«Найти дилера в Новосибирске — настоящий «челлендж» для нас»

К деятельности группы FIAT-Chrysler в России пока больше вопросов, чем ответов. «Первая половинка» союза — FIAT — не так давно отделилась от компании Sollers и стала заниматься дистрибуцией своих автомобилей напрямую. Второй член альянса — Chrysler — пережил «развод» с Daimler и тоже остался в одиночестве на рынке. Новообразованный альянс сформировался, но пока не заявил о себе. Складывается ощущение, что пока FIAT-Chrysler, видимо, не очень поверил в Россию и не торопится полноценно утверждаться на местном рынке. О том, какие планы у группы по развитию дилерской сети в Сибири, какие новинки выведет FIAT-Chrysler на российский рынок, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ поведал гендиректор «Крайслер РУС» ДЖОН СТЕК.

Реорганизация дилерской сети

— Не так давно произошло объединение дилерских сетей Chrysler и FIAT в России. Можете ли подвести его промежуточные итоги?

— Да, до недавнего времени у нас действительно было две независимых дилерских сети — своя у FIAT, и своя у Chrysler. В начале 2012 года, когда мы осуществили их объединение, сеть итальянской марки состояла из 105 салонов. При этом отмечу, что не все партнеры FIAT были нами авторизованы для получения статуса официального дилера Chrysler. Мы проводим оценку нашего потенциального партнера, и по мере того как компания отвечает нашим требованиям, мы добавляем ее в нашу дилерскую сеть. Благодаря этому мы быстро развиваемся, и за счет этого у нас появляются преимущества.

— Насколько большому количеству дилеров FIAT на практике удалось перезаключить контракт с вами после смены дистрибьютора марки?

— Почти всем. В начале года к нам перешло 85 дилеров FIAT по легковым автомобилям и 105 по направлению легкого коммерческого транспорта (LCV). На сегодняшний день эти цифры составляют 92 и 111 соответственно и постоянно растут.

— Могут ли ваши дилеры продавать автомобили FIAT, Chrysler, Jeep, Dodge в одном салоне или они должны строить отдельные шоу-румы или даже отдельные дилерские центры под бренды группы FIAT и Chrysler?

— В каждом конкретном случае мы проводим оценку площадей и анализ возможностей дилера. Бывают ситуации, когда у нашего партнера слишком малые площади, или же сам автосалон может быть предназначен исключительно для продаж коммерческой линейки FIAT, но никак для реализации автомобилей премиум-класса. Поэтому мы анализируем ситуацию и принимаем решение, оценивая все возможности дилера. Если мы принимаем положительное решение, то можем рассмотреть вариант, при котором наш партнер через некоторое время построит отдельный салон для других наших продуктов. Но понятно, что в таком случае речь идет о долгосрочных инвестициях на период в 1–2 года.

— При прошлом дистрибьюторе — компании Sollers — дилеры FIAT часто продавали автомобили этой марки вместе с SsangYong, Isuzu или даже УАЗами. Требуете ли вы от дилеров, чтобы они теперь продавали FIAT отдельно, или позволяете им ставить Chrysler в один салон с SsangYong, Isuzu и УАЗом?

— В некоторых случаях позволяем. Прошло ведь всего лишь восемь месяцев с того момента, как Chrysler и FIAT объединили свои дилерские сети. Поэтому, конечно же, мы не можем ожидать, что наши новые дилеры тут же построят отдельные салоны под FIAT и Chrysler. В долгосрочной перспективе мы бы, конечно, хотели, чтобы машины продавались отдельно. Но в краткосрочной перспективе нам приходится мириться с этим, так как мы понимаем, что инвестировать в полнофункциональные салоны дилеры будут позже.

— При проведении конкурсов на получение статуса официального дилера имеются ли какие-либо преференции у бывших дилеров FIAT (при дистрибьюторе Sollers) и бывших дилеров Chrysler?

— Нашей конечной целью является заполучить лучшего партнера и обеспечить лучшее качество нашего присутствия в городе. Если в текущем конкурсе принимают участие дилер FIAT или Chrysler, мы посмотрим, кто лучше, и выберем его. И конечно же, мы ищем новых партнеров, которые не являлись ни дилерами FIAT, ни Chrysler, но которые заинтересованы в продвижении наших продуктов. Поэтому если какая-либо компания имеет подходящие площади и качественно работает на рынке, то мы открыты к сотрудничеству.

Развитие в Сибири

— Если говорить именно про марку Chrysler, планируете ли вы в ближайшее время расширять дилерскую сеть на территории Сибири? Если да, то о каких городах идет речь и в какие сроки это может произойти?

— Во время кризиса многие наши партнеры, в том числе и в Сибири, закрылись, а некоторые стали оказывать лишь сервисные услуги, отказавшись от продаж автомобилей и тем самым перестав быть полноценными дилерами.

Теперь, когда кризис 2009 года канул в Лету, мы вернулись к вопросам расширения своей дилерской сети по всей России, включая Сибирь.

До начала 2012 года у нас было всего 13 дилеров марки Chrysler по всей России, а сейчас уже 21 дилер. При этом, мы продолжаем запускать салоны в разных регионах нашей страны. Думаю, что до конца года мы откроем достаточно большое количество дилерских центров по всей России.

Кстати, мы совсем недавно подписали протокол о намерениях с дилером в Тюмени (речь идет о компании «Автоград», представлявшей Chrysler в этом городе и до кризиса. — «КС») и будем открывать в этом городе автосалон. Безусловно, мы можем так быстро находить партнеров в России по марке Chrysler именно потому, что используем дилерскую сеть FIAT.

— Тем не менее в Новосибирске уже долгое время нет дилера ни FIAT, ни Chrysler. Планируете ли вы в ближайшее время наконец выходить в столицу Сибири?

— Это очень хороший вопрос. На протяжении последних двух лет мы пытаемся найти партнеров в Новосибирске, но это очень непросто, и это настоящий «челлендж» для нас. В городе не так много крупных дилерских сетей. Мы будем рады, если кто-нибудь из дилеров, прочитав это интервью, свяжется с нами, и тем самым благодаря этому мы найдем хороших партнеров в Новосибирске.

— Насколько я знаю, ваш бывший партнер — Игорь Старков — вновь подавал заявку на Chrysler. Кроме того, в городе активно развиваются различные мультибрендовые дилеры, например тот же «МАКС Моторс»…

— Это хорошо. Я скажу нашему менеджеру по дилерской сети, чтобы он перепроверил информацию по Новосибирску.

— Какие города, кроме Новосибирска, для вас находятся в приоритете?

— До кризиса у нас были дилерские центры в Омске и Красноярске. К сожалению, во время кризиса пришлось их закрыть. Учитывая, что у нас есть клиенты в этих городах, мы бы хотели возобновить там свое присутствие. Все же последние три года мы не лучшим образом справлялись со своими обязанностями в Омске и Красноярске. Таким образом, подводя итог, мы бы хотели вернуться в те города, где у нас были дилерские центры до кризиса, и открыть новые салоны в тех регионах, где мы не были представлены раньше.

— Насколько велика вероятность того, что в Омске и Красноярске ваши интересы будут представлять прежние партнеры — «Орион» и «Сот Моторс»?

— С компанией «Сот Моторс» мы подписали новое соглашение о начале продаж автомобилей, поэтому они будут нашими дилерами, а не просто сервисными партнерами. Что касается «Ориона», то мы стараемся добиться лучшего качества присутствия в Красноярске. И если говорить откровенно, с этой компанией мы такого результата не увидели. Поэтому мы будем стараться искать в городе новых партнеров.

Новинки группы

— Возвращаясь к последним вашим новинкам — на московском автосалоне вы представили новый компактвен FIAT Freemont. Какие ожидания вы возлагаете на эту модель? В чем состоят ключевые отличия этой модели от Dodge Journey, копией которого она по сути является?

— История Dodge Journey и FIAT Freemont уходит корнями в 2009 год, когда FIAT вырабатывал свою стратегию развития. Chrysler был исторически силен в сегменте больших автомобилей, а FIAT — маленьких. У обеих компаний были сильные позиции на рынках. После объединения произошло совмещение модельных рядов FIAT и Chrysler, и некоторые автомобили стали продаваться на разных рынках под разными шильдиками. Например, в Западной Европе Chrysler 300C продается под маркой Lancia. В некоторых регионах дилерские сети обtих компаний вообще объединились. В западной Европе это коснулось Dodge и FIAT, поэтому не было смысла, чтобы в одном демонстрационном зале дилера были выставлены очень похожие друг на друга Dodge Journey и FIAT Freemont. На российском рынке, как вы правильно заметили, FIAT Freemont не сильно отличается от Dodge Journey. Но, как я уже и говорил, у нас существуют две независимые дилерские сети, поэтому какое-то время мы можем параллельно продавать на рынке оба автомобиля. Кроме того, Freemont будет оснащаться 2,4-литровым 4-цилиндровым автомобилем и по цене будет отличаться от Dodge Journey, который поставляется с мотором объемом 3,6 литра и только в полноприводной версии.

Также хочу отметить, что за счет Freemont наши дилеры смогут расширить свой модельный ряд, так как в размерном классе А продается модель Fiat 500, в B-классе — Punto, но при этом в модельном ряду до сих пор не было более крупного автомобиля. С выходом Freemont дилеры отныне смогут продавать кроссовер D-класса.

— Тем не менее у марки Dodge в России были поклонники, которые ценили именно эту марку за ее имидж. Не опасаетесь ли вы, что такие клиенты не купят автомобили FIAT, так как этот бренд характеризуют другие ценности и иное позиционирование?

— Я не говорил, что мы прекращаем продажи Dodge в России. Я лишь сказал, что мы теперь предлагаем Freemont. Но модельный ряд марки Dodge действительно будет состоять только из модели Journey.

— Кого вы видите основными конкурентами Chrysler 300C SRT8? На кого в первую очередь ориентирована эта модель? Насколько квоты, выделенные на эту модель, отвечают спросу?

— Chrysler 300C SRT8 — это особый, эксклюзивный автомобиль, не предназначенный для массового рынка. Что касается клиентов, которые покупают авто серии SRT, то это особый тип людей. Им нравятся отменная динамика, роскошь, но они не хотят, чтобы их выбор бросался в глаза. То есть это не те люди, которые любят «выпендриваться», покупая дорогие автомобили. Если вы улице увидите Chrysler 300C SRT8, то это не будет ярко-красный автомобиль, как Ferrari или Lamborghini. Но тем не менее это особый автомобиль, и люди, покупающие его, знают это. Среди клиентов этой модели можно выделить знаменитостей, футболистов, владельцев промышленных компаний.

— Какие еще новинки вы планируете вывести на российский рынок в ближайшее время?

— В 2013 году головной компанией будут анонсированы несколько новых моделей, прежде всего это касается бренда Jeep. Речь идет о новом Cherokee. Информация по нему появится в 2013 году.

— Будет ли он построен на собственной платформе или совместно с другими брендами FIAT?

— Отличный вопрос. Задавая его, вы определили ключевой фактор успеха FIAT и Chrysler. Он заключается в том, что внутри компании мы делимся технологиями по моторам, трансмиссиям, системам контроля над выбросами, а также используем общие платформы. Так, Dodge Dart построен на общей платформе с Alfa Romeo Julietta, и скоро на ее основе в Китае будет построен FIAT Viaggoe. Это позволяет добиться лучших показателей эффективности производства, а также более высокого качества. Точно так же новый Cherokee будет строиться на общей платформе с другими автомобилями группы FIAT-Chrysler.

— Планируете ли вы поставлять в Россию легендарный суперкар Dodge Viper?

— Мне часто задают этот вопрос, так как многие российские клиенты очень хотели бы купить этот автомобиль. Как вы знаете, новый Viper был представлен в этом году в Нью-Йорке, и мне со своей стороны очень хотелось бы продавать этот автомобиль в России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ