Противостояние в диалоге

На специально собранной конференции депутаты комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и ЖКХ Законодательного собрания Новосибирской области после ряда критических выступлений в адрес деятельности министра строительства и ЖКХ Дениса Вершинина пытались убедить журналистов в наличии конструктивного диалога между ведомствами. В то же время парламентарии продолжали перечислять претензии и победы комитета в реализации областных долгосрочных целевых программ, в частности, подпрограммы по реализации поддержки граждан при приобретении жилья. Эксперты, впрочем, как и депутаты, разошлись во мнении относительно эффективности и целесообразности данного проекта.

В течение этого месяца представители комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и ЖКХ ЗС не раз довольно резко отзывались о деятельности министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Дениса Вершинина, поставив ведомству «неуд». Причин для неудовлетворительной оценки оказалось несколько. Во-первых, у депутатов возникли вопросы по инженерному обеспечению площадок комплексной застройки. Результаты реализации профильной подпрограммы депутатам представил аудитор Контрольно-счетной палаты Валерий Алехин. Оказалось, что из 182 118,7 тыс. рублей, запланированных на мероприятия подпрограммы в 2011 году, было выделено только 127 334 тыс. рублей, в том числе 77 304 тыс. рублей — муниципальным образованиям области. Но поскольку субсидии распределили в конце сентября, а контракты были заключены еще позже, муниципальные образования смогли освоить только 17 707,7 тыс. рублей — всего 24,2% от запланированных средств. Также в числе недостатков реализации подпрограммы аудитор назвал завышение стоимости работ на общую сумму 3915,9 тыс. рублей. Тогда глава областного министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Денис Вершинин подчеркнул, что инженерное обустройство площадок под жилищное строительство для муниципальных образований остается актуальным. В настоящий момент организационные трудности минимизированы, так что в 2013 году уровень выполнения подпрограммы будет выше, сообщает пресс-служба Законодательного собрания Новосибирской области.

Также, рассматривая во втором чтении проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014-го и 2015 годов», депутаты обратили внимание министров областного правительства на неисполненные обязательства перед гражданами и на невозможность реализации целого ряда областных программ.

Так, в рамках государственной программы поддержки приобретения и строительства жилья в районах Новосибирской области долг перед застройщиками составляет более миллиарда рублей. Заместитель председателя комитета ЗС по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Андрей Панферов также отметил, что муниципальные образования не могут приступить к реализации значимых проектов на своих территориях ввиду того, что не выделяются средства на подготовку проектно-сметной документации. В связи с этим задерживается реализация долгосрочной целевой программы «Чистая вода Новосибирской области на 2012–2017 годы». Депутат Олег Сметанин обратил внимание коллег на отставание в финансировании программы по замене и модернизации старых лифтов.

В результате председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Николай Мочалин предложил депутатам проголосовать за выделение из бюджета 80 млн рублей на подготовку проектно-сметной документации, 200 млн рублей — на реализацию программы «Чистая вода», а также приостановление действия государственной программы поддержки строительства и приобретения жилья. На погашение задолженности перед жителями области по этой программе депутаты предложили направить 220 млн рублей. На 24-й сессии ЗС Новосибирской области большинство депутатов поддержали внесенные комитетом поправки.

28 ноября на пресс-конференции заместитель главы комитета Андрей Панферов охарактеризовал вышеуказанные принятые поправки как «победу комитета». Что опять же наводит на мысль о наличии противостояния между властью исполнительной и законодательной. В то же время депутаты заверяют, что «все у нас с ними (департаментом строительства и ЖКХ. — «КС») нормально», мотивируя разногласия тем, что «подходы разные», но «задачи одни», объяснил природу разногласий заместитель председателя комитета. Депутат Дмитрий Козловский также отметил, что и с губернатором Новосибирской области обретено понимание относительно выделения средств на развитие ЖКХ.

Также Николай Мочалин пояснил необходимость приостановления подпрограммы «Государственная поддержка граждан при приобретении (строительстве) жилья». Как уже говорилось, председатель комитета предложил увеличить финансирование долгосрочной целевой программы на 220 млн. рублей, что было подержано депутатами. Только средства эти планируется направить не на развитие проекта, а на расчет с участниками областной программы. Депутаты подсчитали, что при существующих объемах финансирования молодые семьи, подающие документы сегодня, могут рассчитывать на получение субсидии только в 2021 году.

«Чтобы не создавать очередь из обманутых молодых семей, ожидающих господдержки, мы предложили губернатору, министру строительства и ЖКХ областного правительства Денису Вершинину приостановить прием новых заявлений до погашения всей задолженности перед очередниками, — отметил Николай Мочалин. — Это непопулярный шаг, но честнее, чем ставить в очередь, а денег не давать». Для того чтобы рассчитаться с очередниками, депутат предложил средства в размере 500 млн рублей, изначально заложенные в областную программу содействия строительства индивидуального жилья, направить на погашение задолженности перед участниками подпрограммы «Государственная поддержка граждан при приобретении (строительстве) жилья».

Вместе с тем депутаты Дмитрий Козловский и Андрей Панферов отметили немалое количество фактов мошенничества, связанных с реализацией программы, и отсутствие данных об эффективности данной меры как стимулятора развития строительного рынка. Тем не менее Николай Мочалин уверен в целесообразности подпрограммы.

Разделились и мнения экспертов. «Если вы за счет налогоплательщика даете деньги в руки покупателю, вы почти всегда стимулируете рост цен на покупаемый товар. Знаю застройщиков, которые не преминули воспользоваться такой щедростью бюджета Новосибирской области», — делится мыслями управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. По его мнению, разумнее бы было направить эти деньги на обустройство коммуникаций и иной инфраструктуры земельных участков под строительство жилых массивов. Цены на новые и строящиеся квартиры экономкласса имели бы потенциал снижения, так как подобные вложения могли бы снизить себестоимость застройщиков. «Но выбран был тот путь, который дает быстрый прирост объемов продаж и ввода», — добавляет эксперт. Продолжая анализировать ситуацию, Сергей Дьячков рассуждает: «Начиная примерно с середины 2010 года по июль 2012 года строительный рынок Новосибирской области находился в естественной для своего развития фазе роста, дополнительное стимулирование спроса в такие периоды чревато взлетом цен. Наоборот, сейчас, когда строительный рынок вступает в кризис перепроизводства, цены будут стремиться вниз. Оставшись без «наркотической иглы» субсидий, строительные компании рискуют оказаться в состоянии «ломки». Если бы в показанные два года цены на жилье росли не так быстро, в первую очередь их рост «притормаживался» бы деятельностью правительства области по обустройству участков под строительство, шок для рынка не был бы таким большим. Также эксперт изумляется, зачем при дефицитном бюджете вкладывать средства в то, что и так росло, наращивая при том долги? По мнению аналитика, отказаться от подпрограммы — значит способствовать возможному обвалу рынка строительства жилья. А если продолжать, то значит, придется «оголять и без того дефицитный бюджет». По словам Сергея Дьячкова, дабы получить от программы эффект, необходимо «ужесточить условия предоставления субсидий с целью отсечь от программы спекулянтов и не потерять возможности обеспечить государственной помощью наименее платежеспособных потребителей».

Политолог Владимир Леонтьев в свою очередь подтверждает отсутствие точек пересечения по разрешению ряда вопросов между министерством строительства и ЖКХ и профильным комитетом Законодательного собрания. «Отсутствие общности подхода продолжается более двух лет, постоянно переговоры, постоянные обсуждения, а воз и поныне там», — добавляет политолог. Также Владимир Леонтьев считает, что возможности по погашению долгов перед участниками подпрограммы у дефицитного бюджета области все же есть. И эти возможности необходимо задействовать, так как вопросы, связанные с обеспечением жильем молодых семей, переросли в конфликтную ситуацию. По данным социологических исследований на середину ноября, 42% молодых семей недовольны сложившимся положением дел в сфере обеспечения жильем. Более того, они уже «готовы выплескивать свое недовольство на улице», предупреждает политолог.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ