Алексей Круковский: «Основа для развития — создание конкурентной среды»

Генеральный директор компании «Сибакадемстрой» Алексей Круковский — бизнесмен новой формации. В его планах перенести все лучшее из европейского опыта в сегмент жилищного строительства. Причем даже жилье экономсегмента он снабжает новыми энергосберегающими технологиями и другими новациями, о которых некоторые его коллеги по цеху даже не знают. Круковский говорит, что на Западе как раз все это давно работает, поэтому должно присутствовать и у нас. Что еще необходимо привнести в компанию «Сибакадемстрой» и почему строительный сектор сам виноват в потере доверия инвесторов, господин КРУКОВСКИЙ рассказал корреспонденту «КС» ВИКТОРИИ АНТОНОВОЙ.

О роли имиджа

Предваряя первый вопрос от корреспондента «КС», господин Круковский решил высказаться о своем отношении к СМИ.

— Прежде чем вы начнете задавать вопросы, хотел бы отметить, что мы всегда с трепетом относимся к общению со средствами массовой информации. По моему убеждению, это сфера, которой только отважные люди могут заниматься. Демократия в нашей стране пока только формируется, поэтому пресса всегда под ударом. А для нас слово прессы важно, потому что специфика нашего рынка (новостроек) — связана с долевым участием людей в строительстве. Наши люди покупают то, чего нет, и им очень важен элемент доверия. Конечно, сегодня существуют механизмы контроля над отраслью, но они не железные.

Когда человек покупает новостройку, то перестает спать спокойно, он теряет аппетит до тех пор, пока не получит свою квартиру. Поэтому нам важен публичный фон, мы считаем, что рассказывать о том, что мы делаем, очень важно для наших покупателей. В бизнесе мы придерживаемся принципа добросовестности. Мы отталкиваемся от существующих правил делового оборота и в полной мере соблюдаем требования законодательства. Наша идея очень простая — не обманывать людей. Если мы обещаем построить объект, то стремимся выполнить все в срок. Мы строим компанию, которая отвечает за свои слова, и это нормально. На других рынках это является аксиомой, на жилищном рынке это не всегда так. Нам очень важно правильно общаться со своей аудиторией, и в этом плане мы видим, что СМИ могут стать для нас помощниками.

— Мы рады такому пониманию проблемы с вашей стороны. Хотелось бы также затронуть тему доверия обычных людей к строителям. Застройщики сегодня говорят: деньги у населения есть, но нет доверия к отрасли. Видимо, как обычно, именно лидирующие компании в итоге вернут доверие к отрасли. Остальные придут на готовенькое…

— Я согласен с вашей оценкой. Роль лидера в этом и состоит — он формирует рынок, стандарты, выращивает лучшие кадры. Лидеры формируют истории успеха, которые потом становятся примером для подражания.

В целом же строители сами виноваты в том, что доверие к отрасли было в какой-то момент утрачено. Соблазн очень велик — ты еще не построил дом, а деньги тебе люди уже несут. Болезнь очень многих руководителей состоит в том, чтобы взять и изъять из проекта на ранних этапах незаработанную прибыль, построить еще один дом, или скважину, или гостиницу. Мы видели много примеров нецелевого использования средств. На этапе котлована изымаются незаработанные доходы, но вдруг что-то случилось — упала выручка, возросла себестоимость и т. п., и ты заработал в конце не те деньги, которые ты планировал вначале, а чуть меньше, но деньги-то ты уже потратил. Соответственно, нужно доложить из кармана, но это не всегда возможно. Именно проблема преждевременного изъятия выручки на фоне легкой возможности привлечения денег от населения и банков на первом этапе строительства — соблазн, который многих в отрасли сгубил и продолжает губить. Поэтому если ты таким образом ведешь хозяйство, то конец всегда будет одинаковый. Когда он придет — это вопрос времени.

— Но какие-то позитивные изменения вы наблюдаете?

— К сожалению, у строительного сектора неприглядная репутация, хотя в последнее время многое стало меняться. Сегодня мы видим в отрасли становление крупных компаний — примеры построения вертикальной интеграции. Мое убеждение состоит в том, что в целом изменение имиджа всего сектора должно начаться с рассказа об этих компаниях. И внимание муниципалитетов должно быть приковано к таким игрокам, и их надо поддерживать. Важно, чтобы у нас в городе формировались компании с планами на 5–7 лет, имеющие крупные инвестиционные бюджеты, встроенные в муниципальные планы развития городских территорий. Существующий жилой фонд стареет, поэтому мы должны строить больше нового жилья, инфраструктуры. Высокие темпы строительства можно обеспечить, либо осуществляя интенсивную реновацию застроенных территорий, либо вовлекая новые свободные территории в застройку на принципах комплексного освоения. Город сегодня исчерпал или почти исчерпал резервы точечной застройки, а осваивать большие территории могут только крупные компании. Им необходимы разумная протекционистская политика со стороны местной власти, бюджетное плечо. У нас ведь зачастую смотрят на бюджет как на источник трат. Вот должен прийти губернатор или мэр, истратить какое-то количество бюджетных средств и решить все проблемы. Бюджетными деньгами мы не решим все проблемы. Задача бюджета как драйвера — вложить рубль, чтобы на него получить 10 рублей частных инвестиций или 100. Поэтому бюджет должен быть рычагом создания условий, для того чтобы в отрасль приходили лидеры — крупные компании с долгосрочными инвестиционными планами. Бюджет не в состоянии решить все проблемы, но может стать плечом для привлечения дополнительных средств.

— Чего в Новосибирске не хватает для того, чтобы муниципалитет выполнял такие функции?

— В посткризисное время мы можем наблюдать то, что муниципалитет интенсифицирует свою политику в этом направлении, и мне бы хотелось, чтобы заявленная политика и первые шаги были последовательны. Эффект от этого будет долгосрочным, когда все планы станут реализовываться на протяжении нескольких лет.

— То есть на уровне декларации это вас устраивает?

— Да, сегодня мы видим очень четкую и внятную политику городских властей в отношении развития муниципального образования. Нам бы хотелось пожелать этой команде терпения и последовательности в своих действиях.

— Вы можете сопоставить знания условий взаимодействия с муниципалитетами в разных регионах. Где можно найти хорошие примеры?

— Я бы привел федеральный пример — это Калуга. У ребят есть стратегия, которую они планомерно в течение уже многих лет последовательно реализуют. Они делают свою среду комфортной для ведения бизнеса. Туда приезжают предприниматели, крупные компании строят там заводы. Вокруг формируются вспомогательный сервис и услуги. Они расширяют налогооблагаемую базу, соответственно, появляется спрос на рабочие места. Туда также едут люди с соседних территорий, у которых нет работы, они там зарабатывают и тут же что-то тратят — регион получает доходы, и регион выигрывает. Этот пример самый яркий и опять же, по моей оценке, рецепт очень простой — последовательная реализация принятой политики. Чтобы сделать какое-то дело, нужны план, стратегия, программа. Если план хорош, то нужно набраться сил и его выполнить. К сожалению, реализация таких долгосрочных планов выходит за горизонты выборных сроков наших политиков, но это общая проблема.

Рабочие моменты

— Как вы делите сферу ответственности с исполнительным директором Михаилом Ансимовым? (Михаил — второе лицо в компании. — «КС»)

— Мы разделили свои полномочия следующим образом: на мне лежат стратегия компании, определение основных показателей деятельности, ключевые коммуникации, представительская функция, организация работы коллегиальных органов управления, ряд узкоотраслевых экспертных функций, где у меня есть многолетний опыт. В зоне ответственности Михаила — достижение этих самых ключевых показателей, отраслевые бюджеты Михаил сводит в единый консолидированный бюджет, и самое главное — он ведет оперативное управление компанией каждый день. Это наши кадры, подрядчики, поставщики, покупатели-дольщики, экономическая безопасность, кредитование и управление ликвидностью, пополнение портфеля проектов, планирование графиков текущих проектов, маркетинг и организация сбыта, налоговые органы и другие контролирующие инстанции. Ежечасно возникает много вопросов, которые надо решать. И Михаил эту задачу реализует хорошо. Вокруг нас с Михаилом консолидировалась отличная команда помощников и заместителей, которая нам помогает решать поставленные задачи.

— Стратегия развития у вашей компании долгосрочная?

— Да, это так. Мы приняли решение сконцентрировать фокус компетенции на сегменте жилищного строительства. Сегодня разрабатываем нашу долгосрочную стратегию развития. Я бы попросил Михаила рассказать о наших планах.

В разговор включается господин Ансимов.

Михаил Ансимов (исполнительный директор):

— Мы сформировали основу для хорошего портфеля проектов. Это земельные участки, пригодные для жилищного строительства. На основании этого базиса мы разработали свою стратегию развития. Наша цель — занять до 10% рынка новостроек экономкласса. Для достижения этого показателя потребуется много лет упорной работы. Если говорить более предметно, то основная задача, которая сегодня стоит перед нами, — планомерная реализация проекта «Европейский берег»: пять очередей строительства, более 250 тыс. кв. метров нового жилья плюс вся инфраструктура. Также в активной фазе начало строительства проекта на улице Миргородской, ряд новых проектов в центре города, связанных с реновацией застроенных территорий через снос ветхого жилья и вынос «промки». В планах — новые большие проекты на принципах комплексного освоения, например, поселок в Краснообске. Там у нас территория несколько десятков гектаров. Попутно мы усиливаем существующий земельный банк, смотрим много новых площадок, обсуждаем с мэрией приоритетные направления новых территорий под жилищную застройку.

Алексей Круковский продолжает:

— Мы ожидаем, что рынок строительства будет расти, и часть этого роста мы будем покрывать своей производственной программой, то есть мы хотим органично наращивать свое присутствие вместе с рынком и за счет структурных изменений на нем. А наша стратегия и инвестиционная политика позволяют уверенно смотреть в горизонт сроком не менее пяти-семи лет. Под эту стратегию у нас сегодня сформирован хороший портфель проектов. Мы полны оптимизма, что этот пул станет основой для реализации нашего плана и развития в долгосрочной перспективе.

— Многие застройщики рассказывают нам о проблемах с сетями. У вас такие проблемы есть?

— В моем опыте не было ни одной строительной площадки, на которой бы были решены вопросы с инженерными коммуникациями. Как правило, везде есть проблемы, но нет проблем нерешаемых. Структура наших городов устроена таким образом, что есть локальные территории, в которых нет возможности продавать ресурсы, но у нас есть очень много возможностей, например, применения малой, альтернативной энергетики, и как правило, решения всегда находятся. Однако зачастую это связано с дополнительными инвестициями. Но это нормальный процесс. В откровенно «белые пятна» мы не идем. По нашему объекту («Европейский берег» — «КС») мы все вопросы решали и решаем сами либо с помощью мэрии. Местные власти должны обеспечить возможность подключения к сетям, а мы должны за это заплатить. Мы готовы платить — дайте только эту возможность.

Взгляд в будущее

— Вы говорите, что хотите расти вместе с рынком и больше строить. А спрос на квартиры будет?

—В России сейчас строится жилья меньше, чем в СССР, поэтому возникает проблема старения жилищного фонда. Если этой проблемой не заниматься, то она может перейти в разряд катастрофических. Тем не менее многие предпосылки говорят о том, что спрос на новое жилье с годами будет увеличиваться. Во-первых, потому что растут доходы населения. Во-вторых, будет развиваться ипотека, потому что есть куда. Ведь у нас этот рынок только формируется. К примеру, средняя ставка в Америке по ипотеке сегодня около 4%, а в кризис она была 1,5–2%. В Европе средняя ставка — 4–5%. А наши ставки сегодня минимум 12–14%. Первые лица государства все это понимают и знают, что базовая потребность человека — это крыша над головой. При этом не надо ждать, что жилье подешевеет. В развитых странах оно становится доступным не за счет дешевизны, а за счет высокого уровня доходов населения.

— В ваших планах такого явления, как вторая волна кризиса, нет?

— Я всегда живу с ощущением, что завтра может быть кризис. Кстати, до того как кризис наступил, его мало кто не предсказывал. Потом уже появились люди, которые говорили, что они все знали, но это было уже после. Мы говорили выше, что кризисы происходили, и будут происходить. На примерах мы видим, что каждый следующий кризис не похож на предыдущий. Но волна роста все равно длиннее, чем период кризиса, поэтому наша идея — построить такую компанию, которая за счет исключительных компетенций, сильного баланса и устойчивой репутации проживала все эти кризисы относительно безболезненно.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку в обществе?

— Основа развития любого общества — это наличие конкурентной среды, которая поощряла проявление предпринимательской и социальной инициативы — в бизнесе, политике. Энергия индивида, объединения людей в компании, социальные объединения и политические партии для целей изменить свой дом, свой двор, свое рабочее место, сделать свою работу и жизнь более интересной, содержательной и безопасной — вот катализаторы развития экономики. Основа этого — наличие конкурентной среды в бизнесе и политике, свобода через конкуренцию содержательных идей. Когда же людям предлагают уже отобранные кем-то готовые и завернутые в блестящую упаковку идеи, это вызывает недоверие. Ведь основной аргумент правящей элиты в прошедшем предвыборном сезоне был следующий: «Мы страну накормили, одели, обули, в иностранные автомобили пересадили. Вам что еще надо?»

— Страна сама в этом процессе участвовала…

— Да, но они правы в той части, что прямо или косвенно, но рента от экспорта нефтегазовых ресурсов и металлов делится среди всего населения страны. Сегодняшние власти создали механизмы для этого. Уровень жизни населения растет очень высокими темпами, и власти этому способствуют. Но сегодня только этого уже недостаточно. Люди заявляют о желании знать правду, влиять на процессы и участвовать в упомянутой содержательной конкуренции идей, выработки правил. Поэтому сегодня полемика в том, что просто накормить мало, нужно нечто большее. Мы получим вначале изменения запросов со стороны общества, изменение ожиданий и впоследствии мы увидим изменения в элитах и властной верхушке. Я бы хотел, чтобы эти изменения происходили эволюционно, потому что нам точно никакие потрясения не нужны.

Поэтому моя личная стратегия в этой формирующейся среде — найти свое место, чтобы мы могли заниматься тем делом, которое нам нравится, чтобы мы могли развивать свои профессиональные навыки, конкурировать, строить успешную компанию и приносить пользу обществу.

— Алексей Николаевич, а бизнес в других сферах у вас есть?

— Я ничем не занимаюсь, кроме жилищного строительства. Это моя жизнь, мое хобби, моя профессия. Нам так много еще нужно узнать в сфере жилищного строительства. В мире современной научной мысли очень много инноваций в технологиях строительства, в применении индустриальных методов, градостроительная мысль в мире развивается семимильными шагами. Качество и сроки строительства, эстетика и надежность наших фасадов, подъездов, дворов — вот что занимает наше внимание. Как сделать наши квартиры еще более удобными и комфортными для жизни людей. Именно на эти вопросы мы ищем ответы. Уверен, двигаясь планомерно и поступательно, мы сможем в каждом нашем новом проекте давать больше преимуществ для наших покупателей и клиентов, делая наш город лучше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ