Предел роста

Прошедшее первое полугодие 2012 года дало большое вопросов, чем ответов по поводу развития рынка интернет-провайдеров. Операторы связи начали активно пересматривать свои бизнес-модели. Если раньше они наращивали свою долю на рынке за счет новых абонентов, то уже по итогам прошлого года в 50% случаев речь шла о «перехвате» клиентов между игроками рынка. Учитывая, что в 2012 году резервов для стремительного роста уже не предвидится, наращивать абонентскую базу провайдерам можно будет только отвоевывая друг у друга клиентов.

При подготовке материала «КС» использовал данные агентства iks-consulting. Однако аналитики не смогли предоставить данные по долям рынка операторов связи за первое полугодие 2012 года, ограничившись лишь I кварталом текущего года. Поэтому ранжирование провайдеров проходило по их доле в сегменте B2C за I квартал, а данные за полугодие поставляли сами участники рынка.

Первое место по величине абонентской базы удержал «Новотелеком». Вместе с тем доля провайдера согласно данным iks-сonsulting упала с 26,3% до 25,2%. В самом операторе не согласны с такой оценкой. «Приведенные данные не соответствуют нашим ни по динамике, ни по абсолютному значению. С 2011 года доли операторов стали более фиксированными, а сам рынок находится в зрелой стадии», — пояснил «КС» гендиректор «Новотелекома» Олег Игнатенко. Что касается итогов полугодия, то, по его словам, абонентская база физических лиц оператора составила 138 000 клиентов (+15,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).

Второе место занимает «Ростелеком», доля которого, по данным iks-сonsulting, упала за год на один процентный пункт — с 17,6% до 17,5%. В самом «Ростелекоме» приводят данные по полугодию, согласно которым доля рынка компании в Новосибирске выросла практически на 1%. «Мы связываем это в первую очередь с возросшим уровнем качества, поскольку все большую долю в объеме предоставляемых услуг занимают оптические технологии (ETTH и GPON). Также росту нашей доли поспособствовал вывод в апреле на рынок услуги «Интерактивное телевидение», которая вместе с услугой доступа в Интернет в виде «пакетного» предложения стала популярной у жителей города», — поясняет коммерческий директор Новосибирского филиала ОАО «Ростелеком» Виталий Лапицкий.

Замыкают первую тройку традиционно «Сибирские Сети». За год оператору удалось нарастить свою долю с 15,4% до 16,4%. В самой компании не комментируют эти данные и не озвучивают показатели по полугодию, связывая это с изменением технологии сбора статистики в биллинге. «Могу лишь сказать, что мы движемся по намеченному плану, продолжаем строительство сети на ранее неохваченной территории, подключаем новых абонентов и предлагаем новые услуги и сервисы уже действующим», — пояснил гендиректор «Сибирских Сетей» Александр Шиляев.

Четвертое место занимает «ЭР-Телеком», доля которого, по данным iks-consulting, выросла с 15% до 15,6%. В самой компании не успели прокомментировать эти данные в указанные сроки.

Замыкает «первую пятерку» компания МТС, позиции которой, по данным iks-consulting, немного ослабли за рассматриваемый период. Так, доля компании по показателю абонентской базы B2C упала с 11% до 9,7%. В самой МТС придерживаются другой позиции. «Нам удалось не только сохранить, но и увеличить абонентскую базу примерно на 5%, что в условиях высокой конкуренции на рынке проводных услуг связи является вполне позитивным результатом», — отмечает руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Сибирь» ОАО «МТС» Татьяна Зубко.

Шестую строчку занимает ТТК-ЗС с показателем 5,8% (против 4,2% годом ранее). «По нашим оценкам, на конец первого полугодия 2012 года доля ТТК-ЗС на рынке ШПД в Новосибирске составила 8%, при уровне проникновения Интернета в городе порядка 70%», — поясняет первый заместитель генерального директора «ТТК-Западная Сибирь» Дмитрий Васильев. При этом сама абонентская база оператора выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам Дмитрия Васильева, доля рынка ТТК-ЗС по уровню доходов несколько выше — около 10%, поскольку за счет пакетных предложений и продажи дополнительных услуг уровень ARPU (средний доход на одного абонента) компании выше среднего по рынку.

Наконец, традиционно последнее место в рейтинге занимает «Первая Миля» (Academ.org), доля которой упала с 5,4% до 5,1%.

Возможности роста

Комментируя итоги полугодия, ряд участников рынка в разговоре с «КС» отметили, что, по их мнению, возможностей для наращивания позиций операторами связи уже практически нет. «Предел экстенсивного роста рынка фиксированного ШПД наступает при достижении уровня проникновения Интернета в 80%. По нашим оценкам, это произойдет уже в следующем году. Тогда же будет окончательно сформирована и структура рынка. Сейчас мы наблюдаем активную борьбу между операторами не только за новых, но и за сохранение существующих абонентов. Порядка 80% новых абонентов ТТК-ЗС приходят от других провайдеров, и только 20% новых пользователей ранее вообще не имели доступа в Интернет. В дальнейшем эта тенденция лишь усилится. Не исключено, что уже к концу 2012 года практически 100% заявок на подключение будут поступать от клиентов других операторов», — считает Дмитрий Васильев. Тем самым инвестиции для расширения сетей для операторов уже не так привлекательны, как инвестиции для роста доходности с текущей абонентской базы.

Другие операторы связи, напротив, считают, что возможности для роста отнюдь не ограничены. «Резервы для развития, конечно же, есть, мы их видим», — отмечает Александр Шиляев. «Существующие многоэтажные дома действительно практически все уже охвачены большинством операторов. Однако появляется большое количество новостроек и малоэтажных коттеджных поселков, которыми и прирастает рынок. В то же время большой потенциал находится и в частном секторе, но здесь все упирается в серьезные инвестиции, которые необходимо вкладывать в строительство сетей», — уверен Виталий Лапицкий.

О том, что резервы для роста абонентской базы есть, свидетельствуют и экономические показатели. «В сравнении с аналогичным периодом прошлого года мы наблюдаем рост не только абонентской базы, но и выручки. В связи с этим, думаю, говорить об исчерпании резервов пока преждевременно. Возможности проводного Интернета для корпоративных пользователей еще достаточно велики, чтобы уделять этому сервису серьезное внимание», — отмечает региональный директор Сибирского региона ГК «Вымпелком» Роман Шульгинов. В свою очередь в «Стартелекоме-Новосибирск» считают, что резервы для роста абонентской базы существуют, но ее темпы прироста значительно ниже, чем докризисные, 4–5 лет назад. «Стабильная экономическая ситуация в стране, с одной стороны, дает компаниям некую уверенность в завтрашнем дне, с другой стороны — мы наблюдаем очевидную стагнацию в появлении новых компаний. Весь рост происходит за счет компаний, давно присутствующих на рынке. Новые игроки практически не появляются», — констатирует гендиректор «Стартелекома-Новосибирск» Михаил Куницын.

С учетом того, что в больших мегаполисах «расти вширь» уже крайне сложно, операторы начинают активно осваивать небольшие по населению города, однако доход от них на практике бывает достаточно низок, что делает сроки окупаемости достаточно длинными. Однако клиентам, безусловно, конкуренция между операторами идет на пользу. «Присутствие одновременно 5–6 провайдеров в домах Новосибирска и области позволяет абоненту сделать оптимальный выбор, сотрудничать с компанией, которая предлагает долгосрочные партнерские отношения и заботится о своих клиентах», — отмечает Александр Шиляев.

Изменения в бизнес-модели интернет-провайдеров

Все опрошенные «КС» участники рынка отметили, что в текущих условиях модель предоставления услуг интернет-провайдеров претерпевает изменения.

«Большинство ведущих операторов осознали бесперспективность демпинга в рамках акционных тарифов, а также дешевых базовых тарифов. Так, сегодня на рынке в Новосибирске практически нет предложений на доступ в Интернет стоимостью меньше 500 рублей. Такой подход позволит операторам сохранить высокий уровень качества услуг связи», — отмечает Дмитрий Васильев. С этой позицией полностью согласны и в «Сибирских Сетях». «Телекоммуникационный рынок становится все более зрелым и стабильным. Сверхскоростями уже никого не удивишь, длительные агрессивные акции и стратегии быстрого наращивания абонентской базы любыми способами дают лишь краткосрочный эффект. Для клиентов важны стабильность связи, доступность службы поддержки в любое время дня и ночи, удобство пополнения лицевого счета, долгосрочность отношений с оператором и другие важные показатели качества услуг и сервисов», — отмечает Александр Шиляев.

В «Ростелекоме» также констатируют, что операторы уходят от гонки скоростей и тарифов и все больше уделяют внимания внутреннему наполнению и качественной составляющей услуг. Широкое распространение получают «пакетные» предложения и развитие сервиса. Практически все операторы делают упор именно на них, стараясь тем самым удовлетворить потребности даже самых взыскательных абонентов. Также важным трендом можно назвать появление универсальных операторов связи, предоставляющих полный спектр телекоммуникационных услуг.

Изменились приоритеты и у участников рынка B2B. Так, в «Энфорте» отмечают, что если раньше они работали как операторы исключительно беспроводной связи, то теперь не ограничены технологией и ориентированы прежде всего на задачи бизнеса клиента. «Вопрос технологии уже вторичен: если клиенту целесообразнее для его бизнес-задач использовать оптоволокно, то мы будем предоставлять ему услуги по этой технологии», — отмечает региональный директор «Энфорты» Денис Сверко.

А в «Новотелекоме» вообще обращают внимание на то, что бизнес-модель меняется в сторону повышения эффективности бизнеса в силу того, что проникновение услуги приближается к теоретическому максимуму, а переток абонентов между операторами достаточно низкий. «С другой стороны, у операторов ШПД есть возможность побороться за рынок телевидения, что мы сейчас и наблюдаем на рынке города», — считает Олег Игнатенко.

Тот факт, что операторы Новосибирска не случайно пересматривают свои приоритеты, подтверждают итоги исследования, проведенного ТТК-ЗС в 2011 году. Пять тысяч респондентов в различных городах региона отвечали на вопрос «Что для вас важно при выборе оператора?». На выбор было предложено несколько вариантов ответа: цена, скорость, профессиональная техподдержка, дополнительные сервисы, способы оплаты. Большинство опрошенных выбрали скорость и качество услуги. По данным ТТК-ЗС, ни в одном городе цена не оказалась на первом месте по количеству ответов.

Тренды корпоративного рынка

В отличие от рынка B2C, B2B-рынок менее подвержен каким-либо качественным изменениям. В качестве тренда Роман Шульгинов с радостью отмечает, что сегодня клиенты наконец перестают воспринимать Интернет просто как «трубу». «Теперь услуга доступа в Интернет все чаще рассматривается как часть комплексного решения или как база для реализации целого ряда других сервисов (продукты безопасности, услуги Центров обработки данных, «облачные» решения, М2М и т. д.)», — поясняет Роман Шульгинов. По его словам, операторы, безусловно, это учитывают и стараются выводить продукты, максимально отвечающие потребностям клиентов. Так, все больше провайдеров стали предлагать полный спектр лицензионного офисного программного обеспечения Microsoft в пакете с различными телекоммуникационными услугами, оборудованием и технической поддержкой. «В принципе, сейчас уже сложно понять, где заканчиваются телекоммуникационные услуги и начинаются услуги IT, грань между ними постепенно стирается», — отмечает Роман Шульгинов. В «Билайне» понимают эту тенденцию и готовятся к выходу на рынок IT — интеграторских услуг и предоставлению комплексных решений «под ключ».

В свою очередь Михаил Куницын отмечает, что клиенты на телекоммуникационном рынке стали более требовательны к оператору связи и хотят получать абсолютно весь пакет услуг связи в режиме «одного окна».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Фоменко, глава представительства в г. Новосибирске Orange Business Services в России и СНГ

— Рынок ШПД сейчас характеризуется высокой конкуренцией. Каждый из операторов предлагает решения по полному пакету телеком-услуг и обязуется предлагать индивидуальные решения под запросы тех или иных клиентов. Каким образом оператор в такой ситуации может выделиться на фоне конкурентов?

— Как вы верно заметили, набор предоставляемых базовых телеком-услуг одинаков почти у всех операторов связи. Поэтому, выбирая провайдера, заказчики обращают внимание на качество предоставляемых сервисов. Мы всегда уделяли большое внимание этому аспекту, и, например, заключаем с нашими заказчиками соглашение об уровне предоставления услуги (SLA), т. е. готовы нести финансовую ответственность за перерыв в предоставлении сервисов.

Помимо традиционных услуг передачи данных и телефонии, в рамках стратегии развития компании до 2015 года мы планируем фокусироваться на предоставлении интеллектуальных услуг, услуг на стыке ИТ и телекоммуникаций. Это обязывает предоставлять полный спектр предложений от консалтинга до разработки проекта, внедрения и управления созданной инфраструктурой. Для себя мы обозначили несколько ключевых направлений разработки подобных решений: облачные вычисления, видеорешения, контакт-центры, рабочие места будущего, в основе которых лежит идея конвергентных коммуникаций, решениях в области обеспечения безопасности, на которые в России предъявляется особый спрос, а также высокопропускной ШПД.

Что касается интеграторского направления бизнеса, чтобы иметь возможность реализовывать сложные комплексные проекты, необходимо, чтобы в компании были все компетенции, высококвалифицированные специалисты, партнерство с ведущими вендорами, производителями оборудования и ПО.

— Насколько сейчас целесообразно расширять географию покрытия сети? Или же Новосибирск, как и другие крупные города СФО, уже плотно охвачен сетью ШПД, и основной объем инвестиций идет не в расширение охвата сети, а в рост качества услуг?

— В последние годы мы активно развивали свою сеть, причем как на магистральном уровне, так и в городах. В общей сложности за последние годы мы инвестировали в развитие сетевой инфраструктуры в России более 250 миллионов евро. Мы проложили более 8000 км оптических сетей DWDM, дотянули сеть до Урала: дошли до Екатеринбурга и Челябинска. В городах-миллионниках развернули городские сети, в том числе и в Новосибирске. Сейчас мы пришли к выводу, что построенной инфраструктуры для развития бизнеса на ближайшее время хватит, если только расширения не потребуют новые проекты. Ведь для нас сеть не самоцель, а инструмент, с помощью которого мы оказываем услуги нашим клиентам. Для провайдера высокого уровня важно вовремя знакомить наших клиентов в регионах с технологиями, которые уже получили свое развитие в федеральном центре.

— Несмотря на удобство «облачных технологий» и сервисов на их основе, доля таких продуктов в общем объеме продаж в Сибири пока невелика. С чем, на ваш взгляд, это связано и когда эта тенденция может переломиться, приведя к бурному росту?

— Для России общая тенденция такова, что применение «облачных технологий» растет, но не настолько быстро, как могло бы. Сдерживающие факторы в развитии облаков относятся в первую очередь к инфраструктурным и ментальным аспектам. Во-первых, необходимо комплексное развитие базовой инфраструктуры «облачных технологий», такой как ЦОДы и каналы передачи данных в России. Во-вторых, заказчики пока сдержанно относятся к «облачным технологиям» из-за оживленного обсуждения в СМИ потенциальных проблем, в частности, информационной безопасности.

Мы предполагаем, что рынок «облачных» вычислений к 2014–2015 годам вырастет примерно в 20 раз относительно 2010 года и достигнет объема $400 млн. Текущая динамика годового роста рынка по состоянию на середину 2012 года составляет примерно 70%. Главным драйвером роста рынка на сегодняшний день является спрос на SaaS решения (Software as a Service), основными потребителями которых являются компании среднего и малого бизнеса.

— Какие интересные решения провайдеры готовы предложить своим корпоративным клиентам в ближайшее время?

— Одна из интересных новинок в этой области — Business Together. Это решение для унифицированных коммуникаций, включающее услуги почты, коммуникатора и портала Microsoft, представляемое заказчикам из «облака» Orange, по модели Software as a Service.

В ближайшее время мы предоставим пользователям Business Together возможность интегрировать это решение с телефонией. Таким образом, пользователи коммуникатора получат возможность голосового общения не только друг с другом, но и с абонентами фиксированной и мобильной связи.

Еще одно востребованное решение — Smart IVR для автоматической обработки однотипных входящих вызовов. Эта система может не только автоматически информировать клиентов, но также вступать с ними в диалог, так как возможности IVR от Orange включают высококачественное распознавание и генерацию речи, программируемые ответы на вопросы, интеграцию с базами данных заказчика и корпоративными голосовыми сетями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ