Туристическая мекка

Одной из важных составных частей экономики Алтайского края является туристическая отрасль. Эксперты уверены, что в дальнейшем ее роль будет только усиливаться, чему поспособствует реализация масштабных проектов в туриндустрии. В том, как сейчас обстоит ситуация в отрасли и что ее ожидает в будущем, разбирался корреспондент «КС».

Миллионы от туризма

Туризм на Алтае развивается стремительными темпами. Так, по данным «Алтайкрайстата», в прошедшем году объем платных туристских услуг населению в крае составил 779 млн рублей, что на 1,7% больше показателя аналогичного периода 2010 года в сопоставимых ценах. С учетом оказанных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, а также санаторно-оздоровительных услуг этот показатель был существенно выше — 2733 млн рублей, что составило 5% от общего оказанного объема платных услуг в Алтайском крае.

Всего в 2011 году в крае функционировали 863 организации и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере туризма. Это, кстати, на 10% больше, чем в аналогичном периоде 2010 года. Увеличение количества субъектов произошло в связи с активизацией бизнеса в этой сфере. Так, в 2011 году реализацией турпутевок в Алтайском крае занималась 241 туристическая фирма (в 2010-м — 203 компании), из них в статусе туроператора — 41, турагента — 200.

При этом по количеству субъектов турбизнеса, функционирующих на территории муниципального образования, лидируют г. Барнаул (225), Алтайский район (195) и г. Бийск (49). Более половины от общего числа субъектов турбизнеса (56,3%) расположено в муниципальных районах края.

Вместе с тем туристический рынок региона вполне открыт и для новых игроков.

Так, около 70% муниципальных образований края имеют высокий потенциал туристского освоения — пока на их территориях оказывают туристские услуги и услуги средств размещения не более четырех организаций. В основном это небольшие гостиницы и детские оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием, обслуживающие потребности командированных специалистов и детей в период летних каникул соответственно.

Оставшаяся треть муниципальных образований имеет среднее и высокое туристское освоение — на ее долю приходится 92,2% всего туристского потока в крае. В этих группах представлены центры традиционной деловой активности, курортные местности и районы спортивного и развлекательного туризма.

«На сегодня Алтайский край — один из самых динамично развивающихся туристических регионов. Он располагает уникальным природным потенциалом и экологически чистыми территориями, что является самым существенным фактором для развития сельского туризма», — отмечал заместитель главы Ростуризма Дмитрий Михеев во время визита на Алтай. О важной роли сельского туризма говорят и местные эксперты. «Наш Алтайский край — регион аграрный, вполне закономерно, что сельский туризм — наиболее динамично развивающееся направление, — полагает вице-губернатор Михаил Щетинин. — У нас появилось достаточно много «зеленых домов», это возможность для городских туристов влиться в деревенскую жизнь, несколько дней провести в единении с природой. Сельский туризм для Алтая — это занятость населения, развитие туризма как отрасли, позиционирование сельскохозяйственного труда, работа на имидж региона — это необходимые составляющие комплексного развития территории».

Туризм и вправду является очень важной для региона отраслью. По имеющимся данным, общий объем обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды субъектов предпринимательства в сфере туризма составил 943,5 млн рублей при общей показываемой ими выручке в 7,016 млн рублей. 47% этих средств приходится на Белокуриху, 40% — на Барнаул. Однако реальный эффект от деятельности предприятий отрасли за счет загрузки туристами предприятий торговли, общественного питания, транспортных компаний значительно выше.

Структура отрасли

Важным вопросом в развитии туризма является преодоление инфраструктурных ограничений. Так, количество мест единовременного размещения в коллективных туристско-рекреационных и санаторно-оздоровительных, а также детских оздоровительных учреждениях Алтайского края составило 46,9 тысячи, в том числе круглогодичных — 17,3 тысячи (36,9% от общего числа мест размещения).

Наибольшее количество мест размещения сосредоточено в секторе турбаз и иных организаций отдыха — 22 335 единиц. В свою очередь на втором месте располагаются детские оздоровительные учреждения (13 100 мест), а на третьем — санаторно-оздоровительный комплекс края с 8700 местами.

В географическом «срезе» доминируют Алтайский район (10 302 места размещения) и Барнаул (8097 мест). Третье-четвертое места по возможности максимального единовременного расположения туристов занимают Завьяловский район (5637 мест) и г. Белокуриха (5021 место). «То, что для всех в мире оздоровительный туризм, у нас называют санаторно-курортным лечением, и им уже давно занимается Белокуриха. В этом я вижу существенную перспективу для Алтайского края», — отмечал заместитель генерального директора по стратегическому развитию ЗАО «Курорт Белокуриха» Олег Акимов.

В целом предпринимателями Алтайского края в 2011 году оказано услуг 1300 тысячам туристов и экскурсантов, что на 10,2% больше, чем в аналогичном периоде прошедшего года. Наибольший процент потребителей услуг приходится на сектор «гостиницы и иные средства размещения общего назначения» — здесь в 2011 году останавливалось, работало и отдыхало более 360 тысяч человек. На втором месте располагаются «турбазы и иные организации отдыха» — более 300 тысяч потребителей, на третьем — «санаторно-курортные организации» — 204,1 тысяча размещенных.

Экскурсионные услуги в 2011 году оказывали 23 организации и индивидуальных предпринимателя, которые обслужили около 230 тысzx человек; в детских оздоровительных учреждениях круглосуточного пребывания (72 единицы) отдохнуло около 30 тысяч детей.

«Бирюзовая Катунь»

Говоря о значимых инвестиционных проектах, стоит отметить, что на Алтае строится особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Целью проекта является создание на территории Алтайского района Алтайского края первого в России крупного единого комплекса природного и экстремального туризма в горах. Там будет выделено две зоны. Первая — «молодежно-экстремальная» зона с культовым статусом, привлекательным архитектурным решением молодежного отеля и центрами горнолыжников, рафтеров, трекеров, скалолазов. Вторая зона — с эксклюзивными и комфортабельными гостиницами, SPA-комплексами и оздоровительными процедурами.

При этом площадь особой экономической зоны составляет 3328,11 га. Определяющими характеристиками этой местности можно считать сочетание бурной реки Катуни и различных типов первозданного природного ландшафта — гор высотой до 1000 м, равнинных участков и смешанных лесов. Отличительной особенностью климата этой зоны является высокая ионизация воздуха, превышающая показатели Швейцарских Альп более чем в два раза.

Стоимость проекта оценивается в 30 млрд рублей с периодом реализации 2007–2027 годы. ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» реализуется на принципах государственно-частного партнерства и предполагает строительство объектов инфраструктуры за счет государства, а объектов туристско-рекреационного назначения — за счет частных инвесторов (резидентов ОЭЗ).

Уже сегодня на территории ОЭЗ построены и частично функционируют следующие инфраструктурные объекты: мост через реку Катунь, дорожная сеть, две водозаборные скважины, внутренние сети водопровода, очистные сооружения, внутренние сети канализации, кабельные линии, шесть комплектных трансформаторных подстанций различной мощности, искусственный наливной водоем с пляжами и сооружение дамба (пруд).

Согласно законодательству Российской Федерации на территории ОЭЗ создан особый режим предпринимательской деятельности, включающий в себя предоставление резидентам налоговых и административных преференций, а также льготного режима землепользования.

Сегодня на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» зарегистрировано 17 компаний-резидентов. К основным туристским объектам, которые будут построены данными компаниями, относятся гостиничные комплексы различных категорий (от 2 до 5 звезд), горнолыжные комплексы, аутентичная деревня «Русское подворье», мини-аквапарк, охотничье хозяйство, вертолетная площадка и другие.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Алтайский край занимает передовые позиции в области туризма»

Юрий Захаров, начальник управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов:

— На сегодняшний день в регионе действует долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011–2016 годы, которая определяет основные пути развития туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплекса.

Одним из перспективных направлений развития туризма является формирование туристских маршрутов, способствующих популяризации существующих и строящихся туристских объектов, увеличению туристских потоков по всей территории Алтайского края. Разработаны разнообразные маршруты по территории региона: «Малое Золотое кольцо Алтая», межрегиональный трансграничный маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая», туристский маршрут «Гостеприимное Красногорье», маршруты по Солонешенскому району, по Горной Колывани и многие другие.

Мощным инструментом развития туристской отрасли является федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», реализация которой в Алтайском крае началась в 2011 году. В рамках программы на территории региона предусматривается создание туристско-рекреационного кластера «Белокуриха» и автотуристского кластера «Золотые ворота». На формирование кластеров планируется направить около 8,4 млрд рублей, из которых 2,2 млрд рублей — из средств федерального бюджета.

Алтайский край располагает разнообразием природных, исторических и социально-культурных ресурсов, это позволяет региону занимать передовые позиции на туристическом рынке Сибири и Российской Федерации. Важно развивать этот потенциал. Думаю, что проведение первого международного форума «Сельский туризм в России» позволит привлечь большее внимание специалистов, деловых кругов и простых туристов к возможностям региона в развитии как сельского, так и других видов туризма. Широкое освещение данного мероприятия в средствах массовой информации даст возможность в очередной раз заявить об Алтайском крае как об одном из наиболее перспективных туристских регионов страны.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Отдых на Алтае оказался лидером по спросу»

Татьяна СаженеваНынешний высокий туристический сезон на Алтае оказался очень успешным. Почему так получилось, «КС» рассказала ТАТЬЯНА САЖАЕВА, директор по развитию туроператора «ОХОТА».

— Сезон 2012 года уже вошел в историю внутреннего туризма как абсолютно рекордный. По нашим оценкам, количество посещений туристических районов Алтая в этом году уже перевалило за миллион. То есть к началу августа мы выполнили почти годовую прошлогоднюю норму. Прирост только по нашей компании показывает цифру около 25% плюсом по отношению к аналогичному периоду прошлого года. А ведь и 2011 год тоже для нас не был провальным и обозначился ростом около 10%.

Внутренний туризм, отдых на Алтае, на который, кстати, настроены большинство туристических агентств города, на сегодня оказался лидером по спросу. Не секрет, что к этому наших туристов подвигла аномальная жара. Но было бы несправедливо все приписывать только погоде. Алтай «готовился» к этому рекорду. Достаточно сказать, что за последние пять лет для туристической отрасли сделано столько, сколько не было сделано за все предыдущие 15 лет. Инфраструктурные изменения видны, а без этого мы просто не смогли бы осилить этот поток туристов.

На наш взгляд, жаркое лето 2012 года станет отправной точкой в туристической отрасли на Алтае. Во-первых, он вселил уверенность во многих «поживших» или только начинающих делать свои первые шаги в турбизнесе, что отрасль есть и может быть доходной. Наверняка увеличится поток частных инвестиций в строительство средств размещения, сервис, что немаловажно.

Во-вторых, турфирмы явно наработали «подушку безопасности» на несколько низких сезонов вперед, обрабатывая этот летний поток туристов. На сегодня все турфирмы Барнаула и особенно Сибирского региона приросли по абсолютным показателям. Конечно, доходность в основном и складывается за счет количества, объемов привлеченных туристов и обработанных заявок.

Что касается цен «высокого» летнего сезона-2012, то они если и выросли, то незначительно, а у большинства компаний остались прежними. Зато возросла наполняемость, загрузка отелей и баз отдыха. Например, впервые за последние годы мы констатировали полные аншлаги по выходным, то есть свободных мест не было. Сезон, практически ровно начавшись с федеральных выходных июня, плавно, без резких колебаний вниз, позволил средствам размещения отработать свои традиционные «пиковые» 60 дней — и процесс в августе был явно в разгаре. На некоторых базах и в санаториях «все танцы были расписаны» не только до конца августа — до конца сентября нет мест! И это явно лидерский результат.

Гости стали более требовательными. Они уже сравнивают уровень обслуживания не только с бывшими «советскими» стандартами, но хотят видеть на Алтае хотя бы слабое подобие сервиса и гостеприимства Турции или, скажем, Таиланда.

Надо отметить что последние, введенные в строй 2012 году средства размещения стали подтягивать уровень номеров до оценки, которая уже может рассчитывать на «лейтенантские звезды» (их всего две на погонах и они маленькие), а некоторые, например, часть отелей Белокурихи, строящиеся крупные объекты, такие как «Алтика», — это уже европейский уровень.

Что касается наполняемости, то она зашкаливает за все показатели предыдущих лет. Это тоже рекорд. Можно сказать, что этот летний сезон сравним с показателями американцев в плавании на Олимпиаде в Лондоне: собрали все, что могли.

На Алтае сохранилась тенденция к увеличению числа баз отдыха и отелей, и наверняка, этот сезон подтолкнет ее вверх. Отрадно, что многие предприниматели стали вкладывать не только в строительство средств размещения, но и в сервисные объекты. Достаточно сказать, что «Мария-Ра» по Чуйскому тракту вводит свои супермаркеты, многие отели и базы вводят бассейны и даже строят парки развлечений и аттракционов.

По моим прогнозам, год будет лучшим за всю историю туризма на Алтае. По окончании года цыплят посчитаем. Но то, что их будет больше, чем раньше — это однозначно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ