Вспоминая Валерия Егудина

Опровергая библейское изречение о том, что «пророка нет в отечестве своем», наш город с завидной регулярностью принимает меры по увековечению памяти своих героев. В честь 75-летия со дня рождения народного артиста СССР Валерия Григорьевича Егудина Новосибирский театр оперы и балета совместно с Новосибирской консерваторией организовали цикл торжественных мероприятий при поддержке мэрии города и правительства Новосибирской области.

Валерий Егудин более 35 лет выходил на сцену нашего Оперного театра и около 10 лет руководил им. С именем этого выдающегося певца связана целая эпоха в развитии театра. Валерий Егудин — выдающийся драматический тенор, блистательный артист, наделенный уникальным природным даром и редкой актерской интуицией. Он начинал свою исполнительскую карьеру, будучи студентом второго курса консерватории (класс профессора А. П. Здановича). Уже через пару лет Егудин, благодаря поверившему в талантливого студента режиссеру Эмилю Пасынкову, исполнил партию Германа в «Пиковой даме» Чайковского.

Поэтому вполне закономерным выглядит решение театра исполнить в честь Валерия Егудина «Пиковую даму», блеснув ради такого случая своими лучшими силами. На сцену 14 ноября вышли Олег Видеман, Татьяна Горбунова, Ирина Чурилова, Константин Буинов, Павел Янковский и другие. Сам Егудин вспоминал: «Для меня Герман открылся в 1964 году и остается таким же. В основном, как и в первом спектакле, он как бы продолжается». Память о нем, к счастью, тоже продолжается — в тот же день на стене дома по ул. Депутатской, 38, где долгое время жил певец, а сегодня живет его семья, была торжественно установлена мемориальная доска.

Партия Германа стала ключевой в жизни артиста — более 30 лет Егудин не расставался с этим образом. Кроме того, он перепел огромный разноплановый репертуар, начиная с таких легендарных партий, как Радамес в «Аиде», Садко в одноименной опере, Туридду в «Сельской чести», Каварадосси в «Тоске», Самозванец в «Борисе Годунове», всего не перечесть. Любители оперы, без сомнения, помнят его в «Трубадуре», «Доне Карлосе», «Паяцах» и так далее. Были в его репертуаре и менее популярные, но оттого не менее интересные партии в редких операх, в том числе в произведениях современных композиторов. И, конечно, самой блистательной его работой называют Отелло в опере Дж. Верди.

Егудин с его яркой, выигрышной фактурой, редчайшим голосом и особенным, необычайно глубоким и точным ощущением природы театра, был просто создан для сцены. В 1970 году он становится заслуженным артистом РСФСР, через шесть лет — народным артистом РСФСР, а в 1983 году, исполнив «Отелло» не только на своей сцене, но и на сцене Большого театра, становится народным артистом СССР. В 1992 году Егудин был назначен директором Новосибирского театра оперы и балета и занимал эту должность вплоть до 2001 года. За это время театр достиг значительных творческих успехов, получив категорию «Ведущий театр России».

Чуть раньше, 12 ноября, бюст Валерия Егудина был установлен в консерватории. В торжественной церемонии открытия приняли участие губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, ректор консерватории Константин Курленя, президент Гуманитарно-просветительского клуба «Зажги свечу» Иван Индинок. Появление этой скульптуры продолжает галерею памятных объектов, посвященных нашим землякам: Александру Покрышкину на площади Карла Маркса, Андрею Крячкову около легендарного стоквартирного дома, Арнольду Кацу в филармонии (есть мемориальная доска, но город, безусловно, ждет полноценного памятника).

Однако лучшей памятью об артисте остается музыка, поэтому в тот же день в Большом зале консерватории прошел памятный концерт с участием студентов консерватории, артистов НГАТОиБ, Новосибирского театра музыкальной комедии. Новосибирская консерватория — alma mater Валерия Егудина. Здесь он учился сам, здесь с 1976-го по 1992 год возглавлял кафедру сольного пения, а в 1984-м стал профессором. Его выпускники успешно работают в музыкальных театрах страны и мира. Среди многих имен можно упомянуть солиста Мариинского театра В. Горшкова, солиста Новосибирского театра музыкальной комедии В. Вальвачева.

В этом контексте нельзя не вспомнить ученика Егудина — Владимира Галузина, который добился мировой славы, поет на лучших сценах мира, является солистом Мариинского театра. В ноябре прошлого года он вышел на сцену нашего Оперного после двадцатилетнего перерыва, чтобы исполнить партию Германа. По удивительному совпадению именно она принесла в свое время Галузину известность и престижные награды, словно это была эстафета от учителя к ученику.

Кроме того, специально к юбилею НГАТОиБ выпустил диск с архивными записями известнейших оперных арий в исполнении Валерия Егудина. Здесь есть Герман и Отелло, Рудольф из «Богемы» и Радамес из «Аиды», Манрико из «Трубадура» и Хозе из «Кармен», а также другие выдающиеся работы певца разных лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ