«Бизнес-Телеком» на продажу

Участники рынка отмечают, что так называемые компании-операторы при застройщиках, одной из которых является «Бизнес Телеком», обречены на продажу. На фото — Бизнец-центр на Фрунзе, который обслуживает «Бизнес Телеком»
Участники рынка отмечают, что так называемые компании-операторы при застройщиках, одной из которых является «Бизнес Телеком», обречены на продажу. На фото — Бизнец-центр на Фрунзе, который обслуживает «Бизнес Телеком»

Как стало известно «КС», один из B2B-операторов на рынке ШПД Новосибирска — компания «Бизнес-Телеком» — выставлен на продажу. В качестве покупателей рассматриваются «Вымпелком» и МТС. По мнению участников рынка, намерения учредителей компании продать ее федеральному игроку являются вполне рациональными в текущих реалиях развития этого рынка. Причем в случае сделки с МТС «расклад сил» на новосибирском рынке ШПД в сегменте B2B может измениться.

Информацию о том, что компания «Бизнес-Телеком» может быть продана одному из двух операторов «большой тройки», «КС» сообщил один из бывших топ-менеджеров телекоммуникационных компаний на условиях анонимности. Эту информацию подтвердил и источник, близкий к оператору.

Стоит отметить, что «Бизнес-Телеком» — это одна из компаний, которая была создана около 7–8 лет назад для обслуживания сначала бизнес-центра на ул. Державина, 28, потом на ул. Фрунзе, 80. На сегодняшний день, по словам участников рынка, у компании на подходе еще два здания. По словам одного из участников рынка, в Новосибирске осталось очень мало компаний, которые можно купить, а «Бизнес-Телеком» — это компания, специализирующаяся на В2В.

Участники рынка отмечают, что «Бизнес-Телеком» — это одна из так называемых компаний-операторов при застройщиках. «Расцвет создания таких «домашних» операторов пришелся на 2005–2008 годы, когда часть застройщиков коммерческой (а иногда и жилой) недвижимости поняла, что зарабатывать можно не только сдавая построенные площади в аренду, но и на оказании услуг связи. Большинство застройщиков просто заключило договоры «аренды инфраструктуры здания» или агентские договоры с теми операторами, кому было предоставлено право продавать свои услуги в бизнес-центрах. Но некоторые пошли дальше и создали собственных операторов связи, рассчитывая на эксклюзив в своих зданиях», — поясняет гендиректор «Стартелеком-Новосибирск» Михаил Куницын. По его словам, как показало время, расчет не оправдался, и сохранить эксклюзивность одного оператора в здании оказалось почти невозможно. Это связано с тем, что многие крупные компании (самые «вкусные» арендаторы) имеют разветвленную филиальную структуру и заинтересованы в подключении к одному оператору по всему городу или даже стране. «Доказательством может служить само здание по улице Фрунзе, 80, где находится офис «Бизнес-Телеком». Согласно данным 2ГИС, услуги связи в этом здании оказывают как минимум восемь операторов», — поясняет Михаил Куницын.

Кроме того, он обращает внимание на то, что в операторском бизнесе как нигде важен эффект масштаба. Сокращение издержек и повышение рентабельности бизнеса становятся заметными лишь при подключении большого числа клиентов. Поэтому ограничение географии подключений лишь зданиями «своего» застройщика в условиях неэксклюзивного предоставления услуг и, как следствие, падения тарифов и выручки являются серьезной угрозой для развития бизнеса. Источник, близкий к компании, также объясняет причины возможной продажи компании тем, что рынок диктует такие условия, что необходимо либо инвестировать огромные средства в развитие оператора, либо продать актив федеральному игроку.

Основной интригой, по мнению провайдеров, должно стать то, кому все же удастся купить «Бизнес-Телеком» — МТС или «Билайну». На сегодняшний день последний достаточно неплохо себя чувствует на рынке B2B. В связи с этим участники рынка уверены, что ему никак нельзя пускать на это поле МТС. «Для МТС покупка «Бизнес-Телекома» будет реальным шансом заявить о себе на этом рынке в Новосибирске. Если МТС выйдет на рынок коммерческой недвижимости, то перераспределение доли рынка гарантировано. Им главное — только заявиться, а все остальное сделают бренд и их позиция на рынке», — считает собеседник «КС». По его словам, против этого тезиса может говорить то, что в МТС весь фиксированный В2В-бизнес работает под брендом «Комстар» и не столь сильно интегрирован с МТС, как Golden Telecom с «Вымпелком». Вместе с тем позиции МТС на B2B-рынке ШПД достаточно сильны благодаря МГТС.

Источник, близкий к компании, отмечает, что пока рано говорить о том, кто наиболее вероятный покупатель, и при наличии двух предложений одно всегда будет лучше другого. Предполагается, что в случае свершения сделки абоненты только выиграют с точки зрения портфеля продуктов, поскольку «портфели услуг федеральных операторов весьма разнообразны, а ценовая политика соответствует рынку». В сибирских филиалах МТС и «Вымпелком» ситуацию не комментируют.

Впрочем, не все участники рынка считают сделку значимой для рынка. «Я не думаю, что это приобретение значительно изменит расклад сил на рынке. МТС сможет увеличить свою выручку и клиентскую базу, но в целом это не повлияет на рынок. С другой стороны, сам факт такой сделки может послужить сигналом к началу нового витка слияний и поглощений на рынке телекоммуникационных услуг, процесс приобретения операторов может возобновиться после более чем годичного перерыва», — считает Михаил Куницын

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ