Игорь Салов: «Если человек боится за свой бизнес, зачем он пошел в депутаты?»

Редакция «КС» продолжает следить за событиями, разворачивающимися в Новосибирском Совете депутатов. Об итогах последней сессии горсовета и о том, существует ли во фракции «Единой России» внутренняя оппозиция (тема публикации «КС» «Распил совета», в № 36 от 21.09.2012), свое мнение в интервью ИГОРЮ БОЧАРОВУ высказал депутат ИГОРЬ САЛОВ.

— Игорь Дмитриевич, прошедшая сессия горсовета получила большой резонанс в прессе. Каковы ваши впечатления о сессии?

—По количеству упоминаний в прессе и по накалу дискуссии обсуждаемая на сессии проблема установки холодильников у киосков в летний период превысила рейтинг заметок о ЖКХ и коррупционных скандалах, вместе взятых. Казалось бы, вопрос местного значения, но он беспокоит людей. Крупные производители безалкогольных напитков, представители малого бизнеса, граждане города — все включились в обсуждение этой проблемы. Трудно было ожидать что-то другое, ведь с 2003 года эти холодильники размещаются в подавляющем большинстве случаев с грубейшим нарушением правил. Проблема в том, что крупных производителей безалкогольных напитков у нас несколько, и каждый считает, что имеет право на собственный холодильник возле киоска, что, конечно, неверно.

Единственная ошибка мэрии была в том, что всю административную практику она начала летом 2012 года, когда в городе установилась небывалая жара. Это вызвало волну возмущения и владельцев бизнеса, и горожан. Именно поэтому мы рекомендовали приостановить правоприменительную практику, оставить в покое эту тему. Встретились с производителями безалкогольной продукции у министра промышленности и торговли области и потребовали от них привести их работу в соответствие с нормами. Предполагалось, что окончательно урегулировать вопрос получится к октябрьской сессии, но тут, откуда ни возьмись, появляется проект решения коммунистов.

— Тогда вы решили форсировать работу по собственному проекту решения?

— Проблема в том, что предложения коммунистов, выступающих на стороне предпринимателей, в случае их одобрения, ударили бы в первую очередь по тем самым предпринимателям. Слишком много там было неточностей и недочетов. У нас совершенно другое решение проблемы: внести холодильники в перечень иных мобильных объектов, на которые нужно будет оформлять паспорт объекта. Именно такое предложение мы вынесли на сессию, и оно было одобрено депутатами в первом чтении.

— Ваша активная работа приковывает внимание ваших коллег. Говорят о наличии группы депутатов, так называемого «квартета». Можно ли назвать эту группу внутренней оппозицией во фракции «ЕР»?

— В первую очередь, это придумали журналисты. «Квартет» — это абсолютно случайное явление. События по консолидации группы разворачивались на фоне «неожиданного» появления в бюджете города дополнительного миллиарда рублей. Это был беспрецедентный случай. Совершенно неожиданно мы узнали из прессы, что, оказывается, мэрия уже распределила эти дополнительные доходы, что является не только нарушением процедуры, но и действующего законодательства. Исключительным правом Совета депутатов является работа с бюджетом города. Только после предложения органа исполнительной власти о распределении этих доходов по расходным статьям и после консультаций с горсоветом этот вопрос выносится на сессию, и после утверждения на сессии можно публиковать в прессе информацию о каких-то решениях. Единственное, на что имела право мэрия, это высказать мнение о своих предложениях по распределению этих средств.

— И в качестве альтернативы четыре депутата предложили свой вариант?

— Совершенно верно. Мы предложили потратить эти деньги на решение проблем сетевого хозяйства. Внутриквартальные сети города изношены на 60–70%, не замечать эту проблему и не решать ее нельзя. Также были необходимы средства на ремонт транзитных трубопроводов и капитальный ремонт учреждений образования. У каждого депутата есть одна-две школы на округе, которые были построены 60–70 лет назад и нуждаются в срочной реконструкции.

— Каким образом вы высказали мэрии свои претензии?

— Мы составили письмо, в котором указали на недопустимость подобного нарушения процедуры, и высказали свои предложения по распределению средств. Взяли это письмо и пошли по всем депутатам, предложили к рассмотрению на нашей фракции, сходили к председателю Совета депутатов и, получив согласие и поддержку от наших коллег, параллельно получили отказ подписаться под этим письмом. Это право любого депутата.

Так случилось, что принципиальности хватило только у четверых. Это не какая-то группа по интересам, или фракция, имеющая особую идеологическую платформу. Это те люди, у которых хватило смелости и принципиальности заявить о своей позиции и подписаться под письмом.

— Так и родился «квартет»?

— Все спекуляции на эту тему и появившиеся статьи в СМИ, мягко говоря, не соответствуют истине. Журналисты поспешили наделить эту четверку функциями оппозиции мэру и назвать отдельной группой во фракции «партии власти». Это не соответствует истине. Это не устойчивая группа, она не была создана под выборы, а была объединена для решения одного простого вопроса, который касался распределения дополнительных доходов. Эта группа полностью выполнила свою задачу, и не исключено, что со стороны мэрии подобные факты не повторятся, а депутаты наконец-то увидят, что в такой позиции нет ничего страшного, и за это не казнят. Вполне возможно, что количество депутатов, выражающих независимую точку зрения, будет только расти.

— Как на это прореагировало партийное руководство?

— Мы дали объяснения партийному руководству, которому небезразлично, что происходит во фракции, обсуждали этот вопрос и в мэрии. В итоге везде пришли к полному взаимопониманию, без каких-либо оргвыводов.

— Может быть, отсутствие оргвыводов связано с тем, что инициаторами перераспределения средств были четверо влиятельных руководителей профильных комиссий горсовета?

— Я не думаю, что для Новосибирска характерна ситуация, при которой депутаты горсовета могут влиять на мэрию. У нас обратная ситуация: мэрия пытается влиять на часть депутатов. Мы не входим в эту группу, и у нас совершенно другие принципы. Мы пытаемся быть профессионалами в своем деле. Что касается всех остальных… Без комментариев. Если человек боится за свой бизнес, зачем он пошел в депутаты? Если для защиты своих коммерческих интересов, то нам не по пути.

— Бизнесмены во власти давно стали нормой…

— Депутаты горсовета в первую очередь должны доносить до исполнительной власти мнения, проблемы и чаяния простых горожан, именно на этом строится система местного самоуправления. Исполнительная власть — это «контрактники», люди, которые поставлены для исполнения решений, принимаемых народными избранниками. Как только в эту схему вмешиваются финансовые вопросы, она начинает трещать по швам и становится порочной. Все проблемы, которые мы сегодня имеем, возникают именно вследствие этих процессов. Я понимаю желание любой власти иметь «карманных» депутатов, это очень удобно. Но это вредит и самой власти, и качеству исполняемых решений. Если человек, принимающий решения, не будет иметь возможности изучить спектр мнений, он никогда не примет правильного решения.

— Почему же эти очевидные вещи так плохо приживаются в нашей реальной политической действительности?

— Существует система, которая, с одной стороны, пришла к нам из советского прошлого, а с другой — с подобными проблемами бюрократия встречается во всех странах. Люди «бронзовеют», перестают слушать иные точки зрения и адекватно реагировать на критику.

— Существует иная точка зрения: критика «четверки» бывает просто популистской и не подтверждается реальными финансовыми возможностями бюджета.

— Это неправда. Эта условная «четверка», которую я отказываюсь так называть, как только предлагает бюджетные ассигнования на какие-то статьи расходов, тут же указывает, где их найти. Именно от этих депутатов регулярно звучат требования по оптимизации структуры мэрии. Сегодня мэрия — самый крупный работодатель в Новосибирске. На госрасходы город тратит 2 млрд 700 млн рублей ежегодно, что составляет более 10% от собственных доходов города. Оптимизация не значит сокращение. Можно где-то убавить, где-то добавить. Но в итоге повышается эффективность принимаемых решений и высвобождаются какие-то средства. У нас настало время аудита целевых программ: некоторые из них следует приостановить, какие-то нужно объединить или поменять приоритеты. В мэрии есть департаменты и управления, которые в связи с изменившимися полномочиями вообще не нужны! Это не сокращение, это отказ от избыточных функций, которые могут высвободить немалые суммы.

Есть еще один инструмент — это работа с субъектом Федерации, работа по законодательной инициативе и изменениям в Бюджетном кодексе, изменениям в системе нормативов и отчислений от налогов. О том, что в тот момент нас было четверо, мы очень сожалеем. Но сочувствующих нашим идеям — практически 70 процентов членов Совета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ