«Точка контакта»

Финансовый директор Parallels в России Михаил Рябичев работает в компании уже более десяти лет, за эти годы ему приходилось решать самые сложные задачи, в том числе проходить первый международный аудит. О том, что самое важное в его работе и какие задачи лучше делегировать подчиненным, МИХАИЛ РЯБИЧЕВ рассказал корреспонденту «КС» ВИКТОРИИ АНТОНОВОЙ.

— Как давно вы работаете в компании? Расскажите о ваших основных «карьерных вехах»? На какую позицию вы пришли в Parallels?

— Я в компании с 2002 года, тогда это был совсем небольшой стартап, объединявший в себе несколько проектов, но уже работавший на иностранных рынках. Начинал с позиции финансового менеджера, в обязанности входили в основном сбор и обобщение финансовой информации по всем проектам. По мере развития компании, а оно никогда не было вялотекущим, задачи становились интереснее и разнообразнее. Пришлось научиться работать с иностранными банками, провести финансовый due diligence приобретенной в Германии компании, где все документы были на немецком языке, подготовить финансовые документы для первых иностранных инвесторов, пройти первый международный аудит. Потом мой фокус сместился на российские компании группы, где нужно было строить прозрачный и быстрый учет по российским стандартам и проходить российский аудит. Сейчас мы готовим отчетность и проходим аудит как по российским стандартам, так и по US GAAP, второй год нашим аудитором является компания Ernst&Young, которая предъявляет весьма высокие требования для того, чтобы их заключение было положительным. Работаем над внедрением привычных для международных компаний процедур и стандартов: fast closing, internal controls.

— Как построен ваш отдел/департамент? Сколько человек у вас в подчинении, как вы курируете их работу?

— Я отвечаю за работу бухгалтерии — восемь человек, финансового отдела — три человека, а также отдела кадров — четыре человека. Бухгалтерия и отдел кадров имеют собственных руководителей, финансовым отделом я руковожу лично. Нашим основным продуктом является ежемесячная отчетность для головного офиса по стандартам US GAAP. Работа департамента выстроена на ее быстрое (пять-семь рабочих дней) и качественное получение. Наиболее объемную часть работы выполняет бухгалтерия, которая на основании данных отдела кадров и своих собственных готовит ежемесячную отчетность по российским стандартам, затем финансовый отдел выполняет трансформацию в US GAAP и готовит дополнительную информацию, поясняющую отдельные цифры в отчете.

— Расскажите о своих ежедневных обязанностях. Чем вы занимаетесь каждый день, что делаете сами, а какие обязанности делегируете сотрудникам своей службы?

— Стараюсь делегировать любую повторяющуюся функцию, поскольку такие функции должны работать, как часы, и при любой погоде, а значит, должны быть отлажены и продублированы. В принципе, считаю одной из своих основных задач создание условий для упорядоченной и ритмичной работы отдела, согласуя процедуры и политики с бизнес-подразделениями. Также стараюсь делегировать интересные задания «на вырост», когда понимаю, что тот или иной сотрудник таких задач раньше не выполнял, но если постарается, то сделает. Каждодневные обязанности — контроль и утверждение документов, прежде всего денежных, а также наиболее существенных договоров. К своим функциям отношу также быть точкой контакта для своих иностранных коллег в российском офисе компании.

— Расскажите о вашем образовании. Есть ли у вас MBA? Считаете ли вы, что финансовый директор должен иметь степень MBA? Можно ли получить достойный уровень образования MBA в России?

— У меня два диплома о высшем образовании: первое образование — техническое, а второе — финансовое. Получить МВА пока не довелось, и я не уверен, стоит ли тратить время на его получение. Для любого специалиста или руководителя важнее обладать необходимыми компетенциями, поддерживать которые удобнее с помощью более узконаправленных программ или курсов. Хотя, безусловно, диплом МВА, полученный в бизнес-школе первой мировой десятки, способен помочь его обладателю открыть для себя дополнительные возможности.

— Проходите ли вы и сотрудники финансовой службы обучение внутри компании? В какой форме? Кто его проводит? Как бы вы оценили результаты таких образовательных мероприятий?

— Мы следим за программами и курсами, которые предлагают образовательные учреждения, и направляем сотрудников на актуальные для нас. Внутри компании в этом году организовывали курсы от Академии бизнеса «Эрнст энд Янг» по внутреннему контролю, работают курсы английского языка.

— Вы подчиняетесь напрямую генеральному директору? Как выстраиваются ваши отношения с руководством компании? Насколько часто при составлении финансовых планов вы советуетесь с топ-менеджментом? Они как-то корректируют вашу работу?

— Нет, я подчиняюсь вице-президенту по финансам в головном офисе. Вообще, структура подчиненности в компании выстроена по функциональному, а не по географическому принципу. Это означает, что практически у каждого руководителя уровня вице-президента команда распределенная, и сотрудники есть практически во всех, по крайней мере, крупных, офисах. С руководством стараюсь выстраивать эффективные отношения, а это получается, когда перспективные и текущие цели, а также расстановка приоритетов понимаются одинаково. В Parallels топ-менеджмент прикладывает довольно много усилий для того, чтобы весь коллектив понимал, как развивается и куда движется компания. Для этой цели проводятся регулярные встречи СЕО с сотрудниками в формате так называемых TownHall митингов. В нашей службе проводятся ежегодные митинги финансовых контролеров, на которых обсуждаются итоги прошедшего аудита, выявленные проблемы, ищутся решения. Последний такой митинг состоялся на последней неделе августа в Сиэттле. Что касается составления финансового плана, то на этот процесс очень сильно влияет структура компании. Как я уже говорил, структура выстроена по функциональному принципу, а это значит, что каждый офис готовит несколько отдельных финансовых планов для каждого бизнес-подразделения, которые затем объединяются в головном офисе и защищаются на совете директоров.

— Работаете ли вы с банками? Довольны ли обслуживанием? Работаете ли вы с иностранными банками или российскими? Где условия более лояльные и выгодные для компании?

— Являясь международной компанией, Parallels имеет возможность использовать преимущества банковской системы той или иной страны для разных целей. В частности, условия предоставления кредитов в России не самые выгодные, а вот операционное обслуживание вполне удобное и современное. В России мы работаем со Сбербанком и с Альфа-Банком. Самые архаичные методы организации ежедневной работы с клиентами, как ни странно, у американских банков.

— Компания Parallels работает на международном рынке. Какой отпечаток это накладывает на вашу работу? Можете ли вы сравнить разные страны, где присутствует компания по уровню финансовой культуры предприятий?

— Работа на международных рынках накладывает на нас весьма существенный отпечаток, начиная от простых вещей, вроде английского языка, который в той или иной степени необходим абсолютно каждому сотруднику, заканчивая необходимостью учитывать в работе культуру и особенности законодательства и бизнес-практики всех стран присутствия. Это довольно сложная и интересная задача — построить процессы так, чтобы вся компания могла работать как единое целое на любом рынке, где есть возможности для бизнеса. Головной офис Parallels находится в Швейцарии. У компании, конечно, есть единая налоговая стратегия, но налоги в любой юрисдикции свои и уплачиваются отдельно в соответствии с законодательством каждой страны, где компания представлена. Нам сложно судить о разнице в финансовой культуре компаний в разных странах — Parallels старается выбирать надежных партнеров везде, где ведет бизнес, поэтому нам не приходилось сталкиваться с серьезными проявлениями недобросовестности.

Инвесторами Parallels являются Intel Capital, Bessemer Venture Partners и Insight Venture Partner (по данным на начало этого года). В связи с этим возникает следующий вопрос: с какой периодичностью инвесторы смотрят вашу отчетность, финансовые показатели? Вы готовите для них какие-то цифры отдельно или они смотрят открытые финансовые документы?

— Будучи частной компанией, Parallels пользуется правом не раскрывать свою консолидированную финансовую отчетность публично, поэтому, собственно, единственные, кому она доступна, — это как раз инвесторы. Финансовая отчетность представляется на совете директоров несколько раз в год.

— Планируете ли вы привлекать новых инвесторов?

— Рынок IT-инвестиций оживленный, и возможности на нем открываются нередко, однако к выбору инвестора надо подходить не менее тщательно, чем к выбору объекта для инвестиций.

— Как бы вы охарактеризовали рынок финансовых директоров в России? Насколько сложно найти грамотных специалистов в вашей сфере? Как вы считаете: финансового директора лучше найти или вырастить?

— Может показаться, что недостатка грамотных финансовых директоров у нас нет, но на практике поиск подходящего кандидата занимает месяцы. У каждой компании свой ответ на этот вопрос — кто-то рассчитывает на возможности рынка, кто-то реализует программы селекции и подготовки кандидата на роль CFO внутри компании. Думаю, что стартап на определенной стадии должен привлекать специалиста с опытом, а крупная компания способна вырастить.

— Что самое сложное в вашей работе?

— Постоянный поиск баланса между сохранением эффективности бизнеса и требованиями разнообразных стандартов и регламентов.

— Что вы больше всего цените?

—Быть частью успешной команды, делающей хорошее дело.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ