«Глобус»: планов громадье

Грядущий театральный сезон в Новосибирске обещает быть жарким. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» одним из первых анонсировал свои планы, которые сложно не назвать грандиозными, в ходе пресс-конференции 30 августа. Директор театра Татьяна Людмилина и главный режиссер Алексей Крикливый рассказали о предстоящих премьерах и фестивальных проектах.

Премьеры, премьеры, премьеры

Молодежный театр по традиции не остался в стороне от Дня знаний — первоклашки уже успели порадоваться жизни на детском празднике и посмотрели «Денискины рассказы». А уже 14 сентября в рамках «Интерры» будет показана экспериментальная премьера, в которой функции драматурга, режиссера и исполнителя одной из главных ролей взял на себя молодой актер Александр Липовский. Он сделал ироничный спектакль о житье-бытье актерской братии.

Теперь о репертуарных премьерах, которых в 83-м театральном сезоне будет немало. В начале октября мы увидим «Лес» Александра Островского в постанове Романа Самгина, который считает, что классический текст дает «прекрасный шанс высказаться о дне сегодняшнем». Тем, кто на этой неделе посмотрел «Лес» в постановке театра им. Ленсовета, будет интересно сравнить. В ноябре режиссер Омского академического театра драмы Анна Бабанова покажет свою версию сказки «Финист — ясный сокол», в которой настоящая любовь и верность преодолеют все преграды, как и должно быть в сказке.

В декабре, спустя почти год после прошлогодней «Лаборатории молодой режиссуры «Глобус». Место действия», на малой сцене театра будет реализована полноценная версия одного из эскизных проектов. И если год назад Алексей Крикливый не был готов ответить, кому из участников лаборатории театр доверит свою сцену, то сегодня секрет раскрылся. «Любовь людей» по пьесе молодого белорусского драматурга Дмитрия Богославского поставит двадцатилетний студент ГИТИСа Иван Орлов, который за годы учебы уже успел поработать с текстами Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Булгакова и Вырыпаева. Под занавес года — новогодняя сказка в постановке московского режиссера Юрия Катаева, памятного новосибирцам постановкой «Каштанки».

Главный режиссер театра тоже не останется в стороне от постановочного процесса. В феврале он пригласит зрителей на премьеру комедии по пьесе Тима Ферта «Девочки из календаря». В основе сюжета — реальная история нескольких дам не первой молодости, которые решили собрать деньги в помощь онкологическим больным, выпустив календарь с собственными фотографиями в стиле ню. История доказывает, что на сложные и болезненные темы в театре можно и нужно говорить языком юмора.

Московский режиссер Анна Трифонова, которая уже ставила в «Глобусе» спектакли «Белоснежку и семь гномов» и «Малыш и Карлсон», покажет «Поллианну». Пьеса создана по мотивам книги, написанной ровно сто лет назад известной американской писательницей Элинор Портер. Это история о жизни обычной девочки, умевшей видеть во всем лучшую сторону и жить необычной «игрой в радость». Премьера на большой сцене в средине марта.

Также весной начнутся репетиции спектакля в постановке Вячеслава Кокорина, известного театрального режиссера, актера, педагога, заслуженного деятеля искусств России, обладателя «Золотой маски» и целого букета других престижных наград. Режиссера традиционно интересует молодежный театр — в разные годы он возглавлял ТЮЗы в Иркутске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Барнауле. Премьера состоится уже в следующем, 84-м театральном сезоне, название постановки пока не оглашается.

В самом конце мая на большой сцене пройдет премьера комедии «Торжество любви» Пьера Карле Мариво. Современники французского драматурга XVIII века отмечали, что он принес на сцену «тончайшую смесь метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов». Что ж, тривиальности в жизни и так хватает, в отличие от тончайшей метафизики, так что встреча с высокой драматургией будет полезна театру и зрителям. Поставит комедию Роман Феодори, один из ярких представителей современной российской режиссуры, номинант и обладатель спецприза жюри Премии «Золотая маска», главный режиссер Красноярского ТЮЗа.

К юбилею области

«Глобус» включился в празднование 75-летия области с присущей ему гражданской активностью и стремлением к серьезным масштабам. В результате в Новосибирске станет одним театральным фестивалем больше — организованные театром «Новосибирские сезоны» пройдут при поддержке областного правительства и министерства культуры и в сотрудничестве с театральным фестивалем «Золотая маска». В фестивальной программе принимают участие четыре ведущих драматических театра Москвы, которые представят жителям Новосибирска лучшие разножанровые спектакли последних лет, имеющие широкий общественный резонанс в России.

«Новосибирские сезоны» откроются 12 и 13 сентября спектаклем «Метод Гренхолльма» по пьесе современного каталонского автора Жорди Гальсерана, который лишь на первый взгляд кажется реалистичным полотном о корпоративной этике. «Современная система управления делает все, чтобы удалить человеческий фактор, максимально формализовать отношения. Однако чем больше таких усилий предпринимается, тем большее значение приобретает эмоциональный фактор. И самые важные решения в этой дегуманизированной сфере все равно принимаются под воздействием эмоций», — говорит режиссер Явор Гырдев. Спектакль представлен Государственным театром наций, известным готовностью к экспериментам, качество которых гарантируют художественный руководитель Евгений Миронов и звездный актерский состав.

Театральное агентство «Арт-Партнер XXI» 19 и 20 октября порадует публику «Пигмалионом» Бернарда Шоу в постановке Романа Самгина — напомним, что именно он готовит в «Глобусе» премьеру «Леса». Сюжет о превращении невежественной простушки в светскую даму, ставший особенно популярным после появления бродвейского мюзикла «Моя прекрасная леди» и оскароносного фильма с Одри Хепберн в главной роли, не утратил свежести. Цветочниц, спешащих выйти в дамки, всегда хватает. В этом спектакле Элизу Дулиттл играет Олеся Железняк, а пофессора Хиггинса — экс-главреж театра «Глобус» Александр Галибин. В спектакле также заняты Лариса Голубкина, Роман Мадянов и Екатерина Дурова.

Еще один театральный хит всех времен и народов, «Чайку» Чехова, покажет «Сатирикон» имени Аркадия Райкина 1 и 2 ноября. Кстати, за свою трактовку режиссер Юрий Бутусов в этом году получил «Золотую маску». Режиссер, который сам выходит на сцену в своей отчаянной «Чайке», так говорит о спектакле: «Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир Чехова, — театр, который больше жизни, больше любви, который замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. Люди, отдающие себя на службу театральному чудовищу, часто бывают несчастны, может быть, даже слишком часто и незаслуженно, но, вероятно, они знают что-то, чего не знает никто. Хотя, возможно, это и не так».

Театр имени Вл. Маяковского 24 и 25 ноября покажет еще одну классическую комедию о театре — спектакль «Таланты и поклонники» Островского. Это первая режиссерская работа Миндаугаса Карбаускиса на посту главрежа. По мнению критиков, это «спектакль, в котором много актерского юмора и режиссерского остроумия — в нешуточном понимании этого слова, — к финалу обнаруживает в себе жестокость и беспощадность: да, талант требует особых правил игры, одновременно эгоизма и изгнанничества, жертвы и хищничества. Но взамен дарит странноватое, особенное счастье». Перечислять столичных звезд уже становится утомительным, но ради Ирины Пеговой, Светланы Немоляевой, Игоря Костолевского и компании можно постараться.

В завершении вальяжно растянувшегося на полсезона фестиваля театр имени Евг. Вахтангова представит сибирякам совершенно необычный продукт — хореографическую фантазию по мотивам «Анны Карениной» под музыку Альфреда Шнитке. Увидеть пластическую версию, быть может, лучшего романа Толстого можно 1 и 2 декабря в постановке хореографа Анжелики Холиной и стильной сценографии Мариуса Яцовскиса. «Женщина не должна быть предметом удовлетворения мужского самолюбия», — считает постановщик и предлагает нам поразмыслить о любви и эгоизме.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ