Веселые рассказы Михаила Сегала

Михаил Сегал — режиссер, сценарист, писатель и клипмейкер. Он приехал в Новосибирск, чтобы представить зрителям кинотеатра «Победа» свою социальную комедию «Рассказы» перед тем, как она выйдет в широкий прокат. На последнем «Кинотавре» фильм взял приз за лучший сценарий и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков РФ, он также был включен в программу внеконкурсного показа кинофестиваля в Монреале. О некоторых аспектах работы над фильмом МИХАИЛ СЕГАЛ рассказал корреспонденту «КС» АННЕ ОГОРОДНИКОВОЙ.

— Михаил, почему для разговора о серьезных социальных проблемах вы выбрали жанр комедии?

— Думаю, выбор тональности произошел подсознательно. Для меня то, что я снимал, и трагично, и сурово. Делалось как делалось. Был сценарий, и он диктовал атмосферу. Форма воплощения не так важна, она всегда идет от материала. Поэтому я просто выражаю свои идеи в кино, литературе, в чем-то еще. Но есть и нюансы — сценарий как некий полуфабрикат легко превратить в книгу или в фильм, а вот готовый рассказ гораздо труднее переработать в сценарий, так как это уже совершенное художественное высказывание.

— Почему вы решили пригласить на роль писателя именно Владислава Лешкевича, он же Влади из группы «Каста»?

— На мой взгляд, его участие является гениальным кастинговым решением. Именно этого человека нужно было пригласить для этой роли. Он ассоциируется с литературным творчеством, это современный молодой интеллектуал, и он очень годится для своего персонажа, современного молодого писателя. Очень точная актерская работа в данном случае удачно совпала с актуальным культурным контекстом. Мне кажется, это очень правильное решение.

— В «Рассказах» много литературы: сам сюжет связан с рукописью, есть новелла про библиотеку, по стенам тут и там развешаны портреты русских писателей. Что бы они сказали, если бы могли комментировать происходящее?

— Честно говоря, я не вкладывал особого смысла в их появление на экране. Они просто висят.

— Как в фильме появился Игорь Угольников в роли президента?

— Была очень сложная ситуация по времени, снимать нужно было быстро, в антипроизводственные сроки. Кастинг тоже проводили в сжатые сроки. Изначально у нас была концепция использовать в каждой из четырех новелл одного известного актера в обрамлении менее известных лиц. Естественно, когда мы стали искать исполнителя на роль президента, нам нужен был узнаваемый персонаж, чтобы сразу стало ясно, кто здесь главный. Мы предлагали эту роль нескольким серьезным актерам. Одни отказались сразу, другие перезвонили через несколько дней и извинились, сославшись на занятость. И тут буквально волею судьбы я увидел Угольникова по телевидению и сразу решил его пригласить. К счастью, прочитав сценарий, он сразу согласился. Работать с Игорем было интересно, особенно учитывая, что нам приходилось менять амплуа. Это создает интерес и для актера, и для режиссера, и для зрителя. Иногда во время съемок мне приходилось его сдерживать, сбивать с привычного тона, чтобы добиться нужного результата и избежать фирменных «угольниковских» интонаций. Я доволен результатом. Перед Мерзликиным, который обычно играет брутальных персонажей, тоже стояла новая задача — сыграть довольно нежного, такого «фигарообразного» героя. И получилось интересно.

— Может ли искусство повлиять на общество, что-то исправить или кого-то воспитать?

— Искусство может влиять на одного человека, и то ненадолго. Изменить реальность, конечно же, нет. Миссия режиссера для меня загадка.

— Как зрители встречают вашу картину?

— Зрители принимают хорошо, но надо понимать, что посетители фестивалей, премьер и пресс-показов — это особая аудитория, более доброжелательная, хотя и знающая. Для них, привыкших к сложным артхаусным фильмам, мои «Рассказы» могут выглядеть как довольно легкое зрительское кино. Принимали на ура. Для широкой аудитории фильм может показаться чуть более сложным на фоне основной массы комедий в прокате.

— Как вы думаете, какой может оказаться реакция на фильм той части аудитории, которая не отличает дельфина от акулы, а репрессии от перегибов?

— Это моя боль и конфликт, заложенный в фильме. Думаю, он будет более понятен старшему поколению. Та часть молодежи, которая не знает истории и культуры своей страны, не поймет, над чем здесь можно смеяться или плакать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ