Сибирские художники — гастроли на Неве

Этим летом работы новосибирских художников отправились на берега Невы — с 29 июня по 10 августа в Санкт-Петербурге проходит выставка под названием «Художественное хозяйство — современное искусство Новосибирска». Проект реализован санкт-петербургским Музеем современного искусства Эрарта в сотрудничестве с новосибирским Фондом поддержки современного искусства «Сибирь».

«Художественное хозяйство» продолжает серию выставок, осуществляемых в рамках проекта «Россия в Эрарте». Проект стартовал в 2011 году, и данная выставка — третья по счету. Первая представляла Самару, вторая — Пермь. Выставки призваны продемонстрировать, что на территории России, в ее разных регионах работают талантливые художники, творчество которых заслуживает того, чтобы получить признание и известность», — рассказывает директор Музея современного искусства Эрарта Михаил Овчинников.

Интерес столичной галереи к региональному искусству, безусловно, радует. Тем более приятно, что кураторами выставки стали Владимир Назанский и Вячеслав Мизин — новосибирские культуртрегеры, один из которых уже давно и прочно обосновался в Санкт-Петербурге, а второй стал признанным авторитетом в сфере актуального искусства в составе арт-группы «Синие носы». Экспозиция задумана кураторами по принципу ВДНХ — «что есть в печи, все на стол мечи».

«Данная выставка хотя и стремится в рамках заданного формата показать все интересное на сегодняшний день и в живописи, и в актуальном искусстве, но, разумеется, не охватывает всего спектра и всех интересных художников в силу невозможности этой задачи. В то же время хочется надеяться, что выставка дает определенное представление о художественной жизни города и ее героях», — считает Владимир Назанский. В результате такого подхода на двух этажах музея Эрарта и в выставочном каталоге мирно уживаются две одинаково интересные части: современное искусство (живопись, графика, скульптура) и контемпорари арт (видео, фото, паблик-арт). Такое разделение, вероятно, поможет зрителям лишний раз почувствовать тонкую разницу между этими двумя категориями.

Современное искусство в Петербурге представляют такие известные сибирские художники, как Михаил Казаковцев, Александр Шуриц, Владимир Фатеев, Тамара Грицюк, Лена Бертолло, Данила Меньшиков, Сергей Мосиенко, Елена Честных и другие. Жизни, творчеству и самоидентификации новосибирских художников посвящен входящий в выставку проект Михаила Казаковцева «Степень значимости», объединяющий фото- и видеоматериалы, посвященные новосибирским «художникам на Советской».

Речь идет о существующей с 1972 года мастерской, в свое время объединившей под своей крышей лучшие силы новосибирского художественного цеха во главе с легендарным Николаем Грицюком. Мастерские в доме на улице Советской и сегодня остаются особым творческим пространством, а сами художники считают, что значимость этого феномена для культурной жизни города не уступает, например, значению оперного театра. Для зрителей выставки такая подача живописного материала делает восприятие представленных работ более цельным и объемным.

В разделе контемпорари — «Синие носы» Вячеслава Мизина и Александра Шабурова, Дмитрий Булыгин, Артем Лоскутов, Константин Скотников и остальные приверженцы сибирского радикализма, тяп-ляп-арта, нового примитивизма и других течений. К счастью, в нашем городе актуальное искусство не брошено на произвол судьбы — его поддержкой и пропагандой вплотную занимается Центр современного искусства под руководством Анны Терешковой.

Кстати, Центр, который является структурным подразделением Новосибирского государственного краеведческого музея, успешно функционирует благодаря финансовым вливаниям Фонда поддержки современного искусства. «В сущности, появление Фонда стало институциональной фиксацией изменений, уже произошедших в художественной жизни, и утверждением вектора постживописного искусства», — отмечает координатор выставки Сергей Самойленко.

О значении выставки для «КС» рассказали художники — ее участники

Александр Шуриц:

— Выставки — это святое дело, потому что если не выставляться, то публика забывает художника мгновенно. Стоит полгода не появляться, как начинают спрашивать: «Где можно увидеть ваши работы?». Если выпасть на год-два, то тебя уже как бы и нет. В Новосибирске выставки проходят несколько раз в год, выездные выставки случаются реже. Отправлять работы за рубеж довольно дорого: нужно скатать картины в рулон, упаковать, организовать перевозку и так далее. К тому же в связи с кризисом европейцы трясутся над каждым евро, и сегодня конъюнктура в России даже лучше. Особых коммерческих результатов от выставки в Эрарте мы не ждем, но очень приятно, что хорошая компания новосибирских художников выставилась в Питере, в хорошем музее современного искусства. У кого-то кураторы отобрали по одной-две работы, у кого-то больше — в целом мы достойно представляем город. Насколько я знаю, у выставки было замечательное открытие. После Санкт-Петербурга экспозиция или ее часть, скорее всего, отправится в Нижний Новгород.

Сергей Гребенников:

— Мои графические работы выполнены в стиле абстракционизма, это чисто формальные поиски, углубленная работа с фактурами, эксперименты с различными техниками. В Новосибирске такое искусство сегодня не слишком популярно, хотя на Западе уже давно стало привычным и востребованным, в том числе для частных интерьеров. Для участия в выставке я предложил кураторам несколько работ на свой вкус.

Владимир Авдеев:

— В Эрарту поехало три моих живописных работы, но в экспозицию вошла только одна, самая спокойная. Агрессивность двух других отпугнула устроителей выставки. Еще в 90-е годы я определил свой стиль как метафорический реализм, в основе которого лежит метафора, формирующая изобразительный конфликт. В свое время известный сюрреалист Джорджо Де Кирико сказал: «Истина — это то, что можно увидеть с закрытыми глазами». Скульптор видит скульптуру, живописец — картину, я закрытыми глазами вижу театральную декорацию, в которой сталкиваются, совмещаются и перетекают друг в друга пространство и фактуры. Живопись для меня — способ зафиксировать этот замысел. Жалею, что нет возможности воплотить в объеме все, что задумал. От постройки декораций получаю необычайное удовольствие и деньги.

Владимир Фатеев:

— Для новосибирских художников это прекрасная возможность представить свои работы в хорошем музее, рассказать о себе питерским коллегам и зрителям. Эрарта — крупная частная галерея современного искусства, расположенная в красивом здании на Васильевском острове. Мне уже приходилось здесь выставляться, несколько моих работ приобретены в фонд музея. Володя Назанский, отбиравший работы для выставки, считает, что сегодня в Новосибирске довольно интересная художественная ситуация. Хотя, конечно, о большом стиле говорить не приходится: художники не любят бежать в одну сторону, и настоящей культурной столицей мы пока не стали. Если говорить о театре, то сегодня верх взяли директора, с которыми напрямую заключает контракт Министерство культуры. Механизм изменился, главные режиссеры и главные художники перестали быть главными, многие постановки делаются в расчете на эпатаж, к тому же приглашенные режиссеры обычно привозят с собой свою постановочную группу. Из новосибирских режиссеров я с удовольствием продолжаю сотрудничество с Сергеем Афанасьевым — мне близка его независимая авторская позиция. Живопись сегодня более востребована, много времени я отдаю педагогике.

Михаил Казаковцев:

— Год назад я завершил свой проект, посвященный «художникам на Советской», в который входят 50-минутный документальный фильм, фотографии столов художников и фотопортреты самих художников. Каждый стол — застывший момент жизни и одновременно самостоятельный графический объект. Ситуация, когда художники объединены одним помещением, почти уникальна. Для нас это и коммунальная квартира, и особая общность: год за годом мы работаем рядом, обмениваемся идеями, дружим и соперничаем, сообща решаем бытовые вопросы. Когда несколько лет назад возникла угроза приватизации помещения, у меня родилась идея увековечить мгновение, сохранить в памяти особую атмосферу мастерских. Так появился этот фильм, в который вошли документальные кадры прошлых лет и мои съемки. В результате мастерские уцелели, художники продолжают работать, и появился проект, который впервые был выставлен в нашем Центре современного искусства, потом побывал в Красноярске, теперь отправился в Санкт-Петербург. И пусть плывет по жизни этот корабль художников!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ