Тенденция к укрупнению

В Алтайском крае крупные федеральные игроки продолжают усиливать позиции на топливном рынке, приобретая новые АЗС. Как это отразится на рынке в долгосрочном периоде и что могут противопоставить агрессивно настроенным «федералам» местные игроки, выяснял «КС».

Два плюс два

Говорить об «устаканивании» и неизменности расстановки сил на рынке ГСМ в Сибири пока не приходится. Так, компания «Газпромнефть-Новосибирск» приобрела в Алтайском крае две автозаправочные станции, ранее работавшие под брендом «ССК». Станции расположены в Барнауле в Первомайском районе. Напомним, что в августе этого года предприятием уже были приобретены две АЗС под брендом «ССК». Таким образом, число автозаправочных станций сети «Газпромнефть» на Алтае увеличилось до 19 АЗС.

«Алтайский край — регион, стратегически важный для развития сети «Газпромнефть». Приобретение новых АЗС позволит закрепить наши позиции на топливном рынке Алтая», — отметил генеральный директор «Газпромнефти-Новосибирск» Андрей Шимкив. Планируется, что в 2013 году новые станции будут реконструированы и приведены к единому фирменному стилю. На сегодняшний день на АЗС уже действуют бонусная программа «Газпромнефти» и корпоративная программа безналичных расчетов.

Стоит отметить, что другой федеральный игрок — «Роснефть-Алтайнефтепродукт» — владеет почти 90 АЗС в Алтайском крае. Всего на Алтае расположено более 500 АЗС. Таким образом, на крупных федеральных розничных топливных операторов приходится более 100 АЗС, остальные приходятся на независимых местных игроков.

Не числом, а умением

«КС» задался вопросом, можно ли говорить, что федеральные игроки серьезно усиливают свои позиции на Алтае? Несколько опрошенных «КС» владельцев местных заправок уверены, что этого не происходит. «Другое дело, что «Газпром нефть» и «Роснефть» поставляют в регион около 95% всего топлива. Они снабжают не только собственные АЗС, но и продают топливо независимым операторам. В этом смысле их влияние на рынок очень велико», — подчеркнул один из собеседников «КС».

Представители некоммерческого партнерства «Независимые отечественные нефтетрейдеры» отмечают, что проблема доминирования крупных игроков стоит очень серьезно, и она важна не только для Алтайского края, но и для других региональных топливных рынков. «Серьезное беспокойство вызывает ситуация, сложившаяся в розничном секторе рынка ГСМ, где вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) осуществляется практика выдавливания с рынка независимых АЗС с помощью ценовых сговоров», — отмечают в партнерстве.

По данным партнерства, в настоящее время ВИНК проводят политику предельного завышения оптовых цен на ГСМ для независимых сетей с одновременным удержанием низких розничных цен на принадлежащих им АЗС. Используя преимущества обладания ресурсом углеводородной базы, они, таким образом, создают ситуацию, при которой ценовая маржа, получаемая независимыми АЗС, не обеспечивает даже минимальной рентабельности бизнесу частного нефтетрейдинга. По сути, владельцы частных АЗС ставятся такой ценовой политикой ВИНК перед выбором между банкротством и продажей принадлежащего им бизнеса за бесценок.

«В связи с хронической убыточностью и бесперспективностью поиска выхода из сложившейся ситуации подавляющее большинство независимых сетей АЗС в настоящее время уже выставлены на продажу. При этом единственными их потенциальными покупателями остаются сами ВИНК, которые в этой ситуации заняли выжидательную позицию, рассчитывая на скорое, быстрое и полное разорение более слабых и мелких конкурентов. После этого рыночная конкуренция на окончательно монополизированных региональных рынках ГСМ будет ликвидирована, что позволит ВИНК проводить в отношении потребителей соответствующую ценовую политику в розничном сегменте. Кроме того, в малопривлекательных с их точки зрения районах неизбежно возникнет дефицит АЗС. Данные факторы негативно скажутся не только на социально-политической стабильности в регионах, но и на топливной безопасности страны в целом», — подчеркивают нефтетрейдеры.

С тем, что ситуация в Алтайском крае сложная, согласен и руководитель «Алтайского топливного союза» Юрий Матвейко. «ВИНК отбирают клиентов у независимых операторов, применяют различные дисконтные программы. Иногда они могут позволить себе работать в убыток, поскольку компенсируют его за счет других направлений. Независимые же операторы сегодня работают с наценкой всего 1,3–1,5 рубля на литр, тогда как для нормального существования необходима наценка в два раза больше. Я думаю, что зимой-весной можно ожидать разорения многих независимых операторов», — прогнозирует господин Матвейко.

Как подчеркивают аналитики, усиление позиций ВИНК является закономерным. По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, регион не мог оставаться неким «заповедником», в котором бы работали лишь местные сети АЗС. По мере усиления конкуренции на федеральном уровне крупные игроки АЗС ищут новые возможности для развития своего бизнеса, и это не только предоставление водителям различных дополнительных услуг на уже существующих АЗС, но и поиск мест для размещения новых заправок, выход в новые регионы. И Алтайский край с его выгодным транспортным расположением, большим потенциалом роста, с точки зрения как его автомобилизации, так и увеличения интенсивности автомобильного движения в нем, представляет большой интерес для игроков рынка заправок.

«Естественно, приход в регион крупных федеральных игроков скажется на местном рынке заправок. Во-первых, вырастет конкуренция, что может привести к исчезновению игроков-одиночек, имеющих в своем активе всего лишь несколько заправок. Во-вторых, улучшится качество топлива в крае, потому что федеральные игроки будут обеспечивать это качество по факту, а местные игроки, если они захотят остаться на рынке, просто будут вынуждены это качество обеспечивать и перестать продавать всякую гадость под видом бензина. В-третьих, из-за роста конкуренции все игроки рынка заправок будут вынуждены придумывать и внедрять различные дополнительные услуги на своих АЗС, чтобы привлечь потребителей. То есть можно говорить, что приход федеральных сетей АЗС в край в целом положительно скажется на местном заправочном бизнесе. Также очевидно, что дальнейшая экспансия в край крупных заправочных компаний продолжится», — резюмировал господин Баранов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ