Обратная связь: «Бизнес в полете»

Опубликованный в одном из прошлых номеров «Континента Сибирь» материал о сервисе авиаперевозчиков «Бизнес в полете» вызвал отклики читателей. В частности, мнением о российских авиакомпаниях поделились Инна Лысенко и Роман Никитин.

Роман Никитин, координатор проектов комплексной малоэтажной застройки:

— Очень правильная и, по моему мнению, объективная оценка дана работе авиакомпании «Сибирь» (S7) в статье «Бизнес в полете». В настоящее время самый большой авиаузел в Сибирском регионе лишен авиакомпании, способной оказать качественные услуги на регулярных рейсах. Только в этом году из «Толмачево» начала полеты авиакомпания «TurkishAirlines», которая несколько лет подряд признается лучшей в Европе. Однако и эта компания на протяженном маршруте Новосибирск — Стамбул (более шести часов) использует узкофюзеляжные самолеты типа Airbus 320 с бизнес-классом европейского типа. Хотя в парке компании имеются высококомфортабельные Boeing 777 и Airbus 330, используемые для международных полетов длительностью более пяти часов. На этих лайнерах места в бизнес-классе раскладываются в полноценную кровать, а в эконом-классе каждое место оснащено индивидуальной системой развлечения.

Для комфортного авиапутешествия сибиряку необходимо добраться до Москвы или столицы какой-нибудь азиатской страны (Пекин, Бангкок), а уже оттуда продолжить свой путь на современных самолетах с достойным уровнем сервиса.

Сервис авиакомпании «Сибирь» не становится лучше. Два года назад на борту можно было воспользоваться услугой просмотра фильмов с использованием индивидуального монитора, который выдавали стюардессы бесплатно в бизнес-классе и за 300 руб. в эконом-классе. Сейчас такой услуги нет. В полете приходится самому находить себе занятие. К сожалению, редкий ноутбук выдержит шесть часов работы от батареи (примерно два часа ожидания в аэропорту и около четырех часов полета до Москвы). В отличие от зарубежных компаний, самолеты S7 не оборудованы розетками для подзарядки телефонов и ноутбуков. Печально, что новые самолеты руководство S7 также заказывает в минимальной комплектации, даже без центральных мониторов под потолком.

Особое недоумение вызывает работа сайта компании. Невозможно купить билет по цене, который предлагается по результатам поиска по заданной дате. Диспетчеры call-центра поясняют, что сайт показывает возможные минимальные тарифы, однако билетов по этим тарифам нет, а потому конечная стоимость дороже. Ни одна авиакомпания мира не предлагает купить билеты по несуществующей цене.

Согласен с мнением Елены Михайловой о неудовлетворительном поведении стюардесс S7. Однажды при вылете из Пекина услышал, как стюардессы между собой в голос нелицеприятно обсуждали пассажиров, которые по полкам раскладывали многочисленные пакеты из DutyFree.

Однако есть положительные стороны работы авиакомпании. Два года назад S7 вступила в глобальный авиаальянс Oneworld. Накопление миль и другие привилегии очень радуют. Это позволило мне совершить в прошлом году кругосветное путешествие по единому авиабилету, которое началось и закончилось в Новосибирске: Европа, Америка, Австралия, Япония и другие страны с партнерами S7. Среди них есть авиакомпании, имеющие пять звезд (у S7 всего три звезды) — CathayPacific, а также легенды авиаперевозок с почти вековой историей BritishAirways, AmericanAirlines и знаменитая австралийская Qantas (самая безопасная авиакомпания мира).

Побывав более чем в 30 странах, могу отметить, что в аэропорту «Толмачево» оказывают уникальную услугу при посадке из VIP-зала. Этим залом пользуются все пассажиры, вылетающие международными рейсами в бизнес-классе. Конечно, во многих аэропортах мира для пассажиров бизнес-класса имеются отдельная стойка для регистрации и отдельная очередь для предполетного досмотра. Но в «Толмачево» все по-особенному. Стойки регистрации фактически нет, можно просто сидеть на диване, пить кофе и тебе принесут посадочный талон. Предполетный досмотр не напрягает, очень удобно организовано прохождение пограничного и таможенного контроля. Такой приватности нигде нет. Во многом это объясняется низким пассажиропотоком в бизнес-классе.

К сожалению, совершенно обратная ситуация в международном терминале для пассажиров эконом-класса. Вернувшись из Стамбула в прошлом месяце, мы более часа проходили пограничный контроль, так как для всего самолета открыли только один пункт пропуска через границу, поэтому образовалась огромная очередь. Такие ожидания после многочасового перелета вызывают недовольства и возмущения.

Остается только надеяться, что когда-нибудь в Новосибирске начнутся регулярные полеты компаний с мировым именем и соответствующим сервисом.

Инна Лысенко, управляющий партнер InMar Relations

— Думаю, у нас с Еленой Михайловой, которая высказывалась недавно на страницах «КС» о сервисе S7, разные критерии выбора авиакомпании. С некоторых пор для меня в последнюю очередь важно питание на борту. Возможно, я просто не жду чего-то волшебного от бортового питания. Практически у всех российских авиакомпаний в этом смысле все одинаково, хотя в бизнесе того же S7, на мой взгляд, оно вполне сносное. Я не питаю иллюзий и не сравниваю наши авиакомпании с западными. Хотя летаю довольно много, и часто наши авиакомпании не проигрывают иностранным, если мы не берем в расчет «мировых монстров».

Для меня при выборе авиакомпании гораздо важнее своевременность и регулярность полетов, а также наличие адекватных международных партнеров по альянсу. Потому что важно прилететь вовремя на запланированную встречу или к стыковочному международному рейсу. И это приоритет. Какой при этом будет еда или насколько опрятна стюардесса, важно во вторую очередь. И здесь, объективно говоря, выигрывает S7. Эта авиакомпания чуть ли не единственная, у которой много рейсов из Новосибирска, а это значит, что, не улетев по какой-то причине на одном рейсе, есть реальный шанс улететь в тот же день через несколько часов на следующем. И, как показала история с летними туманами и смогом, S7 если и задерживала рейсы, то на час-два, тогда как некоторые авиакомпании, родом из столицы, более чем на полсуток.

У меня лично было два крайне неприятных прецедента с авиакомпанией «Трансаэро», после которых я больше не летаю этой авиакомпанией. Сначала благодаря тому, что они заменили тип воздушного судна и у них половина людей не вошла в самолет, моя сестра не попала на стыковочный рейс в Америку, который был с 12(!)-часовой стыковкой в Москве. «Трансаэро» при этом не сочло нужным решать проблему ранжирования пассажиров по принципу дальнейшей стыковки, замены билетов или компенсаций. Пассажиры того рейса судились с авиакомпанией. Насколько мне известно, замены воздушного судна у «Трансаэро» происходят время от времени, и часть пассажиров остаются «за бортом» до следующего рейса, через сутки. Потом мы летели из Киева с профессионального конкурса, и опять же «Трансаэро» перенесла рейс более чем на 20 часов из-за якобы непогоды в то время, когда летали все остальные авиакомпании. И мы снова не попали на стыковочный рейс. Кроме того, у нас сорвались важные встречи, запланированные в столице на день между рейсами.

Сервис «Аэрофлота» у меня тоже оставил не самое лучшее впечатление. Покупая билет на рейсы «Аэрофлота», можно оказаться на рейсе, выполняемом «Аэрофлот-Дон», на старых самолетах. А программа «Аэрофлот-бонус» — это, на мой взгляд, программа антилояльности. В итоге я отказалась от полетов с «Аэрофлотом» и SkyTeam в пользу того же S7 и партнеров по альянсу One World.

Редакция «КС» всегда готова способствовать построению диалога между поставщиками услуг и их квалифицированными и требовательными потребителями из деловой среды. Если вы хотите поделиться плюсами и минусами того или иного авиаперевозчика, пишите по адресу: sorokina@sibpress.ru (Мария Сорокина).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ