Sib Jazz Fest — горячо и еще горячее

В программе четвертого новосибирского международного джазового фестиваля Sib Jazz Fest заявлен концерт легендарного Джона МакЛафлина. Одного этого достаточно, чтобы утверждать: джаз в Сибири жил, жив и будет жив. Фестиваль пройдет с 14 по 17 ноября и по традиции закончится коллективным импровизированным джем-сейшеном. Четыре дня горячей музыки на излете холодной сибирской осени — щедрый подарок поклонникам джаза от Новосибирской филармонии.

Немного истории

Стартовавший в 2009 году проект Sib Jazz Fest можно считать уже третьей реинкарнацией джазового фестивального движения в Сибири. История гласит, что славное начало ему было положено в далеком 1965 году, международными фестивали стали лишь с 1977 года. Вторая волна популярности пришла к джазу на заре перестройки. После падения железного занавеса изголодавшийся по культуре народ буквально рвался услышать и увидеть живых западных исполнителей, сверить свои джазовые ощущения с актуальным мировым контекстом. Фестиваль менял символику и названия — их сегодня вспомнит не каждый. Зато удивительное чувство радости узнавания и подлинность общего переживания вряд ли забудет кто-то из тех, кто слушал в «Чекалде» (ДК им. Чкалова) джаз с незабвенными комментариями Александра Мездрикова и Алексея Баташева.

Джаз, который Горький когда-то назвал «музыкой толстых», уже давно перерос фантомные классовые границы и стал музыкой умных. Импровизационная природа джаза рождает желание назвать его музыкой свободных духом людей, а в русле современных управленческих теорий можно говорить о том, что это музыка для людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта. В Новосибирске, обладающем собственной исполнительской и педагогической джазовой школой, у публики давно сформировался и стабильный интерес к джазу, и особый слушательский навык сопереживать, подыгрывать, тонко чувствовать нюансы. В общем, мы любим эту музыку для хороших людей, которые вместе хотят вместе порадоваться хорошей музыке.

День первый

Итак, начнем от печки, то есть от Джона МакЛафлина. Приезд этого семидесятилетнего ветерана, в далекие семидесятые ставшего одним пионеров стилей джаз-рок и фьюжн, основателя легендарного Mahavishnu Orchestra, выводит событие из разряда провинциальных посиделок на серьезный международный уровень. МакЛафлин играл с Майлзом Дэвисом на его программных альбомах, потом увлекся идеей world music, записывал фламенко в компании Пако де Лусия и Эл Ди Меола, несколько лет прожил в Индии, с головой погрузившись в ее музыку, философию и культуру. За свою долгую карьеру британский гитарист играл со многими разножанровыми коллективами в диапазоне от симфонических оркестров до рок-групп, записывал музыку к фильмам, развивал собственные проекты. В рамках фестиваля Sib Jazz Fest МакЛафлин выступит в сопровождении состава The Fourth Dimension 14 ноября.

День второй

Второй джазовый день обещает нам три увлекательных сета. Триша Teedy Бутте выросла в Новом Орлеане, на родине джаза. Дочь потомственных музыкантов, она стала петь раньше, чем говорить, и уже в 12 начала профессиональную концертную деятельность в качестве солистки. Поиграв со многими ветеранами джаза, в 1998 году Триша записывает успешный дебютный диск с собственными композициями. В ее активе выступления с целой вереницей звезд первой величины, включая Эллис Марсалис и Арету Франклин. Сегодня певица живет в Норвегии, где иногда поет для королевской семьи, Барак Обама приглашал ее для выступления на церемонии вручения Нобелевской премии. Teedy одинаково комфортно чувствует себя в джазе, не пренебрегает эстрадой, любит карибскую музыку. У нас она выйдет на сцену с Сергеем Гершеновичем и «Сибирским диксилендом».

Следующий участник программы, основанный в 1984 году Сarlo Actis Dato Quartet, объездил фестивали всего мира. Италию вряд ли можно назвать джазовой Меккой, однако этому составу аплодировали в Австралии, Японии, Южной Африке, Эфиопии, Югославии, Тунисе Хорватии, Марокко, Литве, Канаде, Бельгии, Швейцарии, в родной Италии и так далее, и так далее. Представители так называемого «нового итальянского джаза» с присущим итальянцам вкусом сочетают в своей музыке ориентальное и восточноевропейское звучание, итальянские песни, африканские и карибские ритмы, средиземноморские мотивы и музыку Ближнего Востока. Все это впитал в себя джаз, который исполняют музыканты под руководством Карло Актиса Дато. Плюс яркое шоу с элементами театрализации.

И наконец, Ада Дайер, которую три десятилетия назад открыл Стиви Уандер. Джаз, ритм-энд-блюз, cоул — Ада относится к тем вокалисткам, которые свободно чувствуют себя в любой стилистике. Певица работает с такими звездами, как Маркус Миллер и Чик Кориа. По приглашению Стинга она принимала участие в его концертах. Джазовые критики часто сравнивают эту яркую певицу с Эллой Фицтджеральд и считают ее одной из самых заметных величин на современном американском джазовом небосклоне. В Новосибирске Ада выступает с известными джазовыми инструменталистами Лайонелом Кордью (ударные) и Ником Лазаревым (бас). Вместе с ними на сцену выйдет известный новосибирский джазовый пианист Евгений Серебренников.

День третий

Третий день, 16 ноября, тоже отмечен тремя интересными выступлениями. Во-первых, это Creative Collective, коллектив сугубо креативный уже по своему названию. Не вмещаясь в рамки жанровых определений, артисты нацелены на поиск в области коллективной импровизации. Их цель — артистическая свобода и преданность неожиданному, то есть полный джаз. Творчество Creative Collective адресовано тем, кто ценит смелые джазовые эксперименты. Каждое имя в составе группы — настолько яркая индивидуальность, что, поверьте на слово, скучать не придется.

В тот же вечер на сцену выйдет интернациональный проект в составе Ивана Фармаковского и Макара Новикова из Москвы и американцев Крэйга Хэнди и Джина Джэксона. «Посвящение Хэрби Хэнкоку» задумано как выражение признательности одному из влиятельнейших джазовых музыкантов XX века.

Оба москвича — яркие и весьма востребованные представители молодой джазовой сцены Москвы. Джину Джэксону доводилось играть с самим Хэрби Хэнкоком, а Крейг Хэнди уже на протяжении двух десятилетий считается первым пост-боповым тенор-саксофонистом в Нью-Йорке.

День завершится выступлением французского скрипача Жана-Люка Понти, которого без колебаний можно назвать вторым хедлайнером фестиваля. Понти пришел в джаз из классической музыки — кларнет и саксофон он освоил почти подпольно на фоне работы скрипачом в симфоническом оркестре. Решив, что долго на двух стульях не усидишь, музыкант оставил академическую карьеру и окончательно переметнулся в лагерь импровизаторов, заодно прихватив в джаз и свою скрипку — решение на тот момент новаторское. Дебютный альбом и последующий опыт сотрудничества с такими видными музыкантами, как Свенд Асмуссен, Стефaн Граппелли и Стафф Смит, окончательно закрепило успех Жана-Люка Понти. В творческой биографии скрипача особую страницу занимает сотрудничество с Mahavishnu Orchestra Джона МакЛафлина, а также участие в проектах Фрэнка Заппы и Элтона Джона. Понти сотрудничает с невероятным количеством музыкантов, порой далеких от джаза, — он умудрился сыграть даже с Вадимом Репиным.

День четвертый — и последний

Программа 17 октября, завершающего дня фестиваля, тоже весьма основательна: зрители наконец-то дождутся биг-бэндов. Первым выступит знаменитый коллектив под управлением Анатолия Кролла, который за годы своей творческой карьеры возглавлял десятки джазовых и эстрадных коллективов, пропагандируя искусство джаза на бескрайних просторах СССР и заражая всех вокруг своей любовью к этой музыке. Вслед за тем на сцену выйдет нидерландское «Трио Розенбергов», которое мы успели оценить этой весной на фестивале «ГитАрт». Братья Розенберг «консерваторий не оканчивали», зато обладают удивительным врожденным даром импровизации в цыганской традиции. Розенберги выступали на одной сцене с Лучано Паваротти, Шерли Бассей, Стефаном Грапелли. Виртуозное выступление в стилистике джаз-мануш, безусловно, внесет особую ноту в завершающий аккорд фестиваля.

Владимир Толкачев в отличие от Анатолия Кролла всегда оставался верен родному городу и успел стать для новосибирцев этаким бессменным «дежурным по биг-бэнду», за что мы все готовы сказать ему огромное спасибо. На сей раз вместе с замечательным новосибирским коллективом споет Сильвия Дросте из Германии. Критики отмечают, что Дросте прекрасно владеет искусством свинга и применяет инструментальный подход к импровизации, не чуждаясь исследований новых музыкальных горизонтов. Одаренная богатым и живым голосом, она обладает острым чувством фразировки и великолепно держится на сцене, имеет массу престижных наград и неформальный титул первой джазовой леди Германии. Ее выступление с ансамблем Владимира Толкачева завершит официальную программу фестиваля. И на десерт — джем-сейшен в «Азимут отель Сибирь».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ