Кризис в отрасли грузоперевозок прекратился в 2009 году

Как показал опрос грузоперевозчиков и компаний-отправителей, с осени 2008 года и почти до сегодняшнего дня на рынке наблюдался значительный спад. Это касается всех направлений и видов транспорта. Исключением является лишь экспорт в связи с изменившимся курсом доллара и возросшей рентабельностью экспортных поставок.

Основной причиной подверженности рынка грузоперевозок кризису является его вторичность. Рынок грузоперевозок – это в первую очередь обслуживающий рынок. Объемы перевозок колеблются в связи с изменениями объемов производства и строительства. В свою очередь, производство и строительство почувствовали первые признаки кризиса еще в апреле 2008 года, вслед за кризисными явлениями в США и Европе.

По данным проведенного исследования, за 2009 год число участников рынка грузоперевозок упало на 18%. Это связано с тремя причинами: с сокращением числа клиентов (мнение 39% респондентов), с сокращением объемов перевозимой продукции и сырья (49%) и с неплатежеспособностью клиентов (12%). По мнению всех респондентов, львиную долю закрывшихся компаний составили автоперевозчики с лизинговым парком автомобилей. С наступлением кризиса у некоторых из них не хватило средств для покрытия кредитов (84%), оставшимся банки повысили ставки или потребовали досрочного погашения задолженности (16%).

Динамика цен грузоперевозок

Тенденцию сокращения числа автоперевозчиков также подтверждает тот факт, что «цены на перевозки менялись только в одном сегменте – железнодорожном, который в силу своего монополистического склада слабо почувствовал кризис, и «продолжил увеличение цен в докризисном духе – на 3-5% каждые три месяца», — комментирует один из респондентов. Автоперевозчики, напротив, в 2009 году снижали цены, боясь потерять оставшихся клиентов (65%). Кроме того, было зафиксировано падение цен на автоперевозки на 15-20% в январе-феврале 2009 года в связи с падением стоимости ГСМ, но к лету уровень цен вернулся на прежний уровень.

Логистика

Что касается изменения логистических схем, то исследование выявило переход внутрирегиональных перевозок с железнодорожного на автомобильный транспорт в 40% случаев. Направления перевозок изменились лишь у 17% грузоотправителей. Причем ровно половина из них увеличили число направлений в связи с собственным развитием и открытием новых офисов.

Грузы

Состав грузопотока Сибирского региона несколько отличается от общероссийских показателей смещением основной доли на категорию «Уголь, нефть, лес» несмотря на то, что 100% респондентов ответили, что «у Сибирского региона нет специфики в развитии рынка логистики».

Спрос

Помимо общих вопросов о конъюнктуре рынка логистики, исследование коснулось характеристик спроса на услуги перевозчиков. Более 70% респондентов считают, что требования клиентов с приходом кризиса не изменились. «Для клиентов главное – быстрота и качество доставки», — комментирует Роман Алексеевич Бутич, руководитель транспортного отдела логистической компании. При этом 87% респондентов отметили, что в связи с кризисными явлениями во всех секторах экономики, многие компании не только не переориентировались на инсорсинг, но и наоборот – закрыли собственные отделы логистики и отдали перевозки на аутсорсинг. Таково проявление кризиса на рынке логистики.

Итоги

На вопрос о прогнозе сроков окончания кризиса в России, Сибири и, конечно же, на рынке логистики, эксперты сошлись в одном – пик пришелся на 2009 год. Кризис, откинув объемы производства, строительства и, как следствие, перевозок до уровня 2006-2007гг., начал отступать. 93% респондентов признает, что у логистических операторов наблюдается рост объемов перевозок. 67% респондентов ожидает восстановления рынка и превышения показателей докризисного времени к середине 2012 года. 25% предполагает, что существенно превзойдут докризисные объемы уже к концу 2010 года. Оставшаяся часть респондентов более скромна в оценках, но ни одна компания не планирует ухудшения ситуации. Рынок настроен позитивно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ