С возрастом пройдет

На этой неделе федеральная и местная пресса активно муссируют тему о якобы «значительных дефектах», которые были выявлены в нескольких боевых самолетах СУ-34, произведенных на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова и поставленных на вооружение в ВВС России. Между тем эксперты в области оборонной промышленности уверены, что это всего лишь «детские болезни».

Напомним, что первая публикация на тему «небоеспособности» отечественных бомбардировщиков СУ-34 появилась в газете «Известия» в конце прошлой недели. Автор материала ссылался на письма, подготовленные некой «комиссией главкомата ВВС и департамента вооружения» на имя министра обороны РФ Сергея Шойгу. Документы указывали не основные недостатки самолетов, «препятствующие их полноценному боевому применению». Среди них назывались проблемы, которые испытывают летчики с радиолокацией и прицельно-навигационной системой. Кроме того, по мнению «комиссии», заводская сборка бортов также не соответствует необходимым требованиям: «плохая пайка контактов, не пригнаны до конца некоторые узлы».

Как отмечает депутат горсовета и член общественного совета председателя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Александр Люлько, «сегодня предъявлять претензии к качеству отечественных самолетов нового поколения, производимых на НАПО им. Чкалова, и которые в свою очередь хорошо проявили себя во время южно-осетинского конфликта 2008 года, по меньшей мере, не перспективно. Напомню, что тогда два СУ-34 были экстренно выведены на смену сбитых самолетов старого образца, и благодаря им удалось во многом реализовать превосходство российской армии в воздухе». Более того, во время последнего визита в Новосибирск вице-премьера по военно-промышленному комплексу РФ Дмитрия Рогозина, который остался доволен продукцией новосибирского завода, производящего СУ-34, был поставлен вопрос об увеличении производства этих самолетов.

О том, что бомбардировщики, поставленные на вооружение Российской армии в 2006 году, абсолютно исправны, корреспонденту «КС» подтвердил и источник, близкий к НАПО им. Чкалова, сославшись на слова главного инженера воинской части, которая эксплуатирует десять СУ-34. Впрочем, тот же источник говорит о том, что некие технические недостатки у самолета есть, но все они являются скорее «признаками детской болезни» новой машины, которые будут устранены в процессе дальнейшей ее эксплуатации. «Даже обычному автомобилю требуется обкатка, что уж тут говорить о современных истребителях-бомбардироващиках. Ни о каком возврате военной техники на новосибирское предприятие речь, конечно же, не идет, — уверен собеседник «КС», — поскольку и заменить то ее нечем, сегодня нет прямых аналогов СУ-34 ни в России, ни за рубежом».

Представитель оборонной промышленности также просит обратить внимание на то, что проблемы, которые возникли в ходе эксплуатация самолетов, могли быть связаны еще и с низкой квалификацией наземного персонала, обслуживающего полеты на бомбардировщиках. «В России практически нет учебных заведений, которые готовят такого рода персонал, остался один Воронежский военный авиационный инженерный институт», — замечает источник.

Впрочем, по мнению других экспертов в военно-промышленной области, речь уже не идет о конкретных дефектах самолетов, поставленных на вооружение в ВВС и испытывающих сегодня «проблемы роста». Скандальная ситуация вокруг СУ-34 скорее характеризует развернувшуюся по всем направлениям борьбу в сфере закупки вооружения, где крутятся огромные бюджетные деньги гособоронзаказа. Напомним, что ранее Минобороны уже «неодобрительно высказывалось» в адрес руководства НАПО им. Чкалова. В июне министерство взыскало через арбитражный суд с завода более 80 млн рублей неустойки за недопоставленные машины.

«Вопрос о том, стоит ли нам закупать иностранную военную технику, либо использовать для нужд Российской армии исключительно отечественные модели, ставится уже давно. Ставился он и при бывшем министре обороны РФ Анатолии Сердюкове и сейчас, когда эту должность занял Сергей Шойгу, — считает Александр Люлько. — Как говорится, министр ушел, а многие люди из прежнего состава остались, многие, прямо скажем, хотят продолжить зарабатывать на закупке иностранной техники. Здесь борются две позиции. Люди, близкие к прежнему министру Сердюкову, полагают, что закупать нужно только иностранную технику. Позиция, которая была озвучена 3 декабря на последнем заседании общественного совета военно-промышленной комиссии правительства РФ, на котором я тоже присутствовал, сводилась к следующему: если и приобретать иностранные машины, то только для технических целей. Грубо говоря, для того чтобы впоследствии разобрать и использовать в производстве отечественной техники. Вот это противоборство позиций и выплеснулось сегодня в СМИ».

Впрочем, господин Люлько выразил еще одно предположение о причинах возникновения подобных публикаций в прессе, связанных с попыткой конкретных СМИ «привлечь на страницах своих изданий к корпорации «Сухой», в которую входит НАПО им Чкалова, негативное внимание, из-за нежелания компании тратиться на рекламу своей техники в печати».

То, что подобные публикации, в которых «открыто критикуются боевые качества отечественной продукции военно-промышленного комплекса, недопустимы», считает и депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть. Более того, это является государственным преступлением. Возможно, критика необходима, но только на закрытых совещаниях при соблюдении соответствующего порядка». В противном случае, по мнению Локтя, это не что иное, как очередная попытка «подорвать доверие к отечественному производителю».

Анатолий Локоть также высказался по поводу несоответствия самолетов СУ-34 требованиям. «А заказчик (когда) эти самолеты принимал, соответствовали (ли) они ТУ?» — написал депутат в своем микроблоге. В беседе с корреспондентом «КС» Анатолий Локоть пояснил, что «если машины не проходили по техническим условиям, то тогда все вопросы к тем, кто принимал продукцию от лица заказчика, и как следствие, самого Министерства обороны РФ».

Впрочем, похоже, что сегодняшний скандал вокруг «небоеспособности» СУ-34 не помешает новосибирскому предприятию производить и поставлять на вооружение Российской армии собственную продукцию. Контракт по гособоронзаказу предусматривает сотрудничество государства и единственного в стране предприятия, производящего сегодня не имеющие аналогов бомбардировщики, вплоть до 2020 года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ