Бизнес на «зловредах»

Сегмент антивирусного программного обеспечения (ПО) и защиты данных от утечек в Сибири являлся одним из самых «лакомых» для вендоров. В условиях кризиса компании могли экономить на различных программных продуктах, но в редких случаях пренебрегали своей безопасностью, что позволило антивирусным вендорам весьма неплохо себя чувствовать последние годы. В том, как изменился «расклад сил» на антивирусном рынке Сибири и что принципиально нового готовы предложить вендоры своим клиентам, разбирался корреспондент «КС».

В сравнении с прошлым годом антивирусные вендоры констатируют увеличение емкости рынка антивирусного ПО, однако предрекают, что в ближайшее время начнется замедление темпов роста этого направления. Такой позиции придерживаются и местные продавцы ПО. «Практически все компании так или иначе обзавелись легальным антивирусным программным обеспечением. Сейчас борьба идет между производителями за конкретных клиентов, что, естественно, выгодно покупателям», — поясняет руководитель по развитию направления информационной безопасности компании Softline Владимир Ермолаев. По его мнению, рынок антивирусов близок к насыщению, и не стоит в дальнейшем ждать от него больших цифр роста. C такой позицией соглашается и ведущий продакт-менеджер по информационной безопасности COMPAREX (до ребрендинга – PC-WARE) Александр Самуткин. «Продажи антивирусного ПО за данный период немногим отличаются от прошлого года, заметно небольшой рост, но он больше связано с появлением новых заказчиков, а не в увеличении объема спроса. Предполагаю, что больших скачков в продажах антивирусов уже не будет, т.к. практически все компании уже используют лицензионное антивирусное ПО. Рост возможен только в случае, если производители выпустят продукт для ранее не защищаемых систем», — считает Александр Самуткин.

Лидеры и аутсайдеры

Редакция «КС» попросила ведущих продавцов антивирусного программного обеспечения предоставить данные по лидирующим брендам среди «коробочных» продуктов. Среди компаний Softline, Comparex и «НЭТА» в указанные сроки комментарии смогли предоставить только в компаниях Softline и Comparex.

По данным Softline, традиционно выросли продажи продуктов «Лаборатории Касперского». В COMPAREX также констатируют, что немного выросли продажи продуктов «Лаборатории Касперского» за счет появления в их линейке продукта для защиты виртуальных сред на базе VMware. Также значительно увеличились продажи Symantec, — за счет конкурентного перехода компаний, которые раньше использовали продукты ESET и Dr.Web. При этом, в Softline фиксируют незначительное уменьшение продаж ESET и сильное падание продаж продукции Dr.Web.

В результате, как и предсказывали участники рынка, тройка лидеров среди вендоров антивирусного «коробочного» ПО, за год претерпела изменения. По данным Softline и COMPAREX, теперь она выглядит следующим образом: «Лаборатория Касперского», ESET и Symantec. Последнему удалось сместить с пьедестала Dr.Web, как и было предсказано участниками рынка. «Возможно, это связано с выходом нового продукта у Symantec, который получает хорошие отзывы от клиентов», — предполагает Владимир Ермолаев. В Softline также констатируют усиление позиций «Лаборатории Касперского», что стало очевидно после выхода очередной версии корпоративного продукта в ноябре 2011 года. Что касается Dr.Web, то Владимир Ермолаев считает, что причиной выхода компании из первой тройки стало то, что вендору не хватает маркетинговых активностей. Впрочем, в самом Dr.Web, напротив, отмечают, что в прошлом году рост продаж «коробочных» продуктов в Сибири составил более 50%.

В свою очередь в компании ESET отмечают, что по итогам первого полугодия 2012 года можно констатировать увеличение продаж в СФО примерно на 20% в корпоративном сегменте и на 25% — в розничном. Активно развивается на рынке и немецкая G Data. «2012 год начался для G Data хорошим ростом по всему российскому рынку, однако Сибирь это затронуло в меньшей степени — рост был незначительный. Наши коллеги из Сибирского федерального округа гораздо активнее показали себя уже в текущем квартале, так как в течение I квартала фактически велась подготовка к активному старту в регионе», — поясняет управляющий корпоративными продажами G Data Software AG в России Алексей Демин.

При этом среди особенностей рынка его участники отмечают ярко выраженную консолидацию. «Доли лидеров (ESET и «Лаборатории Касперского») за последние пару лет заметно выросли, на данный момент они контролируют порядка 80% рынка с показателями более 30% и около 50% соответственно. При этом доли игроков второго эшелона (Dr.Web, Symantec, TrendMicro) на российском рынке уменьшились», — поясняет руководитель представительства ESET в СФО Александр Зонов.

Битва за абонентов провайдеров

Отдельным высококонкурентным сегментом на рынке является реализация антивирусов через интернет-провайдеров, которые предоставляют эту услугу своим клиентам в рамках тех или иных тарифных планов по схеме аренды (Software As A Service — SaaS). Эту схему наиболее активно использовали Dr.Web, «Лаборатория Касперского», однако за последние годы к ней активно подсоединились и другие вендоры.

Лидеры этого сегмента позитивно оценивают его перспективы. Так, в Dr.Web отмечают, что в 2012 году это направление выросло у них более чем в два раза по сравнению с 2011 годом. По словам PR-менеджера Dr.Web Кирилла Леонова, компания ожидает и дальнейшего увеличения спроса после обновления сервисов, развернутых у провайдеров: перехода на новую версию Dr.Web AV-Desk с поддержкой новых операционных систем и технологий.

Новые игроки данного сегмента также оценили преимущества этого канала продаж. «Мы начали предоставлять клиентам антивирусное ПО по схеме SaaS с прошлого года и наблюдаем растущий интерес со стороны региональных провайдеров. Нами уже было запущено несколько проектов, и по их результатам было принято решение продолжать эту работу. Более того, по схеме SaaS мы работаем не только с интернет-провайдерами, а, например, с банками», — поясняет Алексей Демин. В свою очередь региональный представитель Symantec в сибирском регионе Владимир Грибов констатирует, что спрос на решения только начинает появляться. А в ESET, напротив, ориентируются на «коробочный» сегмент и отмечают, что большинство домашних пользователей пока приобретают коробочные решения и электронные ключи. Вместе с тем, сотовые операторы активно работают в направлении сервиса по подписке и продажи в данном сегменте стабильно растут, поэтому этот сегмент является для компании одним из важных и интересных направлений.

Сибирские реалии

Сами вендоры выделяют несколько специфических особенностей антивирусного рынка Сибири. Так, Кирилл Леонов указывает на высокий потенциал роста самого рынка, постепенное осознание пользователями в регионе необходимости использования лицензионного ПО, особенно в части антивирусов, а также активный интерес провайдеров к продвижению антивирусов через свои сети.

Алексей Демин, напротив, отмечает, что если в прошлом году можно было выделить хоть какие-то особенности Сибирского региона, то те ниши, в которых G Data начала активно работать в Сибири, не дают возможности говорить компании о какой-то ярко выраженной специфике. С такой позицией согласен и Александр Зонов. По его мнению, сибирский рынок информационной безопасности не сильно отличается от российского в целом. Активный спрос на антивирусные решения обусловлен размерами федерального округа, его активностью и интенсивным развитием бизнеса. Учитывая географическую удаленность региона от столицы, вендоры все чаще прибегают к необходимости открытия в Новосибирске региональных представительств. Так, в этом году ESET решил организовать локальную точку присутствия, открыв региональное представительство в Сибирском федеральном округе. «Наличие представительства является одним из важнейших инструментов продаж в регионе, поэтому в этом году мы рассчитываем на заметное увеличение роста продаж антивирусных решений ESET NOD32 в Сибири», — поясняет Александр Зонов. Стоит отметить, что свой офис в Новосибирске и R&D-центр также имеет «Лаборатория Касперского».

Новые продукты и направления развития

Среди новых антивирусных продуктов, которые оказали наибольшее влияние на положение тех или иных вендоров в регионе, участники рынка отмечают несколько новых программных комплексов. Среди них вышедший в ноябре 2011 года корпоративный продукт «Лаборатории Касперского». В новой версии существенно расширен функционал — теперь администратор может из одного места запрещать или разрешать чтение или запись на флэшки, появилась возможность запрета веб-сайтов по различным категориям, обновляемым автоматически, также теперь антивирус собирает информацию по «железу», а не только по программному обеспечению. При этом уже в конце мая в России и странах СНГ стартовали продажи пятого поколения решений ESET NOD32 для бизнеса. В пятом поколении антивирусных решений компания ESET первой в России представила новую политику лицензирования Unilicense (кроссплатформенные решения), что позволило приобретать единую лицензию, которую можно устанавливать на разные программные платформы — Microsoft Windows, Mac OS X, Linux. В Softline считают, что предстоящий выход на рынок новой версии от ESET вполне имеет шансы изменить расстановку сил, склонив к себе часть заказчиков, которые сейчас делают свой выбор в пользу «Лаборатории Касперского».

В свою очередь Dr.Web выпустил свой продукт Light для техники Apple (Mac OS), мобильную бета-версию Dr.Web 7.0 для Android, а также новую версию Центра управления подпиской Dr.Web AV-Desk, главным нововведением которой стала возможность использования услуги «Антивирус Dr.Web» на условиях обещанного платежа. Также Dr.Web недавно запустил бета-тестирование продукта CureIt! 7.0.

G Data в отличие от конкурентов сделала акцент на антивирусном банковском ПО. Так, в первой половине 2012 года свет увидел G Data BankGuard для защиты банковских транзакций и обеспечения безопасности интернет-банкинга на стороне клиента. Для российских пользователей продукт будет доступен в конце лета.

Наконец, Symantec задумался на долгосрочную перспективу и предложил платформу для защиты облачных систем Symantec O3. Она позволяет безопасно работать с облаками, не перегружая при этом систему. Также компания анонсировала решение для резервного копирования данных Backup Exec 2012.

Защита от утечек

По словам участников рынка, со стороны клиентов имеется спрос и на более комплексные системы безопасности. Такие услуги востребованы, и спрос на них традиционно есть у крупных компаний, которые уже имеют не одну систему безопасности и хотели бы стандартизировать ее. Для таких клиентов ИТ-компании предлагают направление систем управления информационной безопасностью. Более того, в Symantec отмечают, что этот сегмент рынка демонстрирует гораздо большие темпы роста, чем рынок антивирусов.

В Softline отмечают, что в прошлом году начали активное продвижение систем защиты от утечек данных и рассчитывают существенно нарастить объемы в этом сегменте. «Данное направление интересно тем нашим клиентам, которые хорошо понимают стоимость данных, которые хранятся на их серверах, ведь все знают, что сейчас нередки случаи, когда обиженный сотрудник уносит с собой, на новую работу, важную, под час критическую, информацию. Вследствие таких утечек возможны различные потери, как репутационные, так и прямые – финансовые. Вот эту проблему мы и помогаем решить нашим клиентам», — поясняет Владимир Ермолаев. «В основном данные системы рассчитаны на крупные компании, но радует, что и молодые, развивающиеся компании начинают понимают ценность своей информации и тоже начинают ее защищать», — отмечает Александр Самуткин. Вместе с тем, следует отметить тот факт, что в данных проектах программное обеспечение – это только вершина айсберга. Очень многое зависит от процессов, происходящих внутри компании, от того, насколько органично система встроится в эти процессы, и насколько будет незаметна для пользователей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ