Аналитики посчитали стоимость сотовой связи в регионах Сибири

Аналитики агентства Comnews Research провели исследование по стоимости сотовой связи в различных регионах России, а также по конкурентной ситуации, сложившейся на рынке. В результате наиболее «дешевыми» операторами были признаны Tele2 и «Ростелеком», а самым «дорогим» оказался «Билайн». Регионом с самой доступной связью стала Томская область.

По данным аналитиков, в 2012 году рынок сотовой связи России ознаменовался не только стремительным строительством сетей третьего поколения, но и внедрением стандарта 4G LTE, что привело к еще большему развитию дополнительных услуг и сервисов, и, как следствие, новому витку конкуренции среди игроков рынка.

Основной целью исследования было сопоставить стоимость услуг различных операторов сотовой связи во всех субъектах России. Для расчетов аналитики выбрали метод расчета стоимости единого набора услуг («корзины»). Согласно разработанной методологии, весь рынок был разделен на три сегмента — «дешевая корзина», «средняя корзина» и «дорогая корзина».

Наиболее низкая стоимость «малой корзины» в целом по России была зафиксирована в Республике Адыгея и Краснодарском крае, где при заданных параметрах потребления среднестатистический абонент сотовой связи может потратить не более 50 руб. в месяц. Среди регионов Сибири лучше всего чувствует себя Кемеровская область с показателем 68,1 руб. в месяц. Далее следует Томская область (69,7 руб.). Самая высокая стоимость по вполне логичным причинам была зафиксирована в Москве и составила 199,8 руб. В среднем по России этот показатель составил 94,8 руб.

Наиболее дешевым оператором, по данным Comnews Research, оказалась компания Tele2: средняя стоимость «малой корзины» по предложениям оператора во всех регионах его присутствия (35 из 83 субъектов Федерации) составила 58,5 руб., что на 38% ниже, чем в среднем по России (94,8 руб.). В свою очередь «малая корзина» у «Ростелекома» составила 69,9 руб., что на 25% ниже среднего показателя по России. А у МТС и «МегаФона» она оказалась практически идентична среднему показателю по России, 97,3 руб. и 102,4 руб. соответственно.

Примерно такой «расклад сил» оказался характерен и по количеству регионов, в которых тарифные предложения у операторов являются наиболее дешевыми — в случае Tele2 это 33 субъекта Федерации, или 41% от их общей численности, а у «Ростелекома» и «МегаФона» — 19% и 18% от общего количества субъектов Федерации, где компания предоставляет наиболее дешевые предложения по сравнению со своими конкурентами.

Примечательно, что регионы, вошедшие в десятку наиболее «дешевых» в категории тарифов со средней стоимостью услуг, в большинстве своем характеризуются наличием четырех и более операторов сотовой связи, то есть больше хорошей конкурентной средой. В частности, в Томской области, где стоимость «средней корзины» на 31% меньше среднероссийского уровня, работает четыре оператора GSM.

Стоит отметить, что Томская область лидирует по России и в категории «средней корзины». Она там занимает первое место с показателем 219 руб. За ней идет Липецкая область, а уже вслед за ней Кемеровская область (245,2 руб.).

В этой категории оператором, предлагающим самые низкие тарифы, также является Tele2. Средняя стоимость предложений этой компании по регионам составила 181,8 руб., что на 43% ниже среднероссийского показателя. Из операторов «большой тройки» наиболее низкие по стоимости тарифные планы анализируемой категории предложил «МегаФон» — средняя стоимость предложения оператора в категории тарифов «средняя корзина» 321,8 руб. А наиболее дорогим оператором среди членов «большой тройки» в категории стал «ВымпелКом» — 351,3 руб.

Наконец, к категории тарифов с высокой стоимостью услуг («дорогая корзина») были отнесены тарифные планы, рассчитанные на активных частных пользователей услуг связи. В результате регионами с наиболее высокой ценой «дорогой корзины» (категория тарифов с низкой стоимостью услуг) стали Иркутская область (1327,4 руб.) и Забайкальский край (1490,9 руб.).

Наиболее доступным оператором в этой категории стал «Ростелеком». Стоимость его «дорогой корзины» в регионах присутствия на 33% ниже среднего показателя по России (950,2 руб.). Из операторов «большой тройки» наиболее дешевым оператором стал «ВымпелКом» (723,2 руб.), а самым дорогим — «МегаФон» (1058,1 руб.).

Если же рассматривать ситуацию в целом по рынку без выделения «корзин», то наиболее «дешевыми» регионами по России стали Томская и Липецкая области, где уровень цен на услуги сотовой связи более чем на 25% ниже сложившегося в среднем по стране. Во всех пятнадцати приведенных регионов работают операторы, имеющие репутацию «дискаунтеров» — Tele2, а также «Ростелеком». По данным аналитиков, значительное уменьшение или увеличение уровня стоимости сотовой корзины отмечается регионах, где игроки сотового рынка проводят маркетинговую политику, направленную на снижение или выравнивание стоимости услуг сотовой связи, что, в свою очередь, отражается на общей тенденции по снижению цен. При этом снижение порядкового номера, или места региона в рейтинге, зафиксировано в 45 субъектах Федерации, или уже 56% от их общего числа.

Таким образом, по результатам проведенной работы и ранжирования регионов можно смело говорить о сохранении влияния конкурентной ситуации на ценовой уровень услуг сотовой связи на всей территории России, однако также и о снижении ее доли при определении данного уровня.

Однако любые позитивные тенденции того или иного региона нельзя рассматривать в отрыве от сопоставления с другими. Так, аналитики отмечают, что Иркутская область поднялась в интегральном рейтинге с 70-го места на 16-е, то есть по сравнению с 2010 годом в регионе цены снизились за счет проводимой в области маркетинговой политики, но в сравнении с другими субъектами РФ стоимость услуг сотовой связи в Иркутской области остается высокой.

Наконец, что касается конкурентной ситуации на рынке, то незначительное изменение индекса Хершфиндаля-Хиршмана HHI, который базируется на рыночных долях операторов, позволило аналитикам говорить о стабильности на рынке мобильных операторов РФ и их стремлении к высокой конкуренции.

Вместе с тем стоит отметить, что исследование затрагивало именно стоимость услуг сотовой связи, поэтому его результаты во многом оказались предсказуемыми. В то же время вопросы качества сотовой связи требуют отдельного рассмотрения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ