Интервенции не в помощь

Впервые за последние несколько лет в 2012 году правительством РФ было принято решение о проведение государственных товарных интервенций на зерновом рынке. В качестве основных целей этих мер назывались стабилизация ситуации на рынке зерновых и недопущение роста цен на продукцию сельхозпроизводителей. Однако по итогам уже проведенных биржевых торгов, на которых была реализована зерновая продукция, участники рынка отмечают случаи необоснованного завышения отгрузочных цен на интервенционную пшеницу. Со стороны ряда покупателей уже направлены заявления в УФАС по Новосибирской области и поданы иски в областной арбитраж. Представители мелькомбинатов говорят, что сама идея проведения товарных интервенций через биржевые торги сегодня дискредитирована.

Благие намерения

Нынешний год для сельхозпроизводителей стал одним из самых низкоурожайных за последние несколько лет. В результате летней засухи крестьяне собирали 6–8 центнеров зерна с гектара при норме 18 центнеров. На рынке образовался дефицит зерна, а российское правительство было вынуждено принять меры по проведению государственных товарных интервенций в отношении зерна 2008-го, 2009-го и 2011 годов. Новосибирская область также была включена в число участников зерновых интервенций, о чем губернатор Василий Юрченко заявил еще в начале осени.

Напомним, что главная задача интервенционных мер заключается в регулировании рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия посредством сдерживания цен на зерно. В предшествующие годы интервенции шли, как правило, по другому сценарию — государство скупало излишки зерна у крестьян, ведь, как утверждают участники рынка, «урожаи были очень хорошие, а зерно было некуда девать». Исключением был лишь период после засухи 2010 года. Собранное в эти годы зерно государство приобретало через ОАО «Объединенная зерновая компания», созданное при участии Росимущества, и закладывало на хранение в интервенционный фонд.

Поскольку стоимость зерна — основной показатель, выступающий своего рода мерилом дальнейшего поведения цен на сельскохозяйственную продукцию первой необходимости (хлебобулочную, мясомолочную и яйцо), государство не заинтересовано в раскручивании инфляционной спирали. В конце лета правительством РФ, а затем и главами регионов было принято решение реализовать заложенное на хранение зерно в интервенционных фондах ОАО «ОЗК» на рынке с помощью механизмов проведения закупочных биржевых торгов. Вывод на рынок заготовленного государственного зерна должно было ликвидировать острый дефицит сырья у тех мукомолов и животноводов, которые его испытывают.

Первые торги состоялись 23 октября текущего года. По сообщениям пресс-службы правительства Новосибирской области, на середину ноября в регионе было проведено 9 подобных торгов, в результате которых предприятия мукомольной и комбикормовой промышленности области приобрели 32 тыс. тонн зерна для своих хозяйств по установленным начальным уровням цен: 7,6 тыс. рублей за тонну пшеницы 3-го класса и 7,2 тыс. рублей за тонну 4-го класса.

Хранители интервенционного зерна

Впрочем, как утверждают участники рынка, идея проведения товарных интервенций через биржевые торги сегодня дискредитируется. «Причина — в доминирующем положении, которые получили элеваторы, вошедшие в государственный реестр так называемых «хранителей» интервенционного зерна при отгрузке продукции на мелькомбинаты», — об этом корреспонденту «КС» заявил директор ЗАО «Мелькобинат № 3» Владимир Пытель. По словам господина Пытеля, «у покупателей государственного интервенционного зерна в ходе торгов не остается выбора, услугами какого из элеваторов воспользоваться при отгрузке приобретенного товара. Каждый элеватор торгуется на бирже всего три минуты, при этом у каждого хранителя предусмотрено определенное количество квот на отгрузку, — объясняет Владимир Пытель. — В результате, приобретая партию пшеницы с аукциона, мы не имеем возможность сразу установить, с какого элеватора нам придется ее впоследствии забирать. Механизм следующий: наша компания приобретает зерно у «Объединенной зерновой компании» по установленной в ходе торгов рыночной цене, заключает с ней договор купли-продажи, а далее начинается самое интересное. Агенты по отгрузке и хранению зерна, которыми выступают элеваторы, пользуясь своим «монопольным положением» по отношению к другим участникам рынка, поскольку ранее именно они были определены Минсельхозом в качестве государственных агентов хранения зерна, выставляют тарифы, в 3–4 раза превышающие цену, установленную в ходе аукциона». В итоге вместо 200–250 рублей за тонну продукции (рыночная цена предоставляемых услуг по хранению и отгрузке зерна, установленная рынком) участники торгов вынуждены платить за эти услуги 650–900 рублей, а иногда и 1,2 тыс. рублей за тонну. «Представляете, как подобные действия со стороны посредников в лице элеваторов могут отразиться на цене конечного продукта, самого ходового, к примеру, булки хлеба?» — задает резонный вопрос Владимир Пытель.

С руководителем «Мелькомбината № 3» согласен и собственник группы компаний «Сибирская аграрная компания» Вадим Паньшин. «Наше предприятие владеет собственным элеватором, оказывая услуги по хранению и отгрузке зерна, — рассказывает господин Паньшин, — поэтому мы знаем, какова рыночная цена по отпуску продукции. На сегодняшний день она не превышает 200 рублей за тонну. В случае с отгрузочными ценами на интервенционное зерно недоумение вызывает тот факт, что руководство элеваторов, включенных в реестр, пользуется конкретной ситуацией на рынке и последствиями нерыночного регулирования цен, озвучивая какие-то нереальные цены за свои услуги».

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ОАО «Объединенная зерновая компания», в список элеваторов, участвующих в отгрузках государственного интервенционного зерна, включены 75 сибирских организаций. Из них 21 элеватор функционирует на территории Новосибирской области. Напомним, что в 2006 году Министерство сельского хозяйства РФ провело ряд тендеров по отбору хранителей запасов государственного интервенционного фонда зерна, в результате которых были определены основные элеваторы. Именно они сегодня имеют право осуществлять услуги по хранению и отгрузке государственного зерна. При этом, как уверяет Вадим Паньшин, «в момент конкурсного отбора элеваторов не были зафиксированы цены на отгрузку. И сегодня покупатели становятся заложниками той ситуации, когда стоимость отгрузки, по большому счету, устанавливается только исходя из ценовой политики конкретного хранителя интервенционного зерна. Другими словами, мелькомбинаты зависят от «фантазии и аппетитов» элеваторов. Последние в свою очередь могут озвучить тариф в 900 рублей за тонну, что в 3–4 раза превышает максимальную рыночную цену».

На вопрос корреспондента «КС» о том, кто сегодня должен заниматься политикой ценообразования при установлении отгрузочных цен с элеваторов, опрошенные представители мелькомбинатов отвечают, что «этот механизм должен регулироваться рынком через объявление конкурсов не только на покупку самой продукции, но и на хранение. При этом элеваторы должны заранее озвучивать тарифы на предоставляемые ими услуги. Механизм должен быть прозрачен и понятен для покупателей».

Какие предпринимаются меры?

Как сообщил «КС» директор «Мелькомбината № 3» Владимир Пытель, на сегодняшний день в УФАС по Новосибирской области рассматривается несколько заявлений от участников биржевых торгов, в том числе от ООО «Сибирская аграрная компания» и ЗАО «Мелькомбинат № 3». В своем обращении в антимонопольное ведомство руководители компаний ссылаются на нарушение закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым запрещаются всякие действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе установление монопольно высокой цены товара. Подобные письма с просьбой оказания помощи в урегулировании вопроса с отгрузкой интервенционного зерна были уже направлены на имя губернатора Новосибирской области Василия Юрченко и министра сельского хозяйства Новосибирской области Георгия Иващенко. Также поданы иски в арбитражный суд Новосибирской области ОАО «Ордынскхлебопродукт» и ООО «Русская торговая компания», в управлении которой находится Бердский элеватор.

Пока мукомолы ждут официального ответа от контролирующих органов, который должен прийти не ранее 23 декабря, руководство элеваторов начало снижать цены на свои услуги.

Впрочем, снижение это, по мнению покупателей зерна, пока незначительное. Так, «Ордынскхлебопродукт» выставляет счета в соответствии с новым тарифом — 550 рублей за тонну (без НДС) при начальной цене 670 рублей (без НДС). Бердский элеватор также снизил цену — с 900 рублей до 550 рублей за тонну. При этом, по словам представителей руководства обоих предприятий, дальнейшего снижения цен до среднерыночной в 200 рублей за тонну не планируется.

Генеральный директор ОАО «Ордынскхлебопродукт» Александр Кризон в беседе с корреспондентом «КС» заявил, что «предлагаемая элеватором цена отгрузки и хранения интервенционного зерна в 550 рублей за тонну является обоснованной». Среди факторов, ее формирующих, руководитель называет затраты, связанные с поддержанием элеваторных мощностей, которые предписаны к выполнению со стороны «Объединенной зерновой компании» и Ростехнадзором. В этом году под эти цели компания взяла кредит и сегодня вынуждена закладывать дополнительную финансовую нагрузку в стоимость своего тарифа. «Если мы не предпримем необходимых мер по поддержанию приемлемой цены отгрузки, с учетом тех кредитных обязательств, которые несем сегодня, то будем вынуждены работать себе в убыток, — объясняет господин Кризон, — более того, считаю, что конечная цена с учетом отгрузки и хранения интервенционного зерна сегодня соответствует среднерыночной, которая в свою очередь составляет 8,5–9 тыс. рублей за тонну».

«В случае предъявления требований со стороны антимонопольного ведомства по снижению тарифа на услугу отгрузки цены с элеватора наша компания будет отстаивать установленную цену, — говорит исполнительный директор ООО «Русская торговая компания» Василий Гриньков. — Мы готовы обосновывать ее формирование и дальше, поскольку она складывается из расчета необходимости поддержания современных элеваторных мощностей, с которых происходит отгрузка государственного зерна».

Точку в этом споре хозяйствующих субъектов смогут поставить только контролирующие органы, приняв во внимание все обстоятельства, с которыми столкнулись все участники процесса проведения товарных интервенций в ходе биржевых торгов. Возможно, что ситуация разрешится уже в конце декабря, когда закончится срок рассмотрения заявок в федеральном антимонопольном ведомстве.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ