Солдаты удачи

Рынок юридических услуг в Сибири, в отличие от Москвы, менее структурирован, почти непрозрачен и полон мошенников. Таково мнение самих юристов. Причина явления, по мнению экспертов, в элементарном отсутствии цивилизованного спроса на юридические услуги.

Трудно разобраться

«Юридические услуги оказывает масса субъектов. Предложения здесь крайне разношерстные: это и адвокаты, которые занимаются некоммерческой деятельностью, и юридические фирмы, которые рассматривают свои услуги как бизнес, и свободные профессионалы-одиночки, число которых не поддается оценке, но занимают они очень большую часть рынка. Плюс к этому юридические отделы компаний. Такое многообразие, с одной стороны, дает возможность в той или иной степени поработать всем, а с другой стороны — дезориентирует клиентов. Они просто не понимают, к кому нужно обращаться по тому или иному вопросу: к адвокату, опытному одиночке, в юридическую фирму или нанять своего специалиста? Ситуация растерянности», — описывает местный рынок юридических услуг генеральный директор Сибирской юридической компании Сергей Карпекин.

«У нас существует как будто несколько параллельных юридических миров, — подтверждает управляющий партнер юридической компании «Лэнд» Ирина Гребнева. — Ежегодно мы проводим юридические форумы Сибири, на которые собираются партнеры из десятков юрфирм. Но это лишь малая часть рынка. Основная масса наших коллег — маленькие фирмы, которые работают, ориентируясь не на примеры лидеров рынка, а на собственное представление о стандартах качества услуг».

Сомнительное предложение

Но ошибиться с профессионалом — это еще полбеды. Рынок юридических услуг полон сомнительных предложений, когда юрист берется «на берегу» гарантировать успех дела в корпоративном конфликте, в получении нужного решения в мэрии, в урегулировании налогового спора и так далее.

Встречаются на рынке и случаи, когда юрист, помогая одному клиенту в корпоративном споре, не прочь оказать услугу и его противнику. «Несоблюдение самых элементарных этических стандартов — беда юридического рынка. Для них конфликт интересов — настоящий шоколад. Однако с такими «специалистами» продолжают работать, а они продолжают предавать и продавать своих клиентов», — констатирует господин Карпекин. Речь здесь, как правило, идет не о фирмах, а о юристах-одиночках.

Немало на рынке и тех, кто работает как «солдаты удачи». Такие юристы предлагают не стандартизованную услугу за понятные деньги, а свое «вхождение в тему» за долю в деле. Причем сам бизнес охотно идет на такой контракт: мол, ты отсуди мне капитал, а добытое мы поделим. Эта практика берет свое начало еще с 1990-х годов. Сейчас многие из тех юристов уже не практикуют, став собственниками акций или недвижимости. Правоведы отмечают, что некоторым крупным клиентам и сегодня трудно объяснить, что юрист продает не результат, который в условиях независимого суда никто не может гарантировать, а свой опыт, трудозатраты. Не получив своего, клиенты юридических компаний просто не понимают, за что они должны платить деньги правоведу.

Плюс ко всему многие начинающие юристы, для того чтобы закрепиться на рынке, предлагают услуги по демпинговым ценам. Впрочем, по словам директора «Первой Юридической Компании» Анны Евстигнеевой, демпингом не гнушаются даже зарекомендовавшие себя компании. «У меня всегда вызывают улыбку цены некоторых фирм, которым уже нет необходимости завоевывать место под солнцем. Такое впечатление, что они продают не знания и опыт, а жидкость для мытья посуды. Понятно, чтобы окупить услугу, продаваемую по цене, близкой к себестоимости, нужен определенный объем заказов. Видимо, они его получают. Но можно ли гарантировать при этом качество?» — задается вопросом госпожа Евстигнеева.

По мнению юристов, демпинг ведет к искажению и умалению ценности работы юриста, что рождает восприятие специалиста как человека, дающего бесплатные консультации по договорам, скачанным из Яндекса. Отсюда юридические компании выбираются по принципу «где дешевле». А те, в свою очередь, часто лукавят, умалчивая на этапе заключения договора о целом ряде неизбежных расходов, которые необходимо будет нести в ходе процесса.

Управляющая юридической компанией «Туров и Побойкина — Сибирь» Наталья Побойкина угрозу юридическим компаниям, специализирующимся на регистрации, видит в активной государственной поддержке начинающих предпринимателей: «В соответствии с этой программой центры по поддержке малого бизнеса бесплатно готовят документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также оказывают консультационные услуги».

Цивилизованные веяния

Но так или иначе и в Сибири, вслед за Москвой, все чаще появляется спрос на квалифицированную юридическую услугу — в мировом понимании этого слова. И формируют его западные фирмы, которые вкладывают инвестиции в сибирские регионы, а значит, заинтересованы в понятных механизмах юридической защиты. И многие крупные сибирские компании начали копировать опыт европейских юридических форм, применяя их стандарты. Для клиента это понятная система расценок, прозрачные тарифы, бюджетирование проектов, и самое главное — он может оценить не только специализацию, но и эффективность работы юридической фирмы. Эксперты убеждены: такие компании работают по рекомендации и располагают к доверию.

О том, что российский рынок юридических услуг стремится к цивилизации, говорит и тот факт, что с 1 января 2011 года в судах начнут действовать медиаторы — посредники для досудебного урегулирования споров. Медиация станет альтернативной формой разрешения конфликта с участием беспристрастной и не заинтересованной в конфликте стороны. Они призваны помочь сторонам выработать определенное соглашение по спору. «Несмотря на то что по закону медиатором может быть любое физическое лицо, прошедшее необходимую подготовку, мировая практика показывает, что, как правило, это авторитетные юристы», — отмечает Анна Евстигнеева, которая намерена со следующего года начать практику медиатора. По ее мнению, успех новому правовому институту вовсе не гарантирован: «Наш опыт показывает, что далеко не все клиенты в конфликтных ситуациях готовы договариваться друг с другом. Обычно в этих случаях люди не хотят слушать доводы, воспринимая аргументы в штыки».

Правильный выбор

Опрошенные «КС» эксперты считают, что юридическую компанию не следует выбирать по принципу «дешево и рядом с нашим офисом». «Нужно смотреть на общее позиционирование фирмы на рынке: например, насколько часто юристы компании выступают в качестве экспертов по различным вопросам в СМИ. Потому что только через экспертное мнение можно получить некое понимание того, насколько грамотен тот или иной юрист. Ну и, конечно, прислушиваться к рекомендациям», — убеждена Евстигнеева.

Все руководители юридических компаний отмечают большую эффективность аутсорсинга при ведении бизнеса. «На аутсорсинг нужно отдавать, во-первых, самые элементарные юридические процедуры технического характера. Например, регистрационные услуги, подготовку внесения изменений в учредительные документы. Просто глупо на решение таких задач тратить силы штатных юристов, в то время как на рынке немало компаний, специализирующихся на типовых операциях. Во-вторых, целесообразно отдавать на аутсорсинг сложные, нетипичные задачи, такие как претензии налоговой инспекции или сделки по приобретению (отчуждению) значимых активов, которые требуют более высокой квалификации и узкой специализации», — говорит Ирина Гребнева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ