ММАС-2012: праздник автомобильной жизни России

Прошедший в Москве автосалон в этом году уже без всякой натяжки можно считать международным. Наличие на выставке первых лиц мировых автоконцернов, речей на английском и немецком языках, представленность абсолютного большинства известных мировых брендов — все это говорит о том, что салон вышел на новый виток развития и уже практически не уступает международным выставкам в Париже или Франкфурте. Кроме того, автошоу стало отличной площадкой для проведения многочисленных дилерских конференций и обсуждения насущных вопросов, стоящих перед авторитейлом.

С момента начала проведения московского автосалона в выставочном комплексе «Крокус-Экспо» его экспозиция постоянно расширяется, а количество участников растет. В этом году автоновинки были представлены на рекордной для мероприятия площади в 100 000 кв. м, что в два раза больше по сравнению с салоном двухлетней давности. При этом количество посетителей выставки обещает перейти за отметку в 1 млн человек.

Если еще два года назад некоторые автопроизводители не посчитали нужным выставляться в Москве, то в этот раз своим визитом столицу почтили большинство мировых автобрендов. Так, например, Bentley и Rolls-Royce впервые приехали на выставку по своей собственной инициативе, а не по воле своих местных дилеров, и этот факт уже сам по себе говорит о многом. Кроме того, впервые на салоне можно было найти стенд экзотического для России испанского Seat, на презентации которого присутствовал посол этого государства. Наконец, ранее на территории Европы нельзя было нигде увидеть автомобили марки Acura (премиумный бренд компании Honda), а теперь именно в Москве красовался стенд этой компании. Японцы громко заявили о себе, выставив эффектный спорткар NSX. Тем самым Acura дала понять, что поборется с Lexus и Infiniti. У последней, кстати, ей есть чему поучиться — на салоне было объявлено, что московские дилеры этой марки являются рекордсменами по продажам среди всех дилеров Infiniti в Европе.

Вместе с тем Ferrari, Lamborghini, Aston Martin и Alfa Romeo пока столичный салон проигнорировали. Как пояснили «КС» в Mercury (российский эксклюзивный дилер автомобилей Maserati, Ferrari, Bugatti, Bentley), Ferrari считает нужным присутствие лишь на четырех ключевых мировых автосалонах. В свою очередь Lamborghini хотя и не приехала на выставку, но показала прототип своего внедорожника Urus на закрытой презентации за день до открытия автошоу. Ну а то, что Alfa Romeo проигнорировала выставку, можно считать вполне прогнозируемым с учетом продолжающейся неопределенности вокруг марки в России. На этом фоне та же Hyundai заняла в Москве целый обособленный павильон, уставив его своими новинками и концептами. То есть видна разница производителей в отношении к российскому рынку.

Стоит отметить, что многие автопроизводители старались «засветить» свои автомобили раньше открытия салона, чтобы позволить всем желающим изучить новинки без ненужной толпы в спокойных условиях и непринужденной атмосфере. Так, Lexus провел в «Крокус-Экспо» предпоказ своего обновленного модельного ряда под аккомпанемент скрипача Дмитрия Когана, Mazda показала ограниченному кругу посетителей «Дворца на Яузе» новую «шестерку», а Volkswagen по традиции устроил мероприятие Media Night. Такие активности немцы устраивают перед каждым крупным международным автосалоном, но Москву эта участь в прошлый раз миновала. Однако на этот раз в самом сердце столицы, в двух шагах от Кремля, делегация немецкого концерна во главе с бессменным Мартином Винтеркорном представила новинки всех своих 10 марок. Кроме того, концерн подписал договор о строительстве завода по производству моторов с присутствовавшим на мероприятии губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым. Примечательно, что на сам автосалон Мартин Винтеркорн уже не остался.

Презентации брендов в основном не отличались своей оригинальностью. В этом году организаторы приняли решение втиснуть всех производителей в один день, поэтому пресс-конференции началась в 7:30 утра и продолжались до вечера. При этом каждой из компаний отводился временной регламент в 15 минут. Почти все презентации тех или иных автомобильных брендов проходили на английском, немецком или французских языках и, как правило, без дублированного перевода. Для тех, кому была чужда иностранная речь, предназначались наушники. Сами пресс-конференции в основном проходили достаточно просто и однотипно — их, как правило, вел президент всей компании, предоставляя слово шеф-дизайнеру или главе российского подразделения. Ряд производителей сопровождали презентации новинок не просто демонстративным снятием покрывал, но и костюмированными шоу, например, Cadillac, Suzuki или Mazda. Компания Mitsubishi, напротив, провела презентацию весьма буднично, но зато уже после нее развлекала посетителей специальным шоу. На этом фоне немного странной смотрелась презентация Chrysler, которая состояла из выступления рэп-исполнителей, говоривших о том, что «марка делает настоящее жарево», вперемешку с официальными речами главы российского представительства Chrysler Джона Стэка. При этом на соседнем стенде FIAT рок-музыканты изо всех сил били в барабаны, видимо, чтобы привлечь внимание к стенду марки. Наконец, Audi в свою очередь сделала упор на привлечении звезд шоу-бизнеса. В этот раз их, правда, было не так уж и много — презентацию марки вел Андрей Малахов. Однако при этом Audi повезло гораздо больше, чем BMW или Mercedes. Презентации двух последних были самыми ранними и прошли в 7:30 утра, в то время как «четыре кольца» показали новинки в более комфортное время — в 9 утра.

На второй день выставки посетители уже могли в спокойном режиме осмотреть интересующие их стенды. В это же время на салоне можно было заметить большое количество мужчин в черных пиджаках — это были представители дилеров. Им на салоне была уготована отдельная программа. Многие автопроизводители проводили на автошоу дилерские конференции и просто развлекательные мероприятия, на которые посторонним был строго воспрещен вход. Среди сибирских дилеров на салоне корреспондентом «КС» были замечены учредитель ГК «МАКС Моторс» (Новосибирск, Омск) Владимир Сафронов, директор «Новосибирск-Авто» Павел Карпенко, гендиректор ООО «Автомир ФВ Новосибирск» Александр Синицын, директор автоцентра «Сан Мастер» (Новосибирск) Андрей Смердин, президент ГК «АГАТ-Авто» (Иркутск) Александр Богатырев, гендиректор Автоцентра «Евразия» (Томск) Андрей Щегерцов, директор «АНТ 2000» (Барнаул) Максим Проценко и многие другие.

Вместе с тем попасть на выставку во второй день стремились и «простые смертные». Несмотря на то что это можно было сделать совершенно легально, купив VIP-пригласительный за 3000 рублей, многие люди, по словам участников выставки, пытались получить пропуска более хитрыми способами. Например, звоня на телефоны участников выставки и представляясь членами правительства, просили их провести на выставку.

Впрочем, настоящие политики разных калибров и так присутствовали на салоне. Например, «КС» был замечен лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он прошелся по стенду «АвтоВАЗа», где для него провели обстоятельную экскурсию, детально показав все экспонаты. Как и подобает в таких случаях, главный коммунист России посидел внутри отдельных новинок, попросил открыть капот «Калины», а также сфотографировался вместе с моделями по их просьбе. Впрочем, Геннадий Зюганов не ограничивал свой маршрут стендом «АвтоВАЗа», «примерив на себя» новый флагман от KIA под названием Quoris. И никакого диссонанса в этом не было. Дорогой представительский автомобиль, но при этом народного массового бренда как нельзя лучше вписывается в образ возможного автомобиля для компартии.

Новинки выставки

Если московский автосалон и можно считать сопоставимым по своим масштабам с парижским и франкфуртским, то по такому критерию, как количество и качество мировых премьер, российская выставка традиционно уступает своим заокеанским конкурентам. Все же далеко не всем компаниям было что показать, к примеру, некоторые даже не устраивали пресс-конференции, например, Citroen. В основном же автопроизводители презентовали бюджетные массовые автомобили, так или иначе ориентированные специально на Россию. Это, в частности, Chevrolet Cobalt, который будет выпускаться на заводе в Узбекистане и станет идеологическим наследником модели Lanos, а также седаны Opel Astra, Peugeot 408 и Nissan Almera, построенные на базе аналогичных хетчбэков «гольф-класса».

Понятно, что российский рынок в глазах производителей еще не созрел для того, чтобы массово запускать на нем автомобили более высоких ценовых сегментов, и пока залогом успеха является выпуск относительно недорогих массовых моделей специально для российского рынка.

Если говорить о среднем ценовом сегменте, то одной из главных серийных новинок в нем стала новая Mazda 6. Прежде всего в этом автомобиле обращает на себя внимание свежий и притягательный дизайн, перекликающийся с новым кроссовером CX-5. «Шестерка» выросла в размерах и своим силуэтом стала еще больше похожа на купе, нежели на классический седан. На рынке автомобиль будет продаваться с 2-литровым бензиновым двигателем мощностью 150 л. с. При этом, по данным Mazda, автомобиль будет оснащен системой i-ELOOP, которая в процессе торможения автомобиля преобразует его кинетическую энергию в электричество, снижая нагрузку на мотор и экономя топливо на 10%.

Кроме седанов, в массовом сегменте рынка на салоне было представлено значительное количество серийных среднеразмерных внедорожников и кроссоверов. Среди них новые Honda CR-V, KIA Sorento, Hyundai Santa Fe, Suzuki Grand Vitara, Ford Kuga.

Премиум и люкс

Традиционно большой интерес публики был прикован к стендам люксовых производителей. И действительно, участники этого сегмента чувствуют себя как нельзя лучше. Коммерческий директор автомобильного подразделения Mercury (российский эксклюзивный дилер автомобилей Maserati, Ferrari, Bugatti, Bentley) Александр Плохих в разговоре с «КС» заверил, что компания очень оптимистично смотрит на развитие автомобильного сегмента люкс в России, и с учетом того, что российский рынок в приоритете и для Maserati, и для Bentley, квоты на страну практически не ограничены. Более того, в следующем году Maserati начинает активную мировую экспансию, которая, безусловно, затронет и Россию. Это, в частности, отразится на выводе на рынок новых моделей, включая долгожданный внедорожник, а также на расширении географического присутствия марки. Так, уже сейчас Maserati прорабатывает выход в Санкт-Петербург, а в следующем году можно будет говорить и о дальнейшей экспансии в регионы. Пока Александр Плохих хранит молчание о том, какие города находятся в «повестке дня», но стоит отметить, что ранее автомобили Maserati и Bentley продавались в Новосибирске — их реализовывала компания «Транзит Сервис» вплоть до ее закрытия.

Собственно, сама Bentley представила Continental GT в версии Speed. От обычного купе этот автомобиль отличается 616-сильным мотором W12, модернизированной подвеской, улучшенными системами управления активными амортизаторами и усилителем рулевого управления. По словам Александра Плохих, на новый Bentley квоты пока не утверждены, но на модель уже есть клиенты.

В свою очередь Maserati щеголяла моделями GranTurismo Sport и GranCabrio Sport. Последний отличается улучшенными аэродинамическими характеристиками и развивает скорость в 100 км/ч всего за 4,7 секунды, способен достигать максимальной скорости в 300 км/ч. Кабриолет GranCabrio Sport чуть медленнее — разгон до 100 км/ч за 5 секунд, а максимальная скорость движения автомобиля — 285 км/ч. С учетом российского климата в компании Mercury возлагают большие надежды на закрытые версии GrandTourismo Sport, хотя и открытый кабриолет GrandCabrio Sport, несомненно, тоже может найти своего покупателя.

Однако если заказать Maserati пока можно лишь в Москве, то Porsche Cayenne GTS, премьера которого прошла на салоне, можно легко купить и в городах Сибири. Внедорожный суперкар оснащается 420-сильным двигателем V8, работающим в паре с 8-ступенчатым автоматом Tiptronic S. До 100 км/ч джип разгоняется за 5,7 секунды, но при этом расходует 10,7 л/100 км. Как сообщил «КС» глава «Порше Руссланд» Томас Штерцель, на Россию будет выделено 300 автомобилей, что составляет примерно 10% от общей квоты Cayenne. С учетом того, что во второй половине года производственные планы по модели будут увеличены, это должно позволить удовлетворить растущий спрос на Cayenne GTS.

Довольно протяженный стенд имела компания Mercedes-Benz. Важной премьерой на ее стенде стал новый A-Class. Сравнивать его с предшественниками не имеет никакого смысла — это полностью новый автомобиль, построенный по совершенно другой концепции. Теперь это премиумный хетчбэк гольф-класса, но никак не «минивенообразный» сугубо городской автомобиль. По словам главы Департамента корпоративных коммуникаций Mercedes-Benz в России Андрея Родионова, на российский рынок модель выйдет весной следующего года, одновременно со странами восточной Азии. В Германии же новинку можно будет купить уже 1 сентября. Цены на модель пока не сообщаются, но ожидается, что они будут сопоставимы с главным конкурентом модели — BMW 1-series.

Другой новинкой от Mercedes-Benz стал GL63 в версии AMG. По словам Андрея Родионова, уже с осени этот автомобиль будет доступен в продаже. Данных по стоимости «заряженного гелендвагена» пока нет, но версия GL500 будет стоить 5,2 млн рублей. Наконец, на просторах стенда Mercedes-Benz можно было найти и городские «микролитражки» Smart. Пока они продаются лишь в Москве силами самого импортера, а также в скором времени будут предложены в Санкт-Петербурге. К сожалению, о выходе в регионы этой марки пока речи нет.

Стенд BMW по протяженности ничем не уступал Mercedes-Benz. Каких-то революционных новинок на нем не было, однако можно было лицезреть рестайлинговую флагманскую BMW 7-Series, трехдверную 1-Series, а также долгожданную полноприводную версию новой «трешки». Наконец, не стоит забывать о «фейслифтинге» X6. По словам директора по корпоративным коммуникациям BMW в России Алексея Кожухова, модернизированный Х6 отличают другие задние фонари, новая оптика и измененный интерфейс внутренней коммуникационной системы. Звездой и украшением стенда можно было считать изысканный BMW Zagato Coupe — творение компании BMW и известного миланского кузовного ателье Zagato.

Третий член «большой немецкой тройки» — Audi — в рамках московского автосалона провел мировую премьеру обновленных спорткаров серии R8 в версии Coupe и Spyder. Основные изменения новой линейки, безусловно, кроются не в измененной внешности, а в технической части. Так, у модели появились новая 7-ступенчатая «роботизированная» коробка передач, форсированные моторы, а также обилие углепластика, позволившее снизить массу суперкара. В результате до «сотни» R8 с мотором V10 разгоняется всего за 3,6 секунды, а максимальная скорость ограничена отметкой в 314 км/ч. Кроме суперкаров, на стенде Audi прошли российские премьеры моделей S6, S7 Sportback и S8.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Находясь на выставке, корреспондент «КС» попросил встретившихся ему сибирских автодилеров рассказать о своих впечатлениях о салоне.

Андрей Еловенко, генеральный директор ООО «Автоград Маркет» (официальный дилер Peugeot в Тюмени):

— Я по возможности стараюсь бывать на московском автосалоне, чтобы находиться в курсе дел и событий, происходящих в автобизнесе. В прошлые годы у меня не всегда получалось посещать выставку, а в этом году повезло, что она совпала с дилерской конференцией. Кроме того, в рамках выставки проходит множество других интересных и потенциально полезных тематических мероприятий. Так, к примеру, меня заинтересовал семинар по интернет-технологиям в торговле подержанными автомобилями, который проводила компания «Авито». Ради него я остался на выставке еще на один день.

Если говорить подробнее об этом мероприятии, то надо сказать, что в принципе «Авито» все правильно организовала. За счет пригласительных на выставку и кейтеринга они собрали нужных людей, которым в течение нескольких часов целенаправленно рекламировали свою компанию. Я считаю, что тем самым они достигли своей цели. Кроме того, они получили обратную связь от аудитории, много непростых вопросов, над которыми им точно хватит работы до следующей выставки. Что касается меня, я теперь узнал об эффективных площадках продаж, причем не только об «Авито».

Безусловно, салон немыслим без автоновинок. В бизнес-день выставки их можно посмотреть достаточно комфортно, потому что в следующие дни сделать это гораздо сложнее. Говоря о брендах, выставленных на салоне, можно смело утверждать, что многие из них предоставлены на достойном уровне. Мне понравился стенд компании Ford и, в частности, впечатлил концепт Evos. Также могу отметить стенд Citroen. Позитивные впечатления оставила премиумная линейка DS — мне она пришлась по душе, и я считаю, что французы с ее выводом на рынок заняли правильную нишу.

Николай Видинеев, менеджер отдела продаж Lexus ГК «СЛК-Моторс» (официальный дилер 10 автобрендов в Новосибирске и Барнауле):

— По своей масштабности автосалон несравним ни с одним мероприятием в автобизнесе. Все бренды представлены очень достойно. Лучшими в классе Luxury я считаю стенды Rolls-Royce и Bentley. Очень стильно, дорого и просто роскошно. В классе премиум можно выделить стенды Lexus и Mercedes-Benz. Жаль, что у Lexus не было выставлено ни одного концепт-кара — это привлекло бы дополнительных посетителей, которые хотели бы увидеть что-то помимо действующего модельного ряда марки. Хотя, конечно, LS F-Sport привлекает внимание.

Среди массовых брендов по оформлению очень понравилась Skoda. А по экспонированию однозначно выигрывает Hyundai. Очень интересно смотреть на их концепты, на их наглядный показ гибридных технологий (автомобили в разрезе). На этом фоне некоторые японские бренды достаточно бледны по оформлению.

Наконец, не могу не отметить стенд Mitsubishi. Можно считать, что он в моих глазах просто взял Гран-при. Сопровождение сексуальными дамами в явно вызывающих костюмах было очень эффектно, смело и при этом отнюдь не смотрелось пошлым.

Максим Проценко, директор «АНТ-2000» (официальный дилер Hyundai в Барнауле):

— Впечатления от автошоу у меня самые приятные. Московский автосалон в целом производит ощущение достаточно серьезного. Так, наличие стендов Rolls-Royce и других люксовых брендов говорит о высоком уровне выставки. Для меня салон был важен и в связи с проведением компанией Hyundai дилерской конференции по новинкам, а также прочим вопросам.

Основная серийная новинка марки — новый Santa Fe — мне, безусловно, понравилась. В наличии данную машину можно ожидать к октябрю этого года. Цены на нее пока не известны, но они обещают быть на уровне +5–10% к ценам на текущее поколение модели, поэтому мы возлагаем на нее большие надежды.

Павел Карпенко, генеральный директор «Новосибирск Авто» (официальный дилер Chevrolet, Opel, Cadillac, Citroen в Новосибирске):

— На мой взгляд, автосалон в Москве прошел на хорошем достойном уровне, молодцы! Особенно если сопоставлять его с мероприятиями, проводимыми в Новосибирске. Из стендов мне понравился Opel. На выставке стоило лишь посмотреть вдаль, и он сразу бросался в глаза.

Александр Синицын, генеральный директор дилерского центра Renault-Volkswagen-компании «Автомир» (Новосибирск):

— Впечатления от московского автосалона у меня в целом положительные. На мой взгляд, трендом в этом году для автопроизводителей стал акцент на бюджетные автомобили. Удивительно, но, оказывается, формула «бюджетного» авто едина для всех автоконцернов без исключений: седан + двигатель от 1,6 литра (или меньшего объема, но с турбиной) + передний привод и «подготовка для России». Новый «термин» ввел в обиход именно московский автосалон.

Эта фраза звучала из уст представителей Nissan, BMW, Opel, Peugeot, Jaguar. Задумайтесь на секунду над ее смыслом. Оказывается, автомобиль для России нужно адаптировать, просто так сделать не получится. По мнению экспертов и критиков, самой «подготовленной» для наших условий и дорог оказалась Almera — детище концерна Nissan. А мне вспомнилась старая добрая поговорка «о вкусах не спорят».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ