Бизнес на тетрадках

В Сибири сегодня реализуется необычный проект — реклама на бесплатных тетрадях. Инициаторами выступили двое молодых людей — Дмитрий Боровиков и Александр Петренко. В рубрике «Свое дело» «КС» рассказывает об этом стартапе.

24-летние уроженцы Барнаула Дмитрий Боровиков и Александр Петренко с юных лет проявляли интерес к развитию в сфере прямых продаж, оттачиванию искусства деловых переговоров и постижению других деталей построения бизнеса. Поэтому неудивительно, что попутно с процессом обучения они освоили множество профессий. Александр Петренко прошел путь от страхового агента в Барнауле до директора по продажам на телевидении в Москве. За это время ему удалось получить опыт в продаже автомобилей, поставках канцтоваров юридическим лицам, развитии крупнейшего купонного сервиса в России и организации с нуля отдела продаж в крупной компании.

Дмитрий Боровиков, закончив экстерном Алтайский государственный университет по специальности «финансы и кредит», поехал в Америку с четким пониманием того, что эта страна лучше, чем все вузы, сможет научить его разбираться в бизнесе. В США ему пришлось сменить много специальностей — он работал и в продажах, и в сфере обслуживания. Однако долго жить в Америке ему оказалось не по душе, и Дмитрий Боровиков вернулся на родину, в Барнаул. Устроился на работу в филиал одного из коммерческих банков. Работал там в отделе корпоративного кредитования с крупнейшими компаниями Алтайского края. Все было вроде бы хорошо — отличный коллектив, достойная зарплата, перспективы карьерного роста. Но молодого человека не оставляла идея заниматься собственным бизнесом.

В самый подходящий момент друзья детства встретились в родном городе. Александр Петренко приехал из Москвы в отпуск повидаться с родными и близкими. В итоге 18 мая 2012 года Боровиков и Петренко приняли решение основать компанию «Союз высших учебных заведений». Этому предшествовала идея о создании уникальной информационной площадки прямо в студенческой тетради. Создав свое дело и окунувшись с головой в его продвижение, они отказались от всех благ спокойной, размеренной жизни с гарантиями ежемесячной зарплаты от своих работодателей.

Дмитрия Боровикова и Александра Петренко всегда привлекало взаимодействие с молодежью. Так что неудивительно, что деятельность их организации направлена на социальную поддержку студентов, сохранение их здоровья, развитие образовательных процессов и продвижение молодежного предпринимательства. Высшее руководство университетов по всей стране охотно поддерживают инициативу молодых бизнесменов — и сегодня союз уже объединяет более 200 вузов в 65 регионах России.

Локомотивом развития новой организации является амбициозный социально-просветительский проект «Бесплатные канцтовары студентам России». Идея состоит в синтезе новаторского маркетингового инструмента и площадки для социально значимой информации. Очень пригодился американский опыт Дмитрия Боровикова и социальная активность в сфере пропаганды здорового образа жизни Александра Петренко.

В США полноправным и очень эффективным направлением в рекламе является издание студенческих тетрадей с информацией о товарах и услугах различных компаний. Недаром этим активно пользуются такие гиганты, как Yahoo, Coca-Cola, P&G, Samsung и т. д. Успешная бизнес-модель была дополнена социальной важностью. 1/3 часть всех рекламных полос отдается для бесплатного освещения приоритетных национальных вопросов.

Основной задачей было найти рекламодателей, которые захотели бы разместиться на тетрадях. Боровиков и Петренко объясняли потенциальным клиентам очевидные плюсы нового вида рекламы: обширная и в то же время четко сегментированная аудитория, невысокая стоимость контакта, интересная форма подачи. «Кроме того, студенчество является очень перспективной и стратегически важной категорией. Именно в эти годы у людей закладываются потребительские предпочтения. Поэтому в тетрадях можно рекламировать не только то, что может себе позволить студент, но и то, что он позволит себе в перспективе. Реклама поможет ему сделать выбор, какой автомобиль купить в будущем, услугами какого банка пользоваться, где проводить отпуск», — объясняет Дмитрий Боровиков.

Путем грамотных переговоров и раскрытия всех сильных сторон рекламного носителя Боровикову и Петренко удалось привлечь к сотрудничеству более 20 компаний. В их числе — производители молочной продукции, минеральных вод и лимонадов, online-проекты, магазины одежды, суши-бары, фитнес-центры, банки и т. д. Они уже инвестировали в проект в общей сложности около 700 тыс. рублей. В итоге был отпечатан стартовый тираж в 50 тыс. тетрадей, которые сейчас раздаются алтайским студентам.

«Сегодня компании уже хорошо понимают ценность тесного контакта со студенческой молодежью и большую трудность в его обеспечении, т. к. подход должен быть креативным и информация должна размещаться в местах пристального внимания молодых людей», — уточняет Александр Петренко.

Первый выпуск тетрадей посвящен здоровому образу жизни. В ненавязчивой форме рассказывается о вреде курения, алкоголизма и наркомании. Да и сам подбор рекламируемых товаров предполагал только полезные вещи. Эксперты позитивно оценили проект, подчеркнув его пользу для молодежи. «Современный мир предоставляет огромное количество возможностей для самореализации и развития молодежи. Чтобы использовать их в полной мере, нужно не иметь вредных для здоровья привычек. Будущее за людьми, ведущими здоровый образ жизни», — отметил председатель алтайского регионального отделения Всероссийского студенческого союза Олег Цапко.

Как отмечает руководитель управления маркетинга ИХ «ФИНАМ» Яна Ромашкина, данная концепция пока в России не получила распространения, хотя сама по себе модель размещения рекламной информации на распространяемых бесплатно материалах уже многократно использовалась. Вариант именно бесплатных тетрадей активно используется на Западе. Способствует этому активное развитие малого бизнеса, который в силу своей локальности и скромности рекламных бюджетов весьма заинтересован в возможности такого дешевого выхода на целевую аудиторию.

«Однако в нашей стране малый бизнес довольно слабо развит, а его рекламные бюджеты стремятся к нулю. Да и платежеспособность студенческой аудитории очень скромна. Впрочем, ввиду длительности периода использования рабочих тетрадей предложения о рекламе в студенческих тетрадях могут заинтересовать те компании, которые заинтересованы в имиджевой рекламе, а также те предприятия сферы услуг, потребность в услугах которых может возникнуть у студентов в течение года. Также такие тетради могут стать удобным каналом для распространения социальной рекламы теми государственными и общественными структурами, бюджеты которых на продвижение достаточно скромны, а заинтересованность в выходе именно на студенческую аудиторию высока. Возможно, этот канал также будет эффективен для продвижения и наших услуг, поскольку студенты — перспективная категория потенциальных клиентов для брокеров: они «на ты» с Интернетом, имеют достаточно времени для активной биржевой торговли, пусть и небольшими суммами, готовы осваивать новые знания и сферы деятельности», — говорит госпожа Ромашкина.

Теперь в планах «Союза вузов» — работа с крупнейшими федеральными компаниями и вывод проекта на общероссийский уровень. Работа в этом направлении уже идет. Ко Дню студента готовиться единый тираж тетрадей более 1 млн экземпляров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ