Бизнес-форум IBM: «облака», аналитика и мобильные технологии

Один из крупнейших мировых ИТ-гигантов — компания IBM — провел в Москве свой очередной бизнес-форум. Он проходил в закрытом формате под девизом «Превращая возможности в результат». В центре его обсуждения оказалось исследование, проведенное самой компанией. Согласно ему к 2015 году почти 70% организаций по всему миру увеличат инвестиции в мобильные технологии, а более половины повысят расходы на бизнес-аналитику. В свою очередь на растущих рынках (БРИКС), по мнению IBM, значительная часть инвестиций будет направлена в сферы бизнес-аналитики и социального бизнеса.

В отличие от форумов других ИТ-вендоров, например, Microsoft Tech Ed, SAP Forum, Cisco Expo, Oracle Day, мероприятие IBM было в меньшей степени «завязано» на продукты компании. В большей степени оно было ориентировано на стратегическое видение компанией ситуации на рынке, а также технологий, которые берут на вооружение его участники.

Глобальные вызовы

Пленарное заседание уже 14-го по счету форума началось с того, что гендиректор IBM в РФ и СНГ Кирилл Корнильев объявил о результатах третьего ежегодного исследования, посвященного прогнозу развития технологий Tech Trends Report 2012. Согласно материалам этого исследования, четыре сферы ИТ — мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальный бизнес — оказывают значительное влияние на то, как функционируют предприятия. Так, к концу 2012 года мобильных устройств, как ожидается, будет больше, чем людей, а объем трафика облачных технологий превысит объем трафика обычных. При этом количество и объемы источников аналитической информации продолжают расти, ежедневно в мире создается 15 петабайт новых данных.

Стоит отметить, что сам отчет был основан на результатах опроса более 1200 специалистов из более чем 16 разных отраслей и 13 стран мира, включающих как развитые, так и растущие рынки. Также были опрошены более 250 преподавателей и 450 студентов из этих же стран.

В итоге, согласно результатам отчета, почти две трети респондентов подчеркивали стратегическую важность упомянутых выше технологий для их предприятий, но отмечали, что их внедрению препятствует острая нехватка профессиональных навыков и опасения по поводу защиты информации. Тем не менее на каждом рынке, по мнению IBM, существует несколько компаний-лидеров, которые, в том числе с помощью этих четырех технологий, ориентируются на инновации и индивидуальный подход к клиентам, который помогает лучше их понять и повысить качество услуг.

Если верить результатам исследования, то в течение следующих двух лет почти 70% опрошенных организаций увеличат инвестиции в мобильные технологии, а более половины респондентов повысят свои расходы на бизнес-аналитику. В свою очередь облачные вычисления и социальный бизнес пока используются не так широко. Тем не менее почти две трети респондентов сообщили, что они постепенно увеличивают инвестиции в облачные решения и запланировали в ближайшее время ускорить их развертывание.

Ориентация на клиентов и технологии

На форуме в очередной раз подчеркивалась и важность индивидуального подхода к клиентам. Сейчас 79% компаний взаимодействуют с клиентами лично, 13% — через социальные медиа. Через пять лет это соотношение должно составлять 65% против 55%. Использование социальных сетей может быть эффективным и во взаимоотношениях с сотрудниками. В частности, как было сказано на форуме, в Сбербанке социальная сеть увязана с отделом персонала, чтобы более эффективно отбирать тех, кто может и желает работать над тем или иным проектом.

Много на конференции говорилось и о роли технологий. Основатель и председатель консультативного совета системного интегратора «Техносерв» Алексей Ананьев отмечал, что в 90-ые годы существовала так называемая «мода на технологии», как некий фетиш. Однако со временем принцип «технологии ради технологий» отошел на второй план, и по мере увеличения объема проектов компании стали понимать, что технологии — это инструмент изменений операционной модели, и именно из-за них заказчики становятся более эффективными. Тем самым, по мнению Алексея Ананьева, происходит трезвое осмысление инструментов успешности. В этом контексте им приводился пример банка «Тинькофф. Кредитные системы» в сравнении с классическими банками.

Также участники исследования ожидают большего уровня открытости организаций в будущем, который, как оказалось, ассоциируется с более успешными предприятиями. При этом в IBM считают, что уход от должностных инструкций может быть лучше для отдельных компаний, так как ни одна инструкция не может предсказать того, что будет происходить с компанией в будущем. Также IBM активно пропагандировала важность наличия доверия к сотрудникам, основанного на их ценностях. Прозвучала фраза о том, что «работа становится отражением личных ценностей», именно поэтому анализ социальных сетей очень важен.

Безусловно, в ходе опроса преподаватели и студенты оценивали способность их учебных заведений удовлетворить спрос на квалифицированных ИТ-специалистов. Как выяснилось, около половины ожидает увеличения нехватки кадров почти вдвое. Общая доля представителей академического сообщества, озабоченных этой проблемой, составляет не менее 73% опрошенных.

«Исследование Tech Trends Report показало, что компании по всему миру испытывают недостаток высококвалифицированных сотрудников в IT-области. С другой стороны, это значит, что перспективы для отечественных IT-специалистов очень хорошие. В ближайшем будущем на быстрорастущих рынках, к которым относится и Россия, особое внимание компании будут уделять таким сферам, как бизнес-аналитика и социальный бизнес. Таким образом, специалисты именно в этих областях станут самыми востребованными», — считает Кирилл Корнильев.

Банки и телеком

Также стоит отметить, что посетителям форума были показаны возможности аналитических решений по видеонаблюдению, и интересный проект для финансовых учреждений. Он позволяет банкам искать новых клиентов через социальные сети. Алгоритмы, заложенные в системе, предполагают, что, к примеру, клиент, желающий купить автомобиль и являющийся членом соответствующих групп в Facebook, может быть интересен для банка с точки зрения автокредитования.

Кроме того, на форуме проводились и круглые столы по решениям для различных секторов экономики. Наиболее интересной являлась секция по финансовому сектору, модератором которой выступал заместитель президента-председателя правления «Банка Москвы» Михаил Березов. На ней говорилось о том, как использовать мобильные устройства для взаимодействия с потребителем. Поводом для такой дискуссии послужил тезис о том, что банками в будущем можно будет считать самые разные организации. Например, к ним можно отнести мобильных операторов, системы paypal и даже частных лиц, если они будут достаточно платежеспособны и смогут эмитировать электронные деньги. «Тем самым количество центров эмиссии денег и количество точек взаимодействия клиентов с банками будет расширяться», — констатировал старший вице-президент, начальник департамента информационных технологий группы ВТБ Дмитрий Назипов. Тем самым классические банки потеряют свое конкурентное преимущество в виде количества отделений.

Менее интересная и гораздо менее многочисленная секция была посвящена телеком-рынку, в которой среди операторов «большой тройки» участвовал только «Билайн». Отдельную секцию в рамках форума проводил «гуру маркетинга» Игорь Манн.

«Маруся» как символ технологического новаторства

Наконец, кульминацией форума стал мастер-класс от известного шоумена и бизнесмена Николая Фоменко, который в свойственной ему манере поведал о своем проекте автомобиля Marussia. В своем полуторачасовом выступлении бизнесмен воодушевленно и интересно рассказал собравшимся о запуске проекта, о том, какие сложности и барьеры ему приходилось преодолевать, и как. Речь шла не столько о технологических вопросах, сколько экономических, касающихся эффективности переговоров с партнерами, или, к примеру, сложностей удовлетворения законодательных норм. Отдельно Фоменко коснулся особенностей российского менталитета в сравнении с западным. Публика в целом осталась довольна услышанным, а сам Николай Фоменко, похоже, и впрямь полон сил и намерен идти с проектом до конца. Ни для кого не секрет, что на разных стадиях судьба Marussia была под большим вопросом, а сроки ее запуска постоянно отодвигались. Однако то, что, несмотря на все сложности, автомобиль должен появиться в продаже уже к июлю 2013 года, натолкнуло собравшихся на мысль, что действительно для некоторых бизнесменов нет непреодолимых барьеров. Кстати, в Новосибирске в октябре 2011 года уже даже был утвержден кандидат в официальные дилеры Marussia — компания VIP-Service Александра Сердцева. Планировалось, что в столице Сибири возможно даже строительство отдельного полноценного салона под Marussia, однако в связи с отсрочкой его производства сроки открытия салона, безусловно, также сдвигались во времени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ