Спектаклем «Метод Гренхольма» открылся Театральный фестиваль «Новосибирские сезоны», приуроченный к 75-летию Новосибирской области. Инициатор и организатор фестиваля, Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», показал на своей сцене оригинальную постановку Государственного театра наций.
Фестиваль, который проходит под эгидой правительства Новосибирской области и министерства культуры Новосибирской области совместно с Национальной театральной премией и фестивалем «Золотая маска», открылся 12 сентября при полном зале. Но особенно интересно смотреть его было тем, кто по долгу службы занимается наймом персонала или сам хотя бы раз проходил собеседование при приеме на работу в крупную международную компанию.
Итак, в немногословных декорациях Николы Тороманова, почти буквально воспроизводящих современный минималистский офисный стиль, встретились четыре человека. Каталонец Жорди Гальсеран, сочинивший эту историю, вывел на простор рядового конференц-зала четырех человек, которым предстоит участвовать в собеседовании. Но вот беда — практически до самой финальной сцены нельзя понять, кто является интервьюером, а кто испытуемым. «Кто здесь охотник, кто добыча — все дьявольски наоборот», как пели в незабвенном романсе.
И еще одна неприятность — от раза к разу задания усложняются. Поначалу они кажутся просто нестандартными, но постепенно становятся абсурдными и даже жестокими. По ходу пьесы три мужчины и одна женщина вынуждены играть странные роли в вымышленных ситуациях — специалисты называют такой тип собеседования проективными методиками. Им даже приходится немного наряжаться.
Казалось бы, бесчеловечные испытания в борьбе за вожделенное место коммерческого директора местного отделения шведской корпорации «Декиа» должны заставить героев сбросить все и всяческие маски. Однако в мире массового корпоративного безумия даже любовь, слезы, горе и смерть легко имитируются и нужны лишь для того, чтобы выявить слабые стороны кандидата. Открою секрет — он был только один и не прошел четвертый этап собеседования, хотя вряд ли пожалеет об этом.
«Может показаться, что это пьеса про «белых воротничков». Но драма Жорди Гальсерана — не только про корпоративную культуру. Поначалу зрители думают, что имеют дело с производственной пьесой, и это хорошо, потому что в пьесе есть некая обманка и много крутых поворотов. В то же время в ней есть элементы антиутопической литературы, напоминающей нам чуть ли не об Оруэлле», — говорит о спектакле его режиссер Явор Гырдев.
Как бы мы ни назвали спектакль, бизнес-триллером или черной комедией, интеллектуальным детективом или убийственным комментарием к правилам современной корпоративной культуры, поработать актерам пришлось на славу. Спектакль идет два с лишним часа без антракта, и, раз выйдя на сцену, герои уже не имеют шанса вырваться на свободу вплоть до самого финала. Сергей Чонишвили сыграл единственного натурального претендента, и именно его игра пару раз вызвала всплески аплодисментов прямо по ходу пьесы. Сотрудников отдела персонала сыграли Игорь Гордин, Виктория Толстоганова и Максим Линников, и скучать им тоже не пришлось.
Гуманистический и разоблачительный пафос пьесы, без сомнения, достоин внимания и имеет право на существование. Однако придирчивый зритель мог бы счесть режиссерскую трактовку излишне прямолинейной. Единственная яркая деталь офисного ландшафта, воспроизводящая культовую работу Дэмиена Херста, становится хоть и внятной, но весьма нарочитой подсказкой для зрителя и лакомой добычей для критиков — по поводу хищных нравов транснациональных корпораций и акул в формалине не прошелся только ленивый.
Однако не все в этой жизни так просто, и без пресловутых компаний-гигантов мир был бы совсем другим. Хуже или лучше, понять сложно, но сегодня он именно таков. Пожалуй, спектакль бы только выиграл, будь он чуть легче и ироничнее. Утешает одно — несмотря на проникшую на российские просторы моду на передовые технологии кадрового менеджмента, сотрудников на ключевые позиции чаще всего подбирают по старинке, то есть по блату. Кто знает, может оно и к лучшему.