«Продукты будут продаваться всегда»

Представители пищевой промышленности отмечают, что инвестиционный климат в Новосибирской области достаточно благоприятен. Каких мер все-таки ждут от региональных властей «пищевики» и почему эта помощь может пагубно сказаться на ведении бизнеса, выяснял «КС».

Опрошенные предприниматели в целом характеризуют деятельность региональных властей в сфере повышения инвестиционной привлекательности как активную. «Уровень развития экономики области, большинства ее предприятий, безусловно, выше, чем во многих соседних регионах. Этому способствуют и выгодное географическое, транспортное положение, и наличие эксклюзивных научно-исследовательских кадров», — оценивает уровень развития Новосибирской области генеральный директор компании «Шоколадное дерево» («Елисеевская кондитерская фабрика») Сергей Репников. В свою очередь директор по корпоративным отношениям и связям с общественностью холдинга «Солнечные продукты» Василий Борматин отмечает «реальные позитивные изменения, произошедшие в последние годы». Инвестиционный климат Новосибирска, по мнению господина Борматина, сейчас более благоприятный, чем во многих регионах Сибири и Дальнего Востока. «Практика показывает, что власти Новосибирской области заинтересованы в поддержании и развитии инвестиционной привлекательности региона. Рост социально-экономических показателей региона напрямую зависит от активности бизнеса, и в первую очередь — производства. А одними из важнейших факторов, влияющих на развитие бизнеса, являются благоприятный инвестиционный климат и взвешенная политика властей в этом отношении. В Новосибирской области есть успешная практика, когда в регионе оказывают поддержку инвестиционным проектам. Это разумная политика, которая позволяет привлечь инвестиции в регион, создать новые рабочие места, а также на перспективу обеспечивает стабильные налоговые поступления в местный бюджет», — соглашается директор филиала «Балтика-Новосибирск» Эдуард Бражинскас.

Сложившаяся ситуация позволяет предприятиям реализовывать инвестиционные проекты. Так, холдинг «Солнечные продукты» выводит Новосибирский жировой комбинат за пределы центра города: «Это означает строительство нового предприятия, новой инфраструктуры и логистики. Проект планируется к завершению в следующем году, объем инвестиций предварительно оценивается в один миллиард рублей», — сообщает представитель предприятия. Отмечает поддержку региональных властей при реализации инвестиционных проектов Эдуард Бражинскас: «Самый крупный из проектов — строительство и запуск в эксплуатацию ресурсосберегающей котельной — был завершен в августе 2012 года. Если внешние условия для функционирования пивоваренной отрасли позволят нам стабильно работать, наши инвестиции в экономику Новосибирской области будут продолжаться», — отмечает готовность к продолжению сотрудничества господин Бражинскас.

Вместе с тем мнение аналитиков по этому поводу не так оптимистично. По их словам, инвестиционный климат определяют два показателя: уровень конкуренции на рынке и рентабельность бизнеса. Если рассматривать пищевую отрасль Новосибирской области, то здесь, как и в других регионах, свободных ниш нет. В области работают региональные и федеральные производители, которые достаточно сильно конкурируют друг с другом. Рентабельность пищевого производства во многом зависит от закупочных цен на сырье. При этом 2011 год для сельхозпроизводителей был не лучшим — объем урожая был невысок. В текущем году наблюдается та же тенденция, что и в предыдущие: цены на продукцию сельхозпроизводителей увеличиваются быстрее, чем цены на продукты питания. Это означает, что рентабельность пищевых производств снижается. С учетом того, что эта ситуация складывается на стагнирующем рынке, можно говорить о низком уровне инвестиционной привлекательности пищевой промышленности в регионе. Так характеризует положение дел руководитель компании «МГ Консалтинг» Максим Сапухин. «Я не считаю, что эта ситуация безвыходная. Отрасль производства продуктов питания является одной из самых стабильных, так как спрос на нее наиболее предсказуем: несмотря на экономическую ситуацию, продукты питания будут продаваться всегда», — успокаивает аналитик.

В свою очередь Сергей Репников, основываясь на опыте коллег других предприятий, отмечает, что в области отсутствуют программы по поддержке предприятий пищевой промышленности. «Такие производства, как наша фабрика, привлекают внимание потенциальных иностранных инвесторов — к нам зачастую приезжают иностранные делегации с предложениями о создании совместных предприятий. Например, в октябре этого года «Елисеевскую кондитерскую фабрику» посетили китайские бизнесмены», — отмечает кондитер.

Западные фонды, по его словам, считают подобные российские предприятия рентабельными и привлекательными для вложений, в то время как у большинства перерабатывающих предприятий налицо нехватка как средств для капитальных вложений, так и собственных оборотных средств. Эксперты оценивают уровень привлеченных средств предприятиями пищевой промышленности на уровне 40–50% от общего количества капитала, вложенного в производство. «Хотелось бы, повторюсь, привлечь к этой ситуации внимание регионального правительства. В Новосибирской области поддерживают предприятия машиностроения, энергетики, химическую промышленность, строительные компании, а мои коллеги, руководители предприятий пищевой отрасли не могут похвастаться такой поддержкой со стороны государства или местных органов власти. И если наше предприятие сейчас не нуждается в инвестициях, то отрасли после недавнего кризиса нужны возведенные в систему помощь и поддержка», — уверен Сергей Репников.

В отличие от Сергея Репникова, подчеркивающего наличие эксклюзивно-исследовательских кадров, Василий Борматин, напротив, в качестве одного из сдерживающих факторов предъявляет нехватку квалифицированных кадров. «Поэтому мы считаем, что региону необходимы программы развития кадрового потенциала», — говорит представитель холдинга «Солнечные продукты». Другой проблемой, по мнению господина Борматина, является дефицит инфраструктурных мощностей, что касается как теплоэнергоресурсов, так и логистики, транспорта. «В области недостаточные провозные способности железнодорожного транспорта, что серьезно влияет на издержки производства, ведь сырьевая база региона достаточно ограниченная», — подмечает Василий Борматин. Он уверен, что на общефедеральном уровне необходимо выстраивать системную политику адресных льгот и субсидий в пищевой отрасли, следует организовать адресную поддержку модернизации производства, реализации инновационных направлений, развития логистики, транспорта. «Причем все это нужно делать совместно с бизнесом, потому что бизнес лучше ориентируется, что нужно развивать», — убежден Борматин. Говоря о развитии масложировой отрасли как части АПК, он отмечает, что необходимо уровнять статусы сельхозпереработчиков и сельхозпроизводителей, а точнее, объединить их в одну категорию. Мотивирует свое предложение господин Борматин тем, что это единая отрасль экономики с общими проблемами и общими потребностями в поддержке и субсидиях.

По мнению аналитика Максима Сапухина, льготы и поддержка властей действительно требуются предприятиям, но на моменте запуска. «В дальнейшем протекция администрации может отразиться на стремлении компании быть конкурентоспособной. Пищевая промышленность — отрасль с высокой конкуренцией, если компания будет ждать помощи извне, она, как и практически любой бизнес, будет среди отстающих. Задача руководства предприятия — искать возможности оптимизировать производство, снизить затраты, обеспечить востребованное на рынке предложение и т. д.», — уверен господин Сапухин. «Власти могут поддержать пищевую отрасль, но только комплексно и системно развивая агропромышленный комплекс региона. Если объем производства, качество и цена сырья местных сельхозпроизводителей будут соответствовать нуждам местных производителей продуктов питания, они смогут занять более выгодные позиции относительно федеральных и иностранных производителей», — заключает аналитик.

В одном из следующих номеров «КС» читайте комментарии властей по проблемам, поднятым предпринимателями.