Каждый день в корзине среднестатистического посетителя супермаркета оказывается свежее мясо. Резонно, что многие бизнесмены обращают внимание на данную нишу ритейла, однако далеко не всем удается построить в ней бизнес. Своей успешной «мясной» историей поделилась с «КС» НИНА СЕЛИЦКАЯ — представитель микробизнеса. В Омске она владеет мясной лавкой, а также точками по продаже свежего мяса и курятины на рынке.
Бизнес госпожа Селицкая ведет вместе с мужем с 2006 года. Решению создать свое дело предшествовало много факторов, среди которых основным оказалось полученное образование. Вместе с мужем она отучилась в сельхозтехникуме по специальности «ветфельдшер». «К сожалению, когда его закончили, осознали, что специалисты в данной области никому не нужны, в 1997 году страна разваливалась на глазах. Единственным местом, куда мужа взяли, оказалась мясная лавка», — говорит Нина Селицкая.
Спустя два года грянул дефолт, и семья от безвыходности уехала жить в Израиль. Там муж Селицкой все время работал на заводах, специализирующихся на переработке мяса. Прожив в Израиле до 2006 года, они решили вернуться в Россию и заняться собственным бизнесом. Как и в большинстве случаев, идея своего дела появилась по простой причине — нужно было зарабатывать деньги. Стартовый капитал семейного бизнеса Селицких был совсем небольшим — около 100 тысяч рублей.
— Этих денег хватило, чтобы купить старый холодильник и арендовать небольшое помещение в торговом комплексе. В тот момент мы многого не понимали, к примеру, то, что в данный комплекс посетители практически не заходят. Из-за этого первые четыре месяца прибыли не было вообще ни копейки. Мы сами виноваты в этом, место было выбрано совершенно неверно, в нем не продавалось совершенно ничего из продовольствия: ни сахара, ни хлеба. Кто туда зайдет? — вспоминает Нина Селицкая.
— Начинающие бизнесмены столкнулись с множеством проблем, характерных именно для России: «Проблема Омска, да и, наверное, страны в целом, в том, что поставщик может подвести. В Израиле у нас такого никогда не было. Я могла в любой момент позвонить и заказать партию свежего мяса, причем с полной уверенностью, что оно будет именно свежим, и доставят его очень быстро. У нас все по-другому, проблемы подстерегают бизнесмена буквально на каждом шагу: от непонятной продукции до совершенно непредсказуемых сроков ее доставки. Поставщиков в Омске в принципе всего два — «Омский бекон» и «Компур». Кроме них, безусловно, есть фермеры, крестьяне, но этим мясом мы не торгуем. Получается, что расширять линейку поставщиков нет возможности — издалека везти скоропортящийся продукт не имеет смысла».
Еще одной не менее весомой проблемой стало налаживание взаимоотношений с Роспотребнадзором. Когда бизнесмены сняли помещение с пометкой «под мясную лавку», нужно было пройти все необходимые анализы, стоили они очень дорого. «Самое интересное, что когда мы это все сделали, заплатили, нам сообщили, что данное место под мясную лавку не подходит и здесь работать нельзя», — замечает Нина Владимировна.
Первую прибыль принес лишь пятый месяц работы. А у новой точки по продаже мяса стал складываться свой круг постоянных клиентов.
«Могу сказать, что это, в основном, взрослые люди в возрасте от 30 лет и пенсионеры. Мы торгуем только дорогим мясом, дешевого в ассортименте нет (свинина от 100 до 300 рублей за килограмм и говядина 100–400 рублей. — «КС»). Стоит отметить: то, что мы продаем за 400 рублей, не найти на рынке, только в супермаркете и только в отделе импортной говядины. Зимой обычно не хватает дешевого мяса, летом, в шашлычный сезон — дорогого. Под дешевым я имею в виду мясо для фарша, суповые наборы», — продолжает Нина Селицкая.
Постоянно нарастающая конкуренция в виде новых супермаркетов и «губернаторских» ярмарок дешевых товаров все время подстегивает бизнесменов к преобразованиям собственного дела. Оборотных средств, как правило, всегда не хватает, несмотря на то что на рекламу они не тратят вообще, ведь город маленький:
Нина Селицкая полагает, что в сравнении с другими видами, мясным бизнесом заниматься невыгодно и очень трудно. Во-первых, мясо — это скоропортящийся товар. Во-вторых, получая полтуши, как сырье, ты должен достаточно быстро переработать ее в красивый, качественный, востребованный товар, ведь торгуют Селицкие только охлажденным мясом. Это не бакалея, не овощи, не молоко, которое можно продать покупателю в том же виде, как и получил. Чтобы твой товар купили, ты должен хорошенько поработать над полученным сырьем. Да и в плане заработка нет преимущества, так как и инвестиции, по сравнению с иными отраслями продаж, требуются гораздо в больших объемах. Но когда ты любишь свою работу, готов и вкладывать, и рисковать, отмечает бизнесвумен.
Утверждать, что бизнес помог Селицким разбогатеть, будет не совсем верно. Побывать в отпуске за шесть лет ведения своего дела им удалось всего один раз, да и то на Алтае. «Тем не менее, учитывая, что на сегодняшний день наш готовый бизнес стоит около 1,5 миллиона, а начинался со 100 тысяч, можно сделать вывод, что мы растем», — говорит Селицкая.
По ее словам, посчитать сумму вложенных в дело средств невозможно. Потому как это не только работа, но и любимое дело. Туда вкладывается все, что можно вложить, при каждой возможности. К примеру, «оплатив новые итальянские ножи, понимаешь, что хочешь новые баннеры на стены, повесив баннеры, замечаешь, что ценники им не в тон, а поменяв ценники, выясняется, что срочно нужен капитальный ремонт мясорубки. И так можно продолжать бесконечно».
Программ по поддержке малого предпринимательства в Омске практически нет, а в имеющемся бизнес-инкубаторе ставки по кредитам немногим отличаются от банковских — на 0,5%.
Про свой опыт кредитования Нина Селицкая рассказывает следующее: «Банков мы сменили очень много, никто не соглашался с нами сотрудничать. По рекомендации знакомых вышли на банк Интеза. К тому же это был единственный банк, который согласился со мной разговаривать. Кроме него обращались, конечно, и в другие банки, но они просили слишком большой процент по потребительскому кредиту. В Интезе мы постоянно теперь кредитуемся и планируем делать это и дальше. У нас не возникает проблем в сотрудничестве, а это дорогого стоит».
Развивать бизнес в области госпожа Селицкая не планирует — люди, по ее словам, там живут очень бедно и скромно. Основное платежеспособное население сосредоточено непосредственно в городе Омске.
Напоследок корреспондент «КС» поинтересовался, что необходимо бизнесменам для того, чтобы их собственное дело росло и развивалось. «До сих пор мы не видели ни одной программы по коммерческой ипотеке. Возможно, они и есть, но для нашего уровня я не встречала ни одного реального предложения. Хотелось бы свое помещение, в котором можно оборудовать цех», — резюмирует госпожа Селицкая.