Не бывать театру по рублю!

В Новосибирске в очередной раз объявлен тендер на разработку проекта реконструкции знакового для города здания — Новосибирского государственного театра музыкальной комедии. Напомним, что подобный конкурс уже проходил в 2010 году, тогда победителем стало ООО «АМТ-Проект», но по не зависящим от проектировщика причинам проект так и не был реализован. На этот раз к участию в конкурсе, заказчиками которого выступили ГКУ НО «Управление капитальным строительством» и уполномоченный орган — минпромторг Новосибирской области, было подано четыре заявки. Одна из них привлекла особое внимание корреспондента «КС», поскольку в соответствии с ней заявитель (ООО «Новосибирское экспериментально-конструкторское бюро») обязался разработать сразу два проекта нового театра музкомедии, оценив свою работу в 1 рубль. Стартовая цена контракта, предусмотренная конкурсом, при этом составляет 1,2 млн рублей.

Заявление «минимальной» цены в 1 рубль за выполнение комплекса эскизных работ проекта реконструкции театра главный инженер «Новосибирского экспериментально-конструкторского бюро» Артем Начаров объясняет тем, что компания просто «решила сделать городу подарок». Кроме того, по словам господина Начарова, «это всего лишь конкурс эскизных проектов, другими словами «картинок», которые не требуют конкретных материальных вложений. Вся основная работа по их разработке уже была проведена нашим бюро, в результате появились два варианта возможной реконструкции: в стиле модерн, а также предполагающий более современную трактовку». Впрочем, в среде новосибирских строителей и архитекторов не верят в такой альтруизм проектировщиков из НЭКБ, отмечая, что «подарок городу» может оказаться не более чем PR-ходом, направленным на повышение узнаваемости компании.

В протоколе размещения заявок конкурса на сайте госзакупок указаны и другие участники тендера. Помимо ООО «Новосибирское экспериментально-конструкторское бюро», предложившего цену в 1 рубль, в конкурсе приняли участие ООО «АМТ-Проект» (предложенная цена контракта — 200 тыс. рублей), ООО «Архитектура XXI века» (с ценой контракта 890 тыс. рублей), а также ООО «Инженерное бюро Д. А. Феликова» (с ценой контракта 1 млн рублей).

17 мая члены единой конкурсной комиссии приняли решение исключить участников, предложивших наименьшую и наибольшую цену, — ООО «НЭКБ» и ООО «Инженерное бюро Д. А. Феликова», сославшись на несоответствие их заявок требованиям основной конкурсной документации. Итоги конкурса будут подведены только в конце следующей недели, победителем станет одна из двух компаний, допущенных к дальнейшему прохождению тендерных процедур, — ООО «АМТ-Проект» и ООО «Архитектура XXI века».

Главный инженер выбывшего из конкурса «Новосибирского экспериментально-конструкторского бюро» Артем Начаров считает неприемлемым наличие формальных ограничений и чиновничьих фильтров, когда речь идет о создании объекта искусства: «Очевидно, что чиновники, организовавшие этот конкурс, нашли для нас формальные причины, по которым нам было отказано в дальнейшем участии. Речь идет о том, что государство не хочет, чтобы общество участвовало в обсуждении даже таких социокультурных аспектов повседневной жизни города, как создание нового театра».

Мнение главного инженера из НЭКБ лишь частично подтверждают другие опрошенные корреспондентом «КС» эксперты. Член Союза архитекторов России Татьяна Тайченачева признает, что «сегодня мало быть хорошим художником, скульптором или архитектором, нужно также предоставить грамотное обоснование технической и финансовой возможности воплотить задуманный проект в жизнь, для этого и проводятся все эти тендеры на сайте госзакупок. Многое из предложенного отсеивается по причине несоответствия заявок конкурсной документации. Это обычная практика, так происходит не только у нас, но и во всем мире». Впрочем, госпожа Тайченачева также замечает, что «к созданию культурного пространства в городе нужно активно привлекать общество. Для этого необходимо проведение общественных слушаний на установленных площадках (такими площадками могли бы стать кинотеатр «Победа», академический молодежный театр «Глобус» и другие), куда бы приглашались профессионалы, жители города, средства массовой информации — каждый должен участвовать в обсуждении и создании важного для города объекта. Ведь, по сути, речь идет о визитной карточке Новосибирска, о его «культурном лице».

«Пока же в городе не проводятся подобные опросы и общественные слушания, все решения за нас принимают чиновники, — делится своим мнением руководитель одной из новосибирских строительных компаний, — а объекты искусства могут и дальше отдаваться на откуп «своим людям».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ