Пора в путь-дорогу

Инвестиционный фонд РФ отказывается продолжать финансирование строительства железной дороги Курагино — Кызыл из-за ее неэффективности. Несогласие с таким решением высказали в правительстве Тывы, пообещав бороться за сохранение проекта. Ситуация рискует получить скандальную огласку, особенно учитывая, что старт проекту дал Владимир Путин (забив серебряный костыль в основание будущей ветки) и, приезжая в регионы, ранее неоднократно упоминал его в качестве одного из примеров государственно-частного партнерства.

Впрочем, некоторые местные эксперты называют данный проект заведомо неконкурентоспособным.

Инвестиционный фонд РФ решил прекратить финансирование строительства железнодорожной ветки Курагино — Кызыл. Причиной этого называется неэффективное расходование бюджетных средств.

«Во избежание неэффективного расходования бюджетных средств правительственной комиссией принято решение о прекращении реализации проекта в рамках государственно-частного партнерства с ЗАО «ЕПК». Бюджетные средства, предусматривавшиеся на строительство дороги, по предложениям Министерства транспорта РФ предполагается направить на расширение перегруженного участка Междуреченск — Абакан — Тайшет. Без указанных работ прием дополнительных грузов из Тувы на действующую железнодорожную сеть невозможен. Строительство же новой линии планируется осуществлять за счет частных инвестиций», — говорится в заявлении Министерства регионального развития РФ.

Данная железнодорожная линия была признана приоритетным направлением в 2006 году. Согласно достигнутым договоренностям, Инвестфонд должен был профинансировать возведение 147 километров путей, остальные 254 километра обязывалась построить «Енисейская промышленная компания». Общий объем госинвестиций должен был составить 46,1 млрд рублей. Железная дорога должна была связать Транссиб с Элегестским угольным месторождением в Туве, разработкой которого также занимается ЕПК. При этом, по данным Минрегиона, освоение месторождения происходит с существенным отставанием от графика, а финансирование работ на железнодорожном участке в этом году компанией вообще не велось (хотя объем их обязательств на текущий год составляет 7,8 млрд рублей).

Проблем проекту добавил также конфликт между акционерами ЕПК и попытка «Межпромбанка» обанкротить эту компанию (см. «КС» № 38, 2012 г.).

В свою очередь заинтересованность в реализации проекта выразили в правительстве Тывы. В его пресс-службе рассказали, что республиканские власти воспринимают инициативу прекращения финансирования как не окончательную, «потому что ее нужно принять на уровне президента Путина», а также привели официальный комментарий первого вице-премьера региона Михаила Козлова. «Для нас позиция комиссии — полная неожиданность. Будем разбираться и доказывать значимость железной дороги Кызыл — Курагино для социально-экономического развития всей Восточной Сибири», — заявил он.

Депутат Государственной думы Валерий Зубов считает правильным прекращение госфинансирования строительства, «более того, неправильно было его начинать». Сам проект продвижения тувинского угля он называет «очевидно лопнувшим».

«С самого начала было понятно, что этот уголь никак не сможет конкурировать в цене, например, с кемеровским. Его предполагалось посылать на экспорт в Корею и Китай, хотя в Китае потребности в нем нет. Более того, в цене угля существенную долю занимает стоимость перевозки, и можно представить, насколько тувинский уголь подорожал бы при таком транспортном плече. Если б в этой дороге была хоть какая-то экономическая логика, то ее б начали еще в советские времена, однако, как мы знаем, даже планов таких не было», — считает депутат.

При этом Зубов является, в целом, противником концепции частно-государственного партнерства, в рамках которого и строилась дорога Курагино — Кызыл. По его мнению, это на самом деле является формой дотирования какого-то отдельного бизнеса.

«Если для развития бизнеса была бы выгодна эта дорога, то он бы сам ее и строил. В противном случае мы наносим ущерб всей экономике. Зачем нам бизнес, который себя не окупает? Задача государства — строить дороги к населенным пунктам, а бизнес-проекты должны под это подстраиваться», — считает он.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ