«Облачная» телефония

Среди всех видов телекоммуникационных услуг телефония традиционно является самой базовой и необходимой для большинства компаний. При этом операторы связи все чаще предлагают ее в комплексе с другими услугами — Интернетом, междугородной связью или даже «облачными» программными продуктами. Более того, впервые местные провайдеры заговорили и о так называемых «унифицированных коммуникациях», представляющих собой наивысшую степень интеграции различных телеком-услуг на базе телефонии.

Участники рынка констатируют, что телефонная связь является одной из базовых услуг и спрос на нее всегда стабильно высок как в B2B, так и в B2C секторах. «Нередко в коммерческих организациях основой бизнеса являются именно телефонные продажи. Для таких клиентов в первую очередь важно качество предоставляемых услуг, и они отдают предпочтение услугам операторов фиксированной связи», — поясняет коммерческий директор «ТТК-ЗС» Борис Плетнев. По его словам, в 2011 году количество корпоративных клиентов оператора по местной телефонии увеличилось на 25%, и на текущий момент данной услугой пользуется более 2000 предприятий среднего и малого бизнеса региона.

В свою очередь коммерческий директор макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Валерий Беленький обращает внимание на то, что в сегменте корпоративных пользователей прослеживается тенденция к оптимизации затрат на офисную телефонию вследствие использования офисных АТС, IP АТС, частичного замещения услуг традиционной телефонии мобильной связью и VoIP (IP-телефония). Для сохранения гарантированного дохода с абонента и его удержания операторы активно продвигают тарифные планы с безлимитным объемом местных минут и включенным ограниченным объемом внутризоновых, междугородных минут.

Исторически в области стандартной связи «правит бал» «Ростелеком». В компании считают, что для корпоративных клиентов бюджетного сектора, исторически пользовавшихся услугами компании и не имеющих достаточных средств для нововведений, в ближайшие годы будут интересны предложения традиционной телефонии, и отток данных абонентов будет в разы меньше представителей коммерческого сектора, которые зачастую являются «пользователями-новаторами».

В «Билайне», напротив, отмечают, что из-за всеобъемлющего проникновения мобильной связи и интернет-технологий происходит некоторое изменение профиля пользования данными услугами. «Все чаще телефония рассматривается как часть комплексного конвергентного решения. В первую очередь это обусловлено тем, что современный бизнес не может себе позволить терять время и деньги, поэтому он постоянно стремится повысить свою эффективность и ищет решения, которые смогут максимально оптимизировать его работу. В связи с этим особое значение на корпоративном рынке приобретает интегрированный подход», — констатирует региональный директор Сибирского региона «ВымпелКом» Роман Шульгинов.

Фокус на конвергенции

Телеком-операторы уверяют, что все больше предприятий убеждаются в том, что удобнее и выгоднее получать все услуги связи «под ключ» и у одного оператора. При такой схеме клиенту предоставляются не просто «шнур и розетка», а готовое телеком-решение, при этом пропадает необходимость кого-то привлекать и что-то докупать. Операторы каждый раз вместе с клиентом считают экономический эффект, сопоставляя не тарифы, а эффективность.

Примечательно, что у некоторых операторов даже нет как такового стандартного пакета услуг, как, например, у «Энфорты». «Мы в первую очередь узнаем бизнес клиента, его задачи, проводим диагностику всех коммуникаций в компании клиента, и только затем предлагаем решение — пакет услуг», — поясняет коммерческий директор сибирского филиала «Энфорты» Александр Родионов.

Конвергентные услуги помогают сэкономить на голосовой связи и ряде других сервисов, при этом экономия получается тем значительнее, чем больше компания-клиент. В «Билайне» уверены, что «пакетные» предложения являются выгодными для клиентов, поскольку позволяют им получать набор услуг по более низким ценам. По данным оператора, одним из очень эффективных конвергентных решений и является технологическое объединение мобильной и фиксированной телефонии (услуга FMC/FMTN). Благодаря этой услуге при наборе короткого номера можно дозвониться до любого сотрудника предприятия, и не имеет значения, каким корпоративным телефоном — фиксированным или мобильным — он пользуется. Кроме того, при подключении одной из услуг клиент получает возможность совершать международные и междугородные звонки с фиксированных и мобильных телефонов по единой цене, не думая, с какого устройства ему стоит звонить.

Сами операторы активно упаковывают телефонию в пакет с самыми разными услугами. Так, «Авантел» недавно в порядке эксперимента стал предлагать своим клиентам программный продукт Microsoft Office 365 вместе с телефонией. В «ТТК-ЗС» отмечают, что на сегодняшний день корпоративные клиенты все чаще подключаются к пакету услуг, в который входят безлимитный доступ в Интернет, телефонная связь, услуги междугородной и международной связи со специальными скидками, размер которых зависит от выбранного тарифа. Учитывая, что среди юридических лиц растет спрос на цифровое телевидение, в «ТТК-ЗС» не исключают, что эта услуга также войдет в стандартный набор предлагаемых услуг.

Соответственно, главной целью некоторых операторов является увеличение кросс-клиентов, то есть компаний, которые пользовались бы одновременно услугами мобильных и фиксированных сетей. Чтобы доказать, что такой подход работает, в «Билайне» ссылаются на цифры, поясняя, что количество клиентов конвергентных услуг в «Билайн Бизнес» по стране выросло на 65%, а выручка от них — на 74%. «Если говорить о стране в целом, то сегодня у нас более 20 000 кросс-клиентов, это примерно 8% нашей базы бизнес-клиентов, а начинали мы с семи-восьми тысяч. Для банков, например, которые сейчас расширяют сети мини-офисов по всей стране, мы «пакетируем» услугу FMC (фиксированная + мобильная связь) с сервисом BlackBerry. В результате сотрудники клиента обеспечены мобильными сервисами, которые позволяют организовать работу в новом офисе в кратчайшие сроки», — рассказывает Роман Шульгинов.

Виртуальная телефония

Последние годы телекоммуникационные операторы активно продвигают среди клиентов услуги виртуальных АТС. Такая АТС является хорошим решением для оптимизации и расширения возможностей офисной телефонной сети, при этом она работает с помощью сети Интернет, не требует приобретения дорогостоящего оборудования и содержания штата обслуживающего персонала. Участники рынка считают, что услуга будет привлекательна для абонентов в период оптимизации распределения затрат бизнеса. В «Энфорте» уверены, что спрос на виртуальные АТС будет только расти. «Сейчас многие компании настороженно относятся к «облачным технологиям», и «железо» в серверной считается необходимостью, а не ненужной роскошью. Но когда мы показываем, как это работает, когда клиент «пощупает» услугу, проверит, что качество не страдает, а возможности АТС увеличиваются, то отношение сразу меняется. Дальше сработает «сарафанное радио», и спрос, безусловно, увеличится», — уверен Александр Родионов. В «ВымпелКоме» также констатируют, что спрос на виртуальные АТС есть, но если говорить конкретно о Сибири, то он пока незначительный, хотя со временем и будет расти.

Унифицированные коммуникации

Впервые говоря о трендах на рынке телефонии, стало уместно обращаться к так называемым «унифицированных коммуникациям» (unified communications). Эта технология существует на рынке уже около 10 лет, однако если раньше такие решения могли себе позволить только крупные компании, то теперь появились предпосылки затронуть эту тему и в массовом сегменте рынка.

В целом под «унифицированными коммуникациями» понимается технология, представляющая собой интеграцию различных телеком-услуг реального времени, таких как мгновенные сообщения, информация о присутствии, телефония (включая IP-телефонию, мобильную связь), видеоконференция, совместная работа над документами, управление вызовами и распознаванием речи с унифицированными почтовыми системами (голосовая почта, электронная почта, SMS и факс). То есть это набор продуктов, которые обеспечивают потребителя единым интерфейсом и возможностью доступа к услугам на различных коммуникационных устройствах (стационарный телефон, мобильный телефон, компьютер, ноутбук и др.). Такая технология позволяет отправлять различные данные средствами одной технологии, а получателю — обработать его средствами другой технологии. Например, если отправитель сейчас доступен в Сети на основании данных о присутствии, ответ может быть направлен ему через чат или видеоконференцию.

Наиболее крупными вендорами, продвигающими эту технологию, являются Cisco (линейка UC) и Microsoft (линейка Lync). Для создания системы «унифицированных коммуникаций» необходимо обеспечить наличие трех базовых компонентов: надежной сетевой инфраструктуры, технологии индикации доступности, а также сервиса связи Voice over IP (VoIP).

Использование таких технологий позволяет экономить на телефонной связи, снизить стоимость поддержки, оптимизировать рабочее время персонала, снизить стоимость открытия новых офисов, более эффективно построить работу с удаленными мобильными сотрудниками. Существуют и более мелкие плюсы, которые тем не менее удобны при каждодневной работе, — например, возможность иметь один список пропущенных вызовов в мобильном телефоне и компьютере.

Примечательно, что если раньше решения по «унифицированным коммуникациям» были доступны только крупным компаниям в силу как высокой стоимости, так и сложности управления, то сейчас такие решения может позволить себе и малый, и средний бизнес. К примеру, у одного из вендоров недавно появилось решение: стоимость одного полностью укомплектованного рабочего места (включая IP-телефон, все лицензии и оборудование) на базе телефонной станции начинается с отметки 3000 рублей. Учитывая, что при разработке этого продукта основной упор делался на цену, простоту, функциональность, поддержку, то такой станцией может управлять обычный администратор. Интерфейс настроек максимально упрощен, что позволяет автоматизировать множество типовых задач. Набор функций телефонной станции обеспечивает возможности корпоративной телефонии и мобильности («единый номер»), интеграцию с приложениями рабочего стола и расширенные коммуникационные сервисы для взаимодействия сотрудников с партнерами, клиентами и поставщиками. При этом система поддерживает 300 пользователей (400 конечных устройств).

Что касается скорости возврата инвестиций от «унифицированных коммуникаций», то, к примеру, в Cisco за точку отсчета предлагают брать минимальный период в три года. Такой подход учитывает не только величину первоначальных инвестиций, но и стоимость дополнительных расходов в течение периода эксплуатации (стоимость владения).

В целом же стоимость покупки решений по «унифицированным коммуникациям» складывается из следующих компонентов: приобретения программных лицензий, поддержки программного обеспечения, покупки шлюзов VoIP, приобретения терминалов (новых IP-телефонов), покупки серверов, подключения аналоговых устройств. По словам менеджера по развитию бизнеса Cisco Павла Теплова, при принятии решений об инвестициях в технологии унифицированных коммуникаций нужно обращать внимание на стабильность качества VoIP, вопросы совместимости компонентов системы, особенно если эти компоненты были произведены разными вендорами, а также готовность продуктов поддерживать работу в среде виртуальных приложений и «облачных» сервисов, видео и мобильных устройств.

На сегодняшний день услуги по унифицированным коммуникациям в Сибири уже представляет «Энфорта», в частности, виртуальную АТС, доступный офис и виртуальный номер. Этот продукт компания презентовала на своем последнем клиентском мероприятии. В свою очередь «ТТК-Западная Сибирь» из услуг унифицированных коммуникаций предлагает своим клиентам видео-конференц-связь, возможность отправки факса на электронную почту, а также IP-телефонию.

В «Ростелекоме» отмечают, что в настоящее время услуги по унифицированным коммуникациям находятся на стадии разработки и внедрения. В частности, речь идет о продукте «Расширенный коммуникационный сервис», который представляет собой конвергентное решение, сочетающее в себе SIP (протокол установления сеанса) и аналоговую телефонию, а также Интернет. Пользователь может получить доступ к услуге с компьютера, мобильных устройств и аппаратных SIP-телефонов. По словам Валерия Беленького, спрос на унифицированные коммуникации постепенно увеличивается, и реализация нового продукта позволит удовлетворить растущие потребности клиентов в различных сегментах. Впрочем, не все участники разделяют такую позицию. «Для России еще рано говорить о готовности рынка к подобным сервисам, но потенциал с каждым годом становится все больше. И мы готовимся к тому, чтобы предложить клиенту все — и мгновенный обмен сообщениями, и передачу данных, и корпоративную почту, и короткую нумерацию. Иными словами, создать вокруг него «поле» сервисов», — отмечает Роман Шульгинов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Фоменко, глава Новосибирского представительства Orange Business Services в России и СНГ

— Предлагаете ли вы своим клиентам услуги по унифицированным коммуникациям (unified communications)? Насколько велик спрос на них?

— В начале 2012 года Orange Business Services запустил «облачную» услугу по организации среды для коллективной работы Business Together with Microsoft — унифицированные коммуникации как сервис, включающие инструменты корпоративной почты, портала и коммуникатора, предоставляемое из «облака» Orange, по модели Software as a Service. Решение позволяет без первоначальных инвестиций в программное и аппаратное обеспечение получить инструменты для эффективных корпоративных коммуникаций и совместной работы с документами.

Что касается спроса, уже сейчас мы видим серьезный рост интереса заказчиков к решениям unified communications. На данный момент около 10% компаний используют подобные решения, и уже в этом году около 40% компаний собираются существенно увеличить ИТ-бюджеты на развитие унифицированных коммуникаций в своих организациях.

— Насколько велик спрос на «пакетные» предложения, включающие в себя услуги телефонии?

— На рынке мобильных устройств спрос на «пакетные» предложения достаточно высокий: клиенты все больше ориентируются на комплексные решения, позволяющие осуществлять внутренние и внешние вызовы, причем используя для этого как традиционные решения, так и разнообразные приложения под android или iOS, которые позволяют автоматически выбирать либо GSM, либо VoIP канал, в зависимости от доступности Wi-Fi сетей.

На рынке фиксированной связи «пакетные» предложения наиболее востребованы в сегменте малого и среднего бизнеса, что связано с удобством подключения. В сегменте крупного бизнеса такого интереса не наблюдается, поскольку зачастую за «голос» и «данные» отвечают разные подразделения в компании.

— C какими другими услугами, кроме Интернета, вы «пакетируете» телефонию?

— Наиболее востребованным «пакетным» решением Orange Business Services является решение Easy Office, специально разработанное для предприятий среднего и малого бизнеса. Оно объединяет в себе не только услуги телефонии, интернет-доступа, но и функции виртуальной АТС, автосекретаря, Wi-Fi роутер, встроенный в предоставляемое в составе услуги оборудование. Решение предполагает быстрое подключение к сети Интернет и телефонии, и, что самое главное, клиент не несет дополнительные затраты на покупку оборудования, настройку, техническое обслуживание. Мы изучили рынок и поняли, что это перспективное решение с большим потенциалом для компании.

— Какие новые предложения в области телефонии вы готовы предложить своим корпоративным клиентам в ближайшее время?

— В настоящий момент мы разрабатываем пакетное предложение, объединяющее в себе возможности решения для унифицированных коммуникаций Business Together и услуги стандартной телефонной связи на базе клиентского сервера Microsoft Lync с использованием SIP-trunking. Это означает, что в дополнение к внутрикорпоративным коммуникациям мы будем предоставлять клиентам решения Business Together возможность осуществлять вызовы во внешний сегмент телефонной сети (PSTN), а также получать входящие вызовы путем объединения данного решения с голосовым сервером Microsoft Lync и нашей стандартной телефонной услугой Business Talk Local.

Тем клиентам, которые уже используют сервер Microsoft Lync, мы предложим услуги телефонной связи Business Talk путем организации канала доступа, работающего по протоколу SIP (SIP-trunking).

Плюсами данного предложения будет то, что клиент сможет использовать надежное и простое в обслуживании решение от Microsoft наряду с голосовыми услугами от международного оператора Orange, который в свою очередь будет выступать еще и интегратором комплексного решения. Это должно позволить клиенту упростить процесс управления и снизить совокупную стоимость владения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ