Разменная отрасль

Машиностроительная отрасль Красноярского края переживает сильнейший кризис — объемы производства падают, некогда мощные промышленные предприятия закрываются одно за другим. Часть экспертов видит причину этого в том, что власти региона слишком увлеклись поддержкой крупных мегапроектов в области ТЭК и «забыли» про остальную промышленность. Другие еще видят перспективу возрождения машиностроения, но называют необходимым условием этого, опять же, активную поддержку властей, причем не всегда прямую финансовую.

Объем производства в машиностроительной отрасли Красноярского края, согласно данным регионального правления статистики, в сентябре текущего года сократился по отношению к августу почти на 6%, а по отношению к девятому месяцу прошлого года — примерно на 13%. При этом, по итогам 2011 года, использование производственных мощностей, например, в создании зерноуборочных комбайнов составило всего 4,4%, в производстве холодильников и морозильников — 58,5%, а в производстве мостовых кранов они вообще не задействовались. Неудовлетворительное состояние машиностроительной отрасли в прошлом году признал даже губернатор региона Лев Кузнецов, который в традиционном отчете о деятельности правительства края упомянул, что восстановление докризисных объемов не было достигнуто.

Интересно, что, по другим статистическим данным, в отрасли наблюдаются и позитивные показатели. Так, объемы производства машин и оборудования в целом за 2011 год возросли на 8,1%, за три квартала текущего года — на 7%, объем отгруженных товаров в прошлом году достиг 32,2 млрд рублей, а за три квартала 2012 года — 26,3 млрд рублей. Однако и сами региональные власти признают, что рост показателей по отрасли в крае связан, в основном, с крупнейшими компаниями, принадлежащими государству, особенно ОАО «ИСС им. ак. М. Ф. Решетнева», специализирующимся на «космической» продукции и имеющим постоянные заказы. «Положительную динамику по итогам года показали машиностроение и производство оборудования. Особую роль в этом виде деятельности… играют предприятия ракетно-космического комплекса. Увеличились работы по госзаказу на «ИСС». «Красмаш» завершил модернизацию разгонных блоков, что, по прогнозам руководства предприятия, будет способствовать с 2012 года увеличению в два раза заказов на ракетно-космическую технику», — заявил летом текущего года в рамках отчета о работе правительства края его председатель Виктор Томенко.

Ситуация с другими некогда крупными промышленными предприятиями в крае откровенно кризисная. Одной из последних новостей отрасли стало сообщение о возможном закрытии или банкротстве Дивногорского завода низковольтных автоматов. Пресс-служба завода на своем сайте уже официально опровергла эту информацию, однако признала экономическое положение на предприятии «сложным». В случае закрытия ДЗНВА край рискует не только лишиться предприятия, выплачивающего 67 млн рублей налогов в год (данные официального отчета за 2011 год), но и столкнуться с социальными проблемами: ДЗНВА является градообразующим предприятием Дивногорска, где трудится более 700 человек.

Еще одно, в недавнем прошлом крупнейшее предприятие региона — Сибирский завод тяжелого машиностроения — было признано банкротом в мае 2011 года. Решение было принято по заявлению компании «Экопром» из-за долга чуть более 2 млн рублей. Проблемы предприятия и его менеджмента не прекратились и после банкротства: в конце июня того же года, по данным СМИ, краевая прокуратура возбудила дело против гендиректора «Сибтяжмаша» Павла Лусникова, заподозрив его в уклонении от уплаты налогов, а несколько дней спустя он был найден мертвым. Кроме того, в прессе обсуждалось возбуждение уголовного дела в отношении конкурсного управляющего завода Михаила Василеги и наложение штрафа на арбитражного управляющего Рустема Кильдиярова.

Намного дольше кризис длится на Красноярском заводе комбайнов. В сентябре 2012 года заявление о банкротстве предприятия в суд подала ФНС из-за просроченной задолженности в размере 97,5 млн рублей. По неофициальной информации, руководство КЗК может принять решение о закрытии предприятия в течение ближайшего полугодия, независимо от исхода судебного разбирательства. Эту информацию недавно частично подтвердил и спикер Законодательного собрания Красноярского края, заявивший, что «как известно, завод практически прекращает свое существование». Согласно годовому отчету предприятия в последние годы здесь проходило «планомерное значительное уменьшение численности всего персонала». Так, если на 1 января 2010 года штатная численность составляла 2339 человек, то на ту же дату текущего года — 1242 человека. Подобная судьба может ожидать, очевидно, и входящий в тот же холдинг Красноярский завод лесного машиностроения. А некогда флагман советской индустрии — Красноярский завод тяжелого машиностроения — остановил производство в апреле 2011 года. По неофициальной информации, за минувшее время завод фактически лишился своего оборудования.

Опрошенные «КС» эксперты называют среди причин такого затяжного кризиса в крае две: общую ситуацию в экономике и полную пассивность краевых властей. Экс-депутат Законодательного собрания Красноярского края, предприниматель Владислав Королев уверен, что проблема таких предприятий, как ДЗНВА и многих других, аналогичных ему, не в действующей системе управления конкретным заводом, а в общей ситуации на рынке. «В России неконкурентоспособны большинство предприятий, имеющих на рынке аналоги выпускаемой ими продукции, производимой в Китае. Увы, конкурировать с китайской продукцией мы пока не можем. Причина этого — в принципе разное устройство экономик наших стран. У нас разная стоимость рабочей силы, разная налоговая система (в Китае, например, вообще нет отчислений в пенсионный фонд, как и нет самой системы пенсий), у нас нет государственных дотаций на приобретение энергоэффективного оборудования, как в Китае. Поэтому, повторюсь, проблема и дивногорского завода, и многих других предприятий в России — именно в этом: им в существующих экономических условиях в России просто невозможно конкурировать с такими конкурентами, как Китай», — считает Королев. Его поддерживает председатель краевой организации «Всероссийский Электропрофсоюз» Александр Мурушкин. «…С качеством продукции у них … все неплохо, а себестоимость у конкурентов, которые находятся за рубежом, в разы ниже», — утверждает он.

Другая причина — в позиции, которую заняли по отношению к подобным предприятиям краевые власти, считают эксперты. Руководитель регионального профсоюза машиностроителей Валентина Кривоносова уверена, что «…и комбайны КЗК, и лесная техника «Краслесмаша», и краны «Сибтяжмаша» вполне могли бы быть востребованы на нашем рынке. И наши власти могли бы повлиять на ситуацию если не госзаказами, то более активным поиском инвесторов», — считает она.

Эксперты напоминают, что официально власти пытались повлиять на «спасение» почти каждого кризисного предприятия, но все эти меры или ни к чему не приводили, или просто не доводились до конца. ДЗНВА и «Сибтяжмаш» получали разовое финансирование из краевого бюджета, и дивногорскому предприятию это позволило стабилизировать ситуацию, но на определенный период. В марте этого года Минпромэнерго в лице бывшего главы Дениса Пашкова обещало активно заняться судьбой Минусинского «Электрокомплекса», найдя предприятию либо нового эффективного собственника, либо инвестора. О результатах подобной деятельности никто из опрошенных «КС» депутатов Заксобрания не слышал. Собственники «Крастяжмаша» незадолго до остановки завода просили у краевых властей госгарантии по кредиту, одобренному одним из коммерческих банков, но также не получили ее. Назаровский завод металлоконструкций краевые власти попробовали спасти еще одним способом: найдя инвестора в лице лояльной компании «КРЭК», однако ситуация и там сейчас весьма далека от стабильной. Между тем, как рассказал «КС» один из депутатов Законодательного собрания, краевые власти почти всегда в ультимативной форме требуют от собственников и руководства кризисных предприятий не допускать социальных волнений. «Это касается любой сферы, от добывающей до сельского хозяйства. Лишь бы сокращаемые работники не перекрывали федеральные трассы, не устраивали пикетов под окнами и не писали письма президенту. Экономика предприятий, многие из которых объективно давно пора закрыть, их интересует уже потом», — рассказывает парламентарий.

В итоге помощь предприятиям часто оказывается не более чем громкими заявлениями чиновников. Депутат городского Совета Назарово Юлия Стрельникова рассказала корреспонденту «КС», что начиная с 2009 года власти города и собственники завода металлоконструкций регулярно «рассказывали о том, что завод работает на перспективу». «Говорили, что в Назарово будут строить завод горячего цинкования, что на это уже нашли денежные средства, которые якобы выделяло правительство Красноярского края, — вспоминает Стрельникова. — Потом выяснилось, что собственник завода план по дальнейшему развитию не предоставил. Кроме того, выяснилось, что средства заводу выделены не были. Люди терпели, не увольнялись. В 2010 году к нам приезжал Пашков, который говорил, что все резко изменится, что край заинтересован именно в этом заводе. Люди жили с надеждой, что вот-вот все изменится. Но по большому счету ничего на заводе так и не изменилось. Мне кажется, что на сегодняшний день ситуация на ЗМК остается критической. Руководитель Прустов, который исполнял обязанности директора завода, уволился. Люди по-прежнему не понимают, что их ждет дальше. Ничего не меняется».

«Из-за природных условий нашим предприятиям требуется гораздо больше средств затрачивать на отопление помещения, выше и себестоимость, а это особенно актуально в постсоветский период, поскольку необходимой является модернизация производства, — рассказал «КС» вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и председатель ее регионального совета Виктор Зубарев. — Государство вполне могло бы помочь предприятиям через налоговые льготы, заказы, а также влияя на энерготарифы». Депутат Законодательного собрания Красноярского края Всеволод Севастьянов отмечает, что регион все-таки имеет серьезные перспективы в сфере машиностроения, если будет изменен государственный подход к отрасли. «Сегодня власти неоправданно большое внимание уделяют топливно-энергетическому комплексу. Но надо понимать, что если мотивировать добывающие компании строить те же нефтеперерабатывающие заводы, то это подстегнет и машиностроительное производство. Есть и другие проекты, где эта сфера необходима, например, строительство новой ветки Транссибирской магистрали. Мощности тех же «Сибтяжмаша» и «Крастяжмаша» вполне еще пригодны для открытия новых производств», — утверждает он. При этом Севастьянов отмечает, что подъем машиностроения не обязательно должен быть связан с прямыми госзаказами. Он приводит пример строительства Богучанской ГЭС, где государство создало для частников привлекательные условия для развития: «Конечно, тут вопрос не столько краевой, сколько федеральной политики. Однако региональным властям стоит сформулировать предложение к Федерации, чем край может быть интересен в сфере машиностроения, обозначить приоритеты и льготы, которые готов предоставить производителям».

Пока же краевые власти все свое внимание уделяют крупным проектам в области ТЭК. На последней сессии ЗС депутаты одобрили лоббируемые правительством налоговые льготы Богучанскому алюминиевому заводу (БоАЗ), который строят совместно «Русал» и «Русгидро». Как сообщил депутатам глава краевого правительства Виктор Томенко, предоставить льготы по налогу на имущество до 2019 года попросили инвесторы проекта. Объем недополученных бюджетных средств краевое правительство оценило в 4,2 млрд руб. В то же самое время уже скоро ЗС может рассмотреть вопрос о том, чтобы на средства краевого бюджета начать субсидировать закупку импортных комбайнов, бывших в употреблении. По крайней мере, в начале октября эта идея получила одобрение одной из профильных комиссий. Таким образом, судьбу некогда одного из двух лидеров советского сельхозмашиностроения (наряду с «Ростсельмашем»), Красноярского завода комбайнов, депутаты посчитали решенной. Если политика краевых властей не поменяется, уверены парламентарии, в печальном списке закрытых промпредприятий он станет далеко не последним.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ