующих операторов. В арсенале каждого из провайдеров для продуктивной войны есть свои инструменты, вопрос лишь в том, какие из них окажутся на практике наиболее действенными.

В распоряжении «КС» оказались данные аналитического агентства iks-Consulting, посвященные развитию рынка широкополосного доступа в Интернет (ШПД) по итогам трех кварталов 2012 года. Агентство впервые отдельно предоставило для «КС» ТОП-5 провайдеров на рынках B2B и B2C как в Сибири в целом, так и конкретно в Новосибирске.

«Расстановка» в B2C

Согласно данным агентства, первое место по величине абонентской базы сегмента B2C в целом по Сибири вполне ожидаемо занял «Ростелеком». В сравнении с аналогичным периодом прошлого года оператор под руководством Максима Кудрявцева по-прежнему удерживает 34% рынка B2C в СФО. Примечательно, что если верить статистике, то на позиции компании по Сибири никак не повлиял ребрендинг и связанные с ним маркетинговые активности. По данным самой компании, абонентская база ШПД по итогам 3 квартала 2012 у «Ростелекома» составила более 1 млн. 100 тысяч абонентов. Тем самым, доля компании на рынке ШПД СФО находится на уровне 37%.

При этом по Новосибирску «Ростелеком» даже потерял сразу 2 процентных пункта — его доля по показателю абонентской базы B2C упала с 18% до 16%. По итогам трех кварталов в столице Сибири «Ростелеком» в рейтинге iks-Consulting занял лишь 3-е место, впервые уступив «Сибирским сетям». В самом «Ростелекома» отмечают, что абонентская база ШПД по итогам 3 квартала 2012 составляет порядка 178 тысяч абонентов. «Доля компании в сегменте В2С по итогам 3 квартала в городе Новосибирске составила 17%, а на остальной территории Новосибирской области — 65%», — пояснил директор Новосибирского филиала ОАО «Ростелеком» Юрий Куприянов.

Второе место по Сибири с большим отрывом от «Ростелекома» занимает пермский «ЭР-Телеком». В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доля компании в сегменте B2C увеличилась на 1 процентный пункт — с 9% до 10%. По Новосибирску оператор под руководством Станислава Дариенко по-прежнему удерживает 4-е место с показателем в 15%. В самой компании смотрят на свои результаты более оптимистично. «В любых исследованиях есть погрешности. Мы оцениваем собственную долю на интернет-рынке Новосибирска несколько больше», — поясняет Станислав Дариенко.

На третьей строчке по СФО располагается компания ТТК, одним из акционеров которой является «РЖД». Под руководством бессменного Александра Соловьева компания вновь показала себя как самая быстрорастущая среди конкурентов, сумев увеличить долю в сегменте B2C на 2 процентных пункта — с 7% до 9%. В самой компании отмечают, что их абонентская база на территории региона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 40%. При этом доля ТТК-ЗС на конец III квартала 2012 года по количеству абонентов B2C на территории региона составила порядка 12%. Вместе с тем по Новосибирску успехи компании пока более скромные, и в ТОП-5 операторов по городу, по данным iks-Consulting, компания не попала. В самой ТТК-ЗС отмечают, что их доля в сегменте B2C в Новосибирске составляет 7%.

Единственным из операторов «большой тройки», которому удалось пробиться в ТОП-5 по Сибири, под руководством Александра Соловенчука стала компания МТС. Во многом это обусловлено двумя крупными сделками — покупкой новосибирской ГК Cityhomenet и алтайской Inteleca. Оператор уверенно занимает 4-ю строчку, правда, его доля за год упала с 6% до 5%. По Новосибирску же доля МТС осталась неизменной и составила 9%, что позволило оператору занять 5-е место. В самой компании отмечают, что их абонентская база за три квартала увеличилась на 15%. «Мы оцениваем свою долю на рынке ШПД исходя из шестимесячной активности абонентской базы. Если в течение шести месяцев абонент не воспользовался нашими услугами, то он выводится из учета. В целом наша доля на рынке В2С и В2В остается стабильной», — констатируют в МТС.

Замыкает первую пятерку по СФО новосибирский «Новотелеком» с неизменной долей в 5%. В родном для провайдера Новосибирске компания под руководством Олега Игнатенко удерживает 1-е место с показателем 27%, что на один процентный пункт меньше, чем годом ранее. Позиции оператора в целом по Сибири должны были быть еще сильнее, если бы состоялось его слияние с кемеровской GoodLine и томским «Томтелом», принадлежащим фонду прямых инвестиций «Эльбрус Капитал». Однако сомнения скептиков в том, что этот альянс состоится, оказались небезосновательны. Не прошло и года, как от партнеров отделился «Томтел», а одной из главных синергетических мер альянса «Новотелеком» и GoodLine стало лишь объединение пиринговых сетей. В самом «Новотелекоме» в указанные сроки получить комментарии не удалось. Однако участник рынка, близкий к провайдеру, поставил под сомнение данные iks-Consulting. «Приводимые цифры меня смущают. Даже если речь идет о СФО, то в сегменте B2C «Новотелеком» должен быть сопоставим с ТТК по доле по абонентской базе», — поясняет участник рынка.

Несмотря на сильные позиции в Новокузнецке, а также покупку Altline и кемеровского «Русского медведя», «Сибирские Сети» под руководством Александра Шиляева оказались за пределами ТОП-5 по Сибири. Напомним, что в сентябре 2011 года 20% акций провайдера были проданы стратегическому инвестору в лице инвестиционного фонда CapMan. К 2015 году «Сибирские Сети» планируют иметь 500 тысяч абонентов, а размер выручки к этому времени должен составить 2 млрд рублей в год. При этом по итогам трех кварталов в Новосибирске доля оператора выросла с 17% до 18%. В самой компании оптимистично смотрят в будущее и даже видят возможности для перевыполнения поставленных на 2012 год планов. «Абонентская база растет, как за счет расширения ранее не охваченных территорий, так и за счет строительства сетей и роста существующих продаж», — поясняет Александр Шиляев.

Страсти по B2B

По своей структуре и раскладу сил сегмент B2B телеком-рынка существенно отличается от сегмента B2C. В целом участники рынка отмечают, что работать на корпоративном рынке всегда интересно, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, продукты, которые предлагаются бизнес-сегменту, как правило, технически более сложные, во-вторых, они зачастую индивидуальные и разрабатываются конкретно под заказчика, учитывая специфику его телекоммуникационной среды и существующие потребности.

Вместе с тем объективно проанализировать позиции участников рынка достаточно сложно. Так, по словам провайдеров, существуют нюансы и в подсчете корпоративных клиентов. «Типовые клиенты домовой сети — небольшие организации на первых этажах жилых домов (парикмахерские, цветочные салоны, небольшие продуктовые магазины). Однако у некоторых операторов, в частности у нас, это компании с офисами в бизнес-центрах и компании, занимающие целые здания — медицинские, образовательные, научные учреждения, крупный и средний бизнес, промышленные предприятия», — поясняет руководитель одного из провайдеров.

Безусловным хедлайнером является «Ростелеком», доля которого составляет ни много ни мало 46%. Все остальные операторы занимают существенно меньшие доли и по сути конкурируют между собой, нежели с «Ростелекомом». Непосредственно по Новосибирску «Ростелеком» занимает более скромные позиции, его доля рынка в сегменте B2B составляет 29%.

Среди других членов ТОП-5 по сегменту B2B в Сибири аналитики iks-Consulting выделяют МТС, «Новотелеком», «ВымпелКом» и «ЭР-Телеком». Доли каждой из компаний оцениваются в размере менее 5%. Получить точные цифры не представляется возможным. Так, в самом «ВымпелКоме» не разглашают конкретные цифры по абонентской базе и доле рынка, однако отмечают, что по некоторым показателям внутренние данные несколько не совпадают с данными аналитических агентств. Однако в компании добавляют, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдают рост не только абонентской базы, но и финансовых показателей. Так, выручка от сегмента корпоративного бизнеса составляет уже 25% от общей выручки «ВымпелКома», и ее доля увеличивается из года в год.

По Новосибирску второе место после «Ростелекома» делят между собой «Авантел» и «Сибирские Сети». Наконец, четвертое место занимает «Новотелеком», а замыкает первую пятерку «Магистраль Телеком». Из названных выше провайдеров свою позицию обозначил лишь «Авантел». По собственным данным оператора, его абонентская база составляет около 4000 клиентов B2B. В денежном выражении «Авантел» оценивает свою долю в размере 17–20% рынка B2B Новосибирска. При этом директор компании Сергей Бойко считает данные агентства не совсем корректными. «Авантел», кроме Новосибирска, представлен еще подразделениями в Барнауле и Томске, а также в других региональных центрах СФО. Однако если на рынке B2B доля «Авантел» в Новосибирске выше, чем у «Новотелекома», как она может быть ниже по СФО?..» — вопрошает Сергей Бойко.

Кроме того, провайдеры считают, что по Новосибирску в B2B-секторе не учтены такие заметные игроки, как «Билайн-Бизнес» и ТТК, а также не совсем корректно отображены позиции других провайдеров. «Если доля рассчитана по деньгам, то в сегменте B2B ТТК должна быть на 2–3-м месте. «Новотелеком» вообще в ТОП-5 по B2B СФО вряд ли попадет, а «ЭР-Телеком» должен быть в СФО в районе 3-го места», — поясняет еще один участник рынка на условиях анонимности.

И действительно, некоторые компании, не вошедшие в ТОП-5, считают, что они должны были там оказаться. Так, к примеру, утверждает ГК «Мегаком». По собственным данным компании, количество их абонентов на рынке В2В составляет 1200 компаний, что на 38% больше по сравнению с прошлым годом.

Наконец, в ТТК-ЗС оценивают свою долю на рынке B2B Сибири в размере 5%. «Общее количество организаций, работающих на территории Западной Сибири, составляет 80 тыс., 4 тыс. из которых являются клиентами оператора. В денежном выражении доля ТТК-ЗС на рынке корпоративных пользователей составляет 17%, исходя из общего объема рынка в 200 млн рублей в месяц», — отмечает первый заместитель генерального директора ТТК-ЗС Дмитрий Васильев.

Конкурентные войны или мирное сосуществование?

Комментируя ситуацию на рынке, его участники отмечают несколько ключевых трендов. Во-первых, на рынке ШПД не прекращается бурный этап слияний и поглощений — такой же, как был на мобильном рынке лет 12 назад. При этом объектами сделок становятся и достаточно небольшие компании. Так, «КС» недавно писал о продаже компании «Бизнес-телеком». Безусловно, активные интеграционные сделки могут привести к некоторому обострению конкуренции. Однако, скорее всего, по мнению операторов, существенно рынок при этом не изменится. «Объединенные компании не начнут предоставлять каких-то принципиально новых услуг, все они были и ранее. Поэтому тот факт, под каким брендом их будут оказывать, на данный момент, думаю, большого значения не имеет», — считает PR-менеджер сибирского филиала «ВымпелКом» Анна Цой.

Во-вторых, участники рынка констатируют, что в городах с высоким уровнем проникновения Интернета темпы роста рынка действительно значительно снижаются, потому что крупные провайдеры уже подключили большинство домохозяйств. «Предел роста рынка фиксированного ШПД наступает при достижении уровня проникновения Интернета в 80%. По нашим оценкам, это произойдет уже в следующем году. Тогда же будет окончательно сформирована и структура рынка», — отмечает Дмитрий Васильев. По его словам, сейчас наблюдается активная борьба между операторами не только за новых, но и за сохранение существующих абонентов. «Порядка 80% новых абонентов ТТК-ЗС приходят от других провайдеров, и только 20% новых пользователей ранее вообще не имели доступа в Интернет. В дальнейшем эта тенденция лишь усилится. Не исключено, что уже в первом полугодии 2013 года практически 100% заявок на подключение будут поступать от клиентов других операторов», — отмечает Дмитрий Васильев. С такой позицией согласен и Станислав Дариенко. По его словам, в подобных условиях конкуренция, безусловно, продолжит расти, ключевыми игроками останутся федеральные операторы и сильные локальные игроки. «Главными факторами конкурентоспособности провайдера станут современные сети, обеспечивающие надежный высокоскоростной доступ в Интернет, качественный клиентский и технический сервис, дополнительные сервисы (обширная мультимедиа-зона, программы привилегий и т. п.)», — считает Станислав Дариенко.

В МТС, напротив, полагают, что резерв для роста абонентской базы еще есть. «Интерес составляют многоквартирные дома с этажностью выше пяти этажей в удаленных от центра районах. Разумеется, расширение сетей возможно и за счет выхода в небольшие города, подключения строящихся жилых массивов и коттеджных поселков. Несмотря на это, в ближайшие два-три года на рынке все еще будет наблюдаться борьба за существующих абонентов», — отмечает PR-менеджер МТС Сибирь Екатерина Алексеева. По ее словам, сейчас компания работает над увеличением абонентской базы за счет развития сервисов цифрового телевидения, которое является драйвером роста пакетных предложений. «По нашим оценкам, около 30% пользователей выбирают ШПД-провайдера за счет привлекательности его ТВ-продуктов», — констатирует Екатерина Алексеева.

Наконец, в-третьих, в регионах с высокой конкуренцией наблюдается заметный рост трафика, который происходит из года в год, так как операторы постоянно повышают скорости для удовлетворения потребностей клиентов и сохранения конкурентоспособности. Об этом, в частности, сообщает «Билайн».

Кроме того, в качестве тренда участники рынка отмечают, что сегодня особое внимание уделяется удовлетворенности клиентов, качеству продаж и появлению в базе абонентов с более долгим «сроком жизни». При этом положительным элементом, влияющим на лояльность абонентов, является наличие локальных ресурсов. Они позволяют упростить доступ к востребованному контенту и сервисам. Развиваются локальные ресурсы во всех регионах присутствия и планируются серьезные изменения в этом направлении в дальнейшем. Также среди частных пользователей очень популярны пакетные предложения, которые позволяют получить сразу несколько услуг в одном месте и по более выгодной цене.

Что касается B2B-сегмента, то, по мнению Сергея Бойко, на нем осталось совсем небольшое пространство для экстенсивного роста — географически отдаленные районы. Центр и его окрестности покрыты сетями достаточно хорошо, и в них присутствует устойчивая конкуренция. Это означает, что увеличение количества абонентов у успешных операторов идет в большей степени не за счет подключения новых территорий, а за счет повышения конкурентоспособности услуг, которое выражается в росте качества и надежности. Также абоненты начинают обращать внимание на прозрачность и гибкость тарифных планов.

Кроме того, в этом сегменте, как обычно, продолжается и курс на конвергенцию. Так, к примеру, отдельные операторы стали предлагать клиентам полный спектр лицензионного офисного программного обеспечения Microsoft в пакете с различными телекоммуникационными услугами, оборудованием и технической поддержкой. Благодаря такой услуге клиенты получают популярный офисный пакет Microsoft и весь спектр облачных сервисов за ежемесячную абонентскую плату. «В принципе, сейчас уже сложно понять, где заканчиваются телекоммуникационные услуги и начинаются услуги IT, грань между ними постепенно стирается», — поясняет Анна Цой. Она отмечает, что операторы готовятся к выходу на рынок IT — интеграторских услуг и предоставлению комплексных решений «под ключ». «Также можно отметить тот факт, что сегодня клиенты наконец перестают воспринимать Интернет просто как «трубу». Теперь он все чаще рассматривается, как часть комплексного решения или как база для реализации целого ряда других сервисов (продукты безопасности, услуги Центров обработки данных, «облачные» решения, М2М и т. д.)», — констатируют в «Билайне».

Также многие операторы уделяют пристальное внимание видеоуслугам. Так, один из операторов в этом году запустил новые, а главное, очень нужные услуги — видеоконтроль, видеотрансляцию и аренду виртуального сервера. Еще один из крупных провайдеров для корпоративных клиентов должен уже в следующем году запустить сервис «Видеоконференции».

Наконец, нельзя не отметить, что с изменением законодательства в России с 2012 года стала возможна работа полноценных виртуальных мобильных сетей, в связи с чем некоторые операторы ШПД планируют в следующем году выйти на рынок мобильного Интернета и телефонии под своим брендом, что позволит предложить корпоративным клиентам высокое качество обслуживания и уровень сервиса не только в фиксированной, но и в мобильной связи.

Что же касается тарифов, то, по заверениям «Авантела», цена на ШПД для юридических лиц достигла приемлемого для обеих сторон уровня еще в прошлые периоды, поэтому цены в этом году оставались на текущем уровне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ