Щеголев не для всех

В Москве на этой неделе прошла телекоммуникационная выставка «Связь-Экспокомм». Вопреки первоначальным ожиданиям это событие носило не столько технологический, сколько ярко выраженный политический характер. Высокая стоимость аренды площадей не отпугнула телеком-операторов, многие из которых принимали участие в выставке впервые, причем исключительно по имиджевым соображениям. Наиболее интересна была кулуарная часть — действительно ли Tele2 рассматривает возможность продажи своего бизнеса в России, чья экспозиция в большей степени приглянулась министру связи и массовых коммуникаций РФ Игорю Щеголеву и останется ли он сам в своей должности после формирования нового кабинета министров.

В отличие от прошедшей в апреле в Москве конференции «Телеком–2012», где просто обсуждались различные операторские инициативы и подводились промежуточные итоги развития отрасли, «Связь-Экспокомм» была не только дискуссионной площадкой, но и местом показа продуктов и технологий. Кроме того, в отличие от форума «Телеком–2012», в выставке принял участие лично министр связи Игорь Щеголев. Поэтому, в общем-то, не удивительного, что все опрошенные «КС» крупные участники отметили, что выставлялись на «Связь-Экспокомме» исключительно по имиджевым или политическим соображениям. Так, директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская пояснила, что в участии ее компании в выставке превалирует GR-составляющая (Government Relations — отношения с государством). То есть операторы рассчитывали донести нужную информацию о себе министру связи, чтобы тот уже в свою очередь по цепочке мог сообщить ее премьеру и президенту, принимающим активное участие в телеком-отрасли. Собственно, сам Игорь Щеголев был замечен на форуме и в первый, и во второй день выставки. Было видно, что он с большим энтузиазмом осматривал экспозиции участников, а для того чтобы не устать, он передвигался между павильонами выставки на специальном открытом автомобиле.

Собственно, среди участников выставки «засветились» сотовые операторы (МТС, «МегаФон», Tele2), интернет-провайдеры (ТТК, «Ростелеком»), производители телекоммуникационного оборудования (Cisco и «Российская Корпорация Средств Связи», входящая в «Ростехнологии»), а также крупные «софтверные» компании («1С») и системные интеграторы («Энвижн Груп»). Безусловно, на выставке были замечены первые лица большинства этих компаний. Не обделили вниманием выставку и сибирские управленцы. Так, на «Связь-Экспокомме» «КС» был замечен директор филиала «Энвижн Груп» в Сибири Павел Каминский, а также представители сибирского макрорегионального филиала «Ростелекома» — действующий коммерческий директор Валерий Беленький, а также бывшие руководители филиала Иван Дадыкин и Роман Кравцов.

В ожидании министра

Примечательно, что в этом году, несмотря на все имиджевые и политические составляющие, выставку проигнорировал «Билайн». Зато некоторые компании, например Tele2, впервые приняли в ней участие. Появление «шведов» было неожиданным, так как политика оператора обычно не предусматривала участие в мероприятиях с неявной «отдачей». Президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов признал, что компания не рассчитывает на то, что ее участие в выставке окупится за несколько месяцев за счет новых клиентов, которые посетят мероприятие и станут клиентами Tele2. Хотя справедливости ради Tele2 все же демонстрировал информацию о новых тарифах, но сам стенд был небольшим, и никакого «интерактива» в сравнении со стендами МТС и «МегаФона» там не было, поэтому и трафик был низким. Стенд лишь украшал целый десяток девушек модельной внешности, одетых по брендбуку оператора.

Все говорило о том, что «шведы» рассматривают выставку как возможность очередного диалога с властями, и вопрос присутствия на выставке явно имел политический подтекст (см. главу «Шведская интрига»). Так, корреспондент «КС» заметил на стенде оператора не только упомянутого выше главу «Tele2 Россия» Дмитрия Страшнова, но и ни много ни мало президента всей компании Tele2 Матса Гранрида. За время не столь долгого присутствия корреспондента «КС» на стенде Tele2 его успели посетить разные известные деятели сферы телекома. С виду неприметный пожилой мужчина, которого простой человек мог бы принять за фотографа какой-нибудь ИТ-газеты, проходивший мимо стенда, сразу привлек внимание Дмитрия Страшнова. И это был ни кто иной, как миллиардер Дмитрий Зимин — основоположник рынка сотовой связи России и основатель компании «ВымпелКом» («Билайн»). Не прошло и нескольких минут, как мимо стенда Tele2 прошел заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, который в прошлом году на выставке «Телеком–2011» очень жестко прошелся по инициативам Tele2. В этот раз, впрочем, Наум Мардер был настроен дружелюбно и обмолвился парой слов с Дмитрием Страшновым. При этом сам Игорь Щеголев не был замечен на стенде компании. Впрочем, учитывая не самое центральное расположение стенда Tele2, вероятность прихода на него министра изначально была невысока, разве что в случае совсем непредвиденной ситуации. Поэтому когда стало известно, что министр уже находится на выставке, сам Дмитрий Страшнов стал нервно прогуливаться у стенда компании, а потом вообще удалился в сторону центральной части выставки встречать министра.

Впрочем, безусловно, далеко не только Tele2 заботил визит министра. Не менее ответственно к визиту Игоря Щеголева готовились и другие участники выставки. Когда стало ясно, что господин Щеголев на подходе, на каждом из стендов активизировались топ-менеджеры операторов. Так, к примеру, на стенде «МегаФона» в линейку встали несколько руководителей компании во главе с новым президентом оператора Иваном Тавриным и первым заместителем генерального директора по операционной деятельности Валерием Ермаковым. Игорь Щеголев, как и подобает политику, неторопливо и основательно осмотрел стенд «МегаФона», посидев в «интерактивном» кресле, а также поуправляв моделью «онлайн-дома». После его неспешного ухода по громкоговорителю торжественно сообщили, что с этого момента в России запущена сеть 4G, видимо, забыв, что еще месяц назад она была запущена в Новосибирске.

«Умные» телефоны, дома и 4G

Пожалуй, наиболее интересными экспозициями можно было считать стенды МТС и «МегаФона». Первый в этот раз отличился показом инновационной технологии оплаты различных услуг через мобильные телефоны. В частности, на выставке присутствовал, казалось бы, традиционный автомат по продаже еды, однако для того чтобы получить заветную плитку шоколада, достаточно было поднести свой телефон к считывающему устройству и получить нужный товар. При этом сумма покупки списывалась со счета сотового телефона. Все это стало возможным за счет технологии беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия NFC, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. Для того чтобы убедиться в работоспособности этой схемы, посетителям стенда предлагалось оформить договор и оснастить свой телефон специальной сим-картой, поддерживающей NFC, а также оформить карту Mastercard «МТС Банка» (бывший МБРР), что необходимо при больших по объему платежах. После прохождения этой процедуры любой желающий мог попробовать осуществлять покупки с помощью телефона. Сама технология, безусловно, позаимствована у Запада, однако не носит концептуальный характер, а вполне готова к использованию. В частности, по словам Елены Кохановской, МТС уже реализует проект оплаты за топливо на заправках Москвы через мобильные телефоны. Кроме того, уже скоро с помощью мобильного можно будет оплачивать проезд в метро.

В свою очередь «МегаФон» сделал упор на так называемом «онлайн-доме». Эта технология позволяет за счет сбора информации с многочисленных датчиков пользователю контролировать все, что происходит дома в его отсутствие. Благодаря специальному приложению, сделанному «МегаФоном», пользователь может иметь всю необходимую информацию о доме и управлять им дистанционно. В частности, можно получить моментальное уведомление на телефон о включенном кране и SMS-кой отправить команду прекращения подачи воды. Таким образом, по словам менеджера по связям с общественностью столичного филиала «МегаФона» Павла Ларина, управлять домом можно с экрана мобильного телефона.

Впрочем, то, что ново и инновационно для России, часто совсем не является таковым для развитых стран Европы. Так, топ-менеджер еще одного крупного оператора не для печати отметил, что технологии, показываемые на выставке, демонстрируют, насколько Россия пока отстает от Запада по развитию телекоммуникаций. Впрочем, в вопросе запуска сетей 4G Россия точно идет в ногу со временем. Несмотря на то что раньше всех заговорила о внедрении в России связи 4-го поколения и публично выражала свою готовность оказывать такие услуги компания Tele2, первыми из российских операторов, кто вывел на рынок сотовую связь 4G LTE, стали Yota и «МегаФон». Последний в гордом одиночестве демонстрировал посетителям стенда возможности сетей 4-го поколения, позволяя воочию убедиться, какие скорости они позволяют достигнуть. О возможностях 4G на стенде «МегаФона» красноречиво свидетельствовали гоночные болиды. Впрочем, почивать на лаврах первооткрывателя 4G долго не придется. В ближайшие месяцы 4G LTE запустят «Ростелеком» и МТС. Обе компании подписали соответствующие договоры с Yota об оказании услуг на основе инфраструктуры этого оператора, но под своими брендами. О том, что технически МТС готов к запуску 4G и ждет лишь получения подтверждения права оказывать такие услуги от регулятора, в разговоре с «КС» подтвердила Елена Кохановская. Однако у МТС есть и запасной аэродром. Так, директор «МТС Россия» Александр Поповский на выставке еще раз активно обозначил намерения сделать упор на дорогостоящих технологиях оптоволоконных сетей GPON, считая их альтернативой 4G LTE. Наконец, «ВымпелКом» намерен участвовать в конкурсах на частоты 4G LTE и также вывести на российский рынок свои услуги в этом стандарте связи. На этом фоне наибольшие вопросы возникают вокруг перспектив развития Tele2.

Шведская интрига

Самой скандальной новостью, появившейся на выставке, стала возможная продажа бизнеса Tele2 в России. Информация о том, что такой сценарий рассматривается акционерами компании, появилась в разгар выставки в ряде федеральных СМИ, в частности, в «РБК Daily» со ссылкой на участников российского телекоммуникационного рынка. В качестве возможных покупателей назывался «Ростелеком», а сумма сделки оценивалась в интервале $3,4–3,7 млрд.

Слухи о продаже «Tele2 Россия» начали активно курсировать в связи с тем, что оператору не удалось получить от регулятора лицензии на право оказания услуг в стандарте 4G LTE, что снижает шансы компании укрепиться на рынке в долгосрочном периоде. В ситуации отсутствия правовой возможности предоставлять услуги связи в диапазоне частот 4G выходом для оператора могло бы являться оказание услуг в диапазоне 1800 МГц (2G). Успешные испытания такой альтернативы в Омске дают оператору основания для того, чтобы такой вариант был допущен со стороны регулятора в лице Минкомсвязи. Как пояснил в беседе с «КС» президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов, в этом случае будет соблюден принцип технологической нейтральности, в необходимости и целесообразности которого оператор убеждает власти и общественность. В противном случае, если Tele2 так и не удастся внедрить в России 4G, отставание оператора от конкурентов может стать критичным в долгосрочном периоде. В частности, по словам источника «КС», при реализации пессимистичного сценария после 2015 года Tele2 будет сложно конкурировать на рынке (из-за того, что компания будет предоставлять услуги стандарта 2,5G в сравнении с конкурентами, которые предложат клиентам 4G), и ее бизнес может оказаться на грани экономической эффективности. Понятно, что руководство компании не теряет надежд и продолжает активно продвигать свои услуги на рынке и бороться за лицензии 4G, по-прежнему имея шансы на их получение. Однако на этом фоне появившиеся слухи о возможности продажи бизнеса Tele2 в России как крайней мере для акционеров компании — Tele2 AB (входит в группу Kinnevik) — кажутся не лишенными оснований.

Впрочем, в самой Tele2 отрицают варианты продажи бизнеса в России. Как сообщил в беседе с корреспондентом «КС» пресс-секретарь «Tele2 Россия» Александр Бахорин, руководство оператора не ведет никаких переговоров о продаже компании и эффективно реализует долгосрочные планы развития бизнеса в России. Александр Бахорин напомнил, что компания Tele2 добилась за последний год рекордно высоких показателей деятельности в России за всю свою историю присутствия в стране. Слухи о продаже «Tele2 Россия», по его словам, могли появиться на фоне недавней информации об интеграции отдельных операторов «большой тройки», в частности, компании «МегаФон». Один из представителей «Ростелекома», впрочем, подтвердил, что информация о возможной покупке Tele2 курсирует в компании.

Пафос и технологии

Нельзя было обойти вниманием и стенд компании ТТК. За последний год компания не обошла вниманием ни одного крупного мероприятия, касающегося телекома. Впервые ТТК поучаствовала в форуме «Телеком–2012» и впервые выставилась на «Связь-Экспокомме», причем явно не пожалев на это средств. На стенде компании превалировал различный «интертейнмент», имеющий мало общего с продуктами компании. Так, посетителей радовали танцующие миниатюрные роботы, каждый из которых, по оценкам других участников выставки, обошелся компании не менее в чем 100 тысяч евро. Другим способом привлечения внимания стала технология «дополненной реальности». Так, на большом экране транслировалось то, что происходило на стенде, но с некоторыми виртуальными дополнениями. Например, с хищным леопардом или неожиданно появившимся бассейном. Не столь замысловатая, но весьма эффектная технология гарантировала то, что на стенде ТТК целыми днями в большом количестве толпились люди.

Другим примечательным с точки зрения технологических развлечений стал стенд компании Cisco, на котором демонстрировались возможности видеоконференцсвязи TelePresense. В рамках этого сеанса видеокопия девушки в полный рост рассказывала о новинках на стенде компании.

Большим и заметным стендом отличился системный интегратор «Энвижн». На нем были представлены основные продуктовые направления деятельности компании, среди которых заметным интересам пользовались вопросы информационной безопасности. Яркая цветовая гамма в оформлении стенда, а также сотрудники, ходящие по выставке с желтыми флагами, привлекали внимание к компании. Впрочем, на фоне продажи «Энвижна» АФК «Система» (собственник компаний МТС и «Ситроникс»), которая имела и собственный стенд на выставке, не удивительно, что именно «Энвижн» громко заявил о себе представленностью на «Связь-Экспокомме».

Безусловно, на выставке в полной мере присутствовал и «Ростелеком», который в этот раз сделал упор на развитии «облачных технологий». Вице-президент по инновационному развитию «Ростелекома» Алексей Нащекин заверил в очередной раз в том, что мы «вступили в эпоху глобальной конвергенции и перешли к подходу «все как сервис» (схемы Software as a service, infrastructure as a service и т. д.). То есть в условиях повального развития «облачных технологий» компания видит себя универсальным сервис-провайдером, причем не ограничивая себя территорией России. Так, «Ростелеком» подписал договоры с «1С» и Microsoft о развитии единой национальной «облачной» платформы. В рамках презентации была представлена облачная услуга «O7.Бизнес», один из первых «облачных» сервисов, доступных пользователям Национальной облачной платформы уже сегодня. Этот сервис предназначен для предприятий малого и среднего бизнеса, бюджетных учреждений, а также органов государственной власти и местного самоуправления, позволяя организациям достигать существенной экономии при содержании собственной ИТ-инфраструктуры. Так, пользователь сервиса получает возможность автоматизировать сразу несколько важнейших бизнес-процессов: бухгалтерский учет, ведение клиентской базы, анализ продаж, документооборот, логистику и коммуникации. По словам директора «1С» Бориса Нуралиева, в рамках проекта Национальной облачной платформы в первую очередь «в облака» переводится бухгалтерия госучреждений. В свою очередь физические лица с помощью услуги «O7» смогут не только получать услуги Интернета или телефонии, но и записаться на прием к врачу, оплачивать услуги ЖКХ и т. д. «Когда люди говорят, что та или иная вещь невозможна, — это не факт, а всего лишь мнение», — философски подчеркнул Алексей Нащекин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ