Шашечки или ехать

Красноярские перевозчики просят существенно повысить стоимость проезда — только такая мера, утверждают они, позволит прекратить череду банкротств транспортных компаний города. Эксперты подтверждают низкую рентабельность данного бизнеса, однако власти в ближайшее время рассматривать этот вопрос не планируют.

Ассоциация пассажирских перевозчиков Красноярска направила в правительство края письмо с просьбой повысить стоимость проезда в общественном транспорте с 13 до 18 рублей, то есть примерно на 40%.

Предприниматели обратили внимание, что последний раз повышение цен произошло в декабре 2010 года (с 11 до 13 рублей), после чего участники рынка неоднократно пытались добиться повышения тарифа, но постоянно получали отказ. В результате им приходится работать «за гранью рентабельности».

Как рассказал председатель ассоциации Михаил Омышев, по этой причине за последнее время в городе разорились 12 транспортных компаний, в настоящее время их на рынке осталось около 50. А дальнейшее сдерживание «просто приведет к новым банкротствам перевозчиков». Ситуация обостряется необходимостью подготовки к зиме — нужно закупить специальное топливо, резину, что потребует дополнительных средств.

«Проблема в том, что многие по требованию властей купили в кредит новые автобусы, у каждого теперь по 10–20 миллионов рублей долгов, их нечем отдавать, вот и банкротятся. Если тариф не повысить, то стопроцентно, что к зиме будут новые банкротства», — утверждает он.

Кроме того, в отрасли обозначилась и кадровая проблема, уверяет Омышев.

«Все это время шла инфляция, а мы даже не можем поднять зарплату нашим экипажам. Водителям сейчас приходится работать в полторы смены, это, по сути, нарушение закона, потому что смены должно быть две. А в итоге водитель получает те же 30 тысяч рублей, что и любой молодой человек, который просто бумажки в офисе перекладывает. Люди просто бегут с предприятий из-за этого», — добавил он.

В свою очередь, региональное министерство транспорта заявило, что пока не видит оснований к повышению стоимости проезда. По словам министра Сергея Еремина, в настоящее время краевые власти дорабатывают новую методику расчета тарифов, которая должна быть представлена на согласование в сентябре. «Если будет принята правительством данная методика, то только после этого возможно будет подойти к вопросу расчета тарифов. В связи с тем, что актуализированной методики в настоящее время нет, говорить о пересмотре тарифов пока не представляется возможным», — отметил он.

Депутат Городского совета Красноярска Андрей Селезнев считает вопрос о поднятии тарифа несвоевременным. «В Горсовет они со своим ходатайством не обращались, потому судить о правильности их аргументов я не могу. Однако считаю, что если бизнесу не выгодно заниматься данным видом деятельности, то это не значит, что проблему необходимо решать за счет бюджета или потребителей. Муниципальный транспорт, который действует у нас, вполне мог бы справиться с задачей перевозок, если вдруг предприниматели захотят уходить с рынка», — отметил он, однако признал, что такой транспорт сейчас не окупает себя и дотируется из городского бюджета.

В свою очередь руководитель Красноярского представительства компании «Финам» Элвис Марламов подтвердил невысокую привлекательность такого бизнеса. «Единственный известный пример, когда серьезные компании вкладывались в городские пассажирские перевозки, — это Уральская горно-металлургическая компания, инвестировавшая свободные средства в московский «Аэроэкспресс». Понятно, что это пример, далекий от сибирских реалий. У нас же из всех случаев, с которыми мне приходилось сталкиваться, никто из перевозчиков больших прибылей не сделал», — рассказал он.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ