MBA: дань моде или критерий образованности?

Присутствие в резюме строчки о наличии диплома мастера бизнес-администрирования (MBA) призвано дать соискателю некий осязаемый бонус при приеме на работу. Однако с учетом сформировавшейся моды на MBA, а также того, что для получения такого диплома уже совсем не обязательно ехать за границу, роль этого образования за последние годы перестала быть основополагающей. В какой степени при подборе кадров для «топовых» позиций сибирские компании обращают внимание на наличие или отсутствие у человека диплома MBA, и насколько этот диплом помогает вести бизнес, выяснял корреспондент «КС» АЛЕКСАНДР МЕСАРКИШВИЛИ.

В целом российские и сибирские бизнесмены предъявляют достаточно высокий интерес к программам MBA. За последние пять лет спрос на них вырос более, чем на 50%. Участники рынка отмечают, что за рубежом уровень личного дохода специалиста с дипломом значительно выше, чем без, ведь даже рейтинг школ МВА составляется с учетом такого критерия, как средний доход его выпускников. В России же ситуация обстоит иначе. По словам генерального директора «ИНТАЛЕВ-Сибирь» Марины Гуляевой, 7–10 лет назад в регионе было немного выпускников MBA, и они напоминали членов какой-то «тайной организации»: о них говорили в превосходной степени, а уровень их зарплат «зашкаливал». Но сейчас время, когда работодатель готов был платить за голову потенциального сотрудника выше среднего на основании наличия у того диплома, пройденных курсов обучения или еще каких-то «подтверждающих документов», прошло. Наступило четкое понимание, что важны знания и навыки, полученные на практике, а не закрепленные на бумаге. Тем самым, по словам участников рынка, работодатель сегодня смотрит в первую очередь на графу «Опыт работы», а уже потом — на «Образование». «Общаясь с большим количеством топ-менеджеров, точно могу сказать, что встречаются те, кто закончил и MBA, и много чего еще, но все это создает лишь видимость реальных знаний о бизнесе В противовес им встречаются специалисты высокого уровня, не имеющие коллекции дипломов, но их знания и навыки очевидны. Посмотрите сами на сильных мира сего, на успешных бизнесменов нашей современности, нет у них этих дипломов», — уверяет Марина Гуляева.

Она также рассказывает, что еще до создания собственного бизнеса работала в одной крупной компании наемным сотрудником, и ее руководитель на тот момент проходил обучение MBA. «Мне, недавно закончившему НГТУ специалисту, было странно видеть, насколько элементарные задачи он решал в ряде сессий. Хорошие сибирские вузы дают систематизированные знания об управлении и дадут фору лучше, чем любые MBA. Однако качественных вузов осталось совсем мало, а многим топам частенько не хватает именно системности в управлении. Большинство нынешних руководителей вообще самоучки, получавшие высшее образование еще в СССР, так что им и MBA будет полезно», — говорит Гуляева.

В свою очередь, рассуждая о ценности дипломов MBA, региональный директор Сибирского региона компании «Вымпелком» Роман Шульгинов отмечает, что, к сожалению, в свое время прохождение этих программ стало данью моде (у самого Романа Шульгинова степени MBA нет. — «КС»). «Многие не задумывались о цели такого образования, стремясь получить степень ради «красивой» строчки в резюме. Однако номинальное обладание степенью МВА само по себе ценности не несет и не добавляет управленческих навыков получившему ее менеджеру. И надо сказать, специалистов, получающих диплом ради диплома, видно сразу. С другой стороны, при прохождении обучения в целях развития стратегического мышления и обмена опытом, управленец добивается желанного эффекта, тем самым значительно повышая уровень своих компетенций», — резюмирует Роман Шульгинов.

Желанный сертификат

Во всех опрошенных «КС» компаниях различных отраслей экономики отметили, что наличие диплома MBA не является для них обязательной строчкой в резюме кандидата, претендующего на руководящую позицию.

«Мы не ставим наличие MBA во главу угла. Оно может сыграть роль только при прочих равных условиях. Основное внимание мы уделяем опыту топ-менеджера», — поясняет региональный директор по персоналу холдинга «Российские мясопродукты» Ирина Дзядукова. Тем самым при приеме на работу в сибирские компании наличие степени МВА не является конкурентным преимуществом кандидата, так же как ее отсутствие не является причиной для отказа при подборе.

«Безусловно, любое дополнительное образование — это хорошо, поскольку оно свидетельствует о том, что человек готов постоянно развиваться, инвестировать в это собственные время и деньги. Однако наличие или отсутствие диплома MBA при приеме на работу у нас не является определяющим», — поясняет директор по персоналу макрорегиона «Сибирь» компании Tele2 Яна Мартьянова. С такой позицией солидарны и в «Билайне». «Безусловно, самообразование должно играть доминирующую роль в профессиональном развитии каждого человека. Люди, которые только готовятся занять управленческую позицию, понимают, что обучение — обязательный элемент развития, и поэтому целенаправленно получают, в частности, степень MBA», — рассуждает Роман Шульгинов.

Тем самым доля сотрудников, получивших дипломы MBA, пока составляет небольшую долю от общего количества сотрудников сибирских компаний. Стоит отметить, что в каких-то отраслях наличие диплома MBA вообще является редкостью. Примерами таких сфер могут служить дорожное строительство, авторитейл или системная интеграция. В компании Softline, являющейся крупнейшим игроком на рынке продажи программного обеспечения, отмечают, что среди их сотрудников людей с дипломом MBA вообще нет. Вместе с тем, несмотря на это, многие топ-менеджеры желают видеть у своих подчиненных дипломы MBA. К примеру, финансовый директор «Tele2 Сибирь» Жанна Панарат в интервью «КС» ранее отмечала, что иметь диплом MBA очень желательно для финансового директора.

«На мой взгляд, программы МВА вносят в классическое образование элемент современности, дают знания о новых управленческих технологиях. Получая такое образование, менеджер приобретает возможность пообщаться с руководителями равного статуса, но из других отраслей, наладить обмен знаниями, поделиться опытом решения схожих проблем и установить контакты для дальнейшего сотрудничества», — считает директор Барнаульского филиала ОАО «ВымпелКом» Андрей Лапиков.

Зарубежный или отечественный диплом

Стоит отметить, что у желающих получить диплом MBA существуют самые разные возможности. Так, на сегодняшний день, в Новосибирске официально предлагается как минимум два аккредитованных курса MBA — программы Международного института менеджмента ЛИНК в Новосибирской Открытой Школе Бизнеса, а также в Центре дополнительного образования НГУ и в Международной бизнес-школе Новосибирского государственного университета экономики и управления. Цены варьируются от 140 до 210 тыс. руб. за курс обучения. Альтернативой может выступать получение степени MBA в Москве как в Академии народного хозяйства (стоимость 604 тыс. руб. за курс обучения), так и, к примеру, в Сколково (стоимость 45 тыс. евро, что в рублях составляет 1,78 млн руб. за курс обучения). Столичный MBA, как видите, обойдется в большую сумму, но в отдельных компаниях он может котироваться больше, чем местный. Наконец, самым беспроигрышным вариантом является получение MBA за рубежом (диапазон стоимости 40–80 тыс. евро за курс обучения), что дает обучаемому больше возможностей для расширения своего кругозора и подходов к ведению бизнеса.

Мнения кадровиков относительно того, имеется ли разница между дипломами MBA, полученными в России или за рубежом, расходятся. Большинство опрошенных «КС» компаний не придают большого значения месту получения диплома. Так, в 2ГИСе отмечают, что «марка» диплома иногда совсем не влияет на эффективность руководителя.

В свою очередь в Softline признаются, что, скорее всего, обратят внимание на бизнес-школу, в которой потенциальный сотрудник получил диплом, нежели на страну. Свою позицию в компании мотивируют тем, что степень MBA можно получить в университете ЮАР, и это будет «зарубежным образованием», а можно в Высшей школе бизнеса МГУ.

«Разница МВА в России и на Западе огромна. Плюсами западного образования являются уровень и опыт, более жесткие условия отбора будущих выпускников. В свою очередь в пользу отечественных дипломов играет привязка к российским реалиям, а не чужие, западные бизнес-модели и примеры», — поясняет Марина Гуляева.

Еще более категоричной позиции придерживаются в Tele2. «Без сомнения, лучшая школа MBA — за рубежом, в Европе и Америке, на развитых рынках. Также все больший интерес сейчас проявляется в этом направлении к странам Азии (Индия, Китай), где экономика находится на подъеме, следовательно, сложились успешные бизнес-практики. В российских городах, где порой сам бизнес недостаточно развит, диплом МВА часто может быть лишь бумажкой, нет ни адекватных преподавателей-практиков, ни, как следствие, интересных кейсов, которые могли бы продемонстрировать успешность того или иного инструмента. А изучать бизнес в теории невозможно. Исключение из российских реалий, как это часто бывает, составляют столичные города (Москва, Питер), где уже сложились хорошие школы бизнеса», — считает Яна Мартьянова.

Финансирование MBA

Некоторые компании даже специально готовы обучать своих сотрудников MBA. Так, директор компании «Обувь России» Антон Титов еще несколько лет назад отмечал, что его цель — обучить весь управленческий персонал компании. Согласно разработанной «Обувью России» еще в 2007 году программе, не только топ-менеджеры и руководители отделов, но и сотрудники региональных офисов «Обувь России» должны были учиться в Open British University. Все это делалось с осознанием важности того, чтобы сотрудники говорили на одном языке. «Наша задача — научить менеджеров работать в единой команде, понимать друг друга, уметь планировать работу и делегировать полномочия», — пояснял ранее Антон Титов.

По словам представителей «Обуви России», они продолжают финансировать обучение руководителей по программе MBA. Кроме того, компания вкладывает средства в обучение персонала розницы и управляющих магазинами. Инвестиции в обучение окупают себя, что подтверждают результаты работы компании и успешно реализованные проекты, такие как «Обувь в рассрочку», «Размещение облигаций», «Развитие новых брендов» и т. п.

«Наши сотрудники проходят обучение в бизнес-школе ЛИНК Открытого университета Великобритании. Курс MBA в этой бизнес-школе построен на решении реальных задач, с которыми менеджер сталкивается в ежедневной деятельности в компании, и сочетает в себе дистанционное образование и тренинги. По сути, курс МВА становится для руководителей дополнительным высшим образованием», — поясняет директор по персоналу группы компаний «Обувь России» Светлана Белова. Она рассказывает, что программа МВА, по которой обучаются сотрудники компании, многоступенчатая, поэтому по окончании разных ступеней выдаются различные документы: на первой — это сертификат, на второй — диплом и т. д. Все эти документы, поскольку они выдаются европейским вузом, признаны на международном уровне. Также обучающиеся могут получать документ о переподготовке государственного образца, и в конечном итоге человек, закончивший программу МВА, получает диплом о втором высшем образовании. При этом топ-менеджеры компании обязательно проходят обучение по программе MBA, а руководители основных направлений имеют как минимум профессиональные сертификаты менеджера, что помогает им выстраивать работу отделов более эффективно. Также это помогает топ-менеджерам работать над совместными проектами, так как они общаются на одном и том же профессиональном языке.

Вкладывается в обучение сотрудников и Tele2. По словам Яны Мартьяновой, в этом году для всех своих региональных управляющих и коммерческих директоров запустила программу мини-MBA на базе Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», где сотрудники компании могли не только получить знания в области современного менеджмента, но и ознакомиться с успешными практиками ведущих компаний, реализовать собственные проекты, актуальные для рыночной ситуации того региона, в котором они работают. Часть из них будет реализована на практике. При этом в целом в Tele2 отмечают, что доля сотрудников, получивших дипломы MBA, от общего количества сотрудников компании не очень большая. «Логично, что в основном это топ-менеджмент компании, однако тенденция такова, что молодые управленцы (30–35 лет) стремятся самостоятельно получить дипломы МВА или Президентской программы, считая это достойной инвестицией в свое развитие», — поясняет Яна Мартьянова.

Другие компании придерживаются более сдержанного подхода к финансированию обучения персонала по программам MBA. «Если сотрудник считает, что для более эффективной работы в компании ему нужна степень МВА, мы не против, а даже за», — поясняет директор по персоналу 2ГИС Елена Космынцева. По ее словам, в настоящее время компания финансирует обучение МВА для некоторых топ-менеджеров компании.

Директор по развитию бизнеса в регионе Западная Сибирь компании Softline Павел Баруткин также поясняет, что у него в компании имеется некоторая практика финансирования получения дипломов MBA, но это скорее исключительные случаи, так как обычно нет необходимости: сотрудники проходят обучение в Корпоративном университете компании, кроме того, им оплачиваются различные тренинги, курсы, обучение руководителей по Президентской программе.

В противовес такой позиции Андрей Лапиков вообще считает, что управленец должен сам стремиться повышать свою стоимость на рынке, в том числе через повышение уровня образования. Однако возможность финансирования образования может быть хорошим инструментом для поддержания лояльности сотрудника, и именно поэтому компании есть смысл на это идти. «Что касается оплаты работодателем курсов MBA своим сотрудникам, то, на мой взгляд, любое полезное обучение — это плюс. Как говорится, лучше обучить сотрудника, даже если он уйдет из компании, чем не обучить и он останется. Но я сама предпочитаю узкое специализированное обучение профильных специалистов общим курсам типа MBA», — отмечает Марина Гуляева.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Дмитрий Пингасов, председатель совета директоров «Новосибирскавтодор»:

— Я получал степень MBA в НГУ. Качеством MBA-образования я остался доволен. Получение диплома позволило мне структурировать накопленные знания, а также познакомиться с интересными людьми. Если говорить о нашей компании, то фактор наличия или отсутствия у человека диплома MBA не важен для нас при приеме человека на работу.

Максим Ноготков, основатель и президент ГК «Связной»:

— У меня у самого нет диплома о высшем образовании, поэтому отношение к институту высшего и дополнительного образования достаточно смешанное. В целом я считаю, что законченное обучение по MBA полезно для менеджеров. Я сам получил MBA, и мне это сильно помогло. Что касается базового образования, то поступление на бюджетное отделение в сильные московские и региональные вузы, на мой взгляд, — это некий знак качества, пройденный тест на IQ, доказательство возможности человека логически мыслить. А уж окончил он вуз или не окончил — для меня вопрос второстепенный.

Ильгиз Азизов, директор по корпоративному бизнесу Сибирского региона ОАО «ВымпелКом»:

— Я проходил обучение по направлению «Информационный менеджмент» (MBA CIO), при этом специфических знаний в области ИТ нам особо и не давали. В основу обучения было положено получение навыков в управлении проектами, ресурсами, бюджетами как с позиции заказчика, так и с позиции исполнителя.

Сама по себе программа МВА в большей степени ориентирована скорее на систематизацию знаний и опыта, полученного в ходе определенного жизненного цикла, нежели на получение основ образования, которые закладываются в начальных и высших школах. В этом, пожалуй, и кроется ключевая роль МВА.Что касается целесообразности и эффективности такого обучения, то это довольно неоднозначный вопрос. На мой взгляд, все знания и опыт, которые получают обучаемые в процессе курса, используются лишь на 30–40%. Поэтому финансировать такое обучение крупным компаниям необходимо таргетированно, ориентируясь на тех сотрудников, которые уже обладают опытом управления и которым необходимо постичь новые знания для более успешного и эффективного управления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ