«Бесперебойная работа транспорта — главный результат и лучшая оценка деятельности транспортного прокурора»

Безопасность на транспорте — сегодня ключевой вопрос для этой отрасли. Если бы все собственники бизнеса заботились об этом, трагедий в этой сфере было бы в разы меньше. Как пресекать нарушения в сегменте транспорта и можно ли влиять на то, чтобы этот бизнес был более цивилизованным, корреспонденту «КС» МАРГАРИТЕ ЕЛПАШЕВОЙ рассказал Западно-Сибирский транспортный прокурор СЕРГЕЙ ФЕОКТИСТОВ.

Юбилейный год

— Сергей Валерьевич, в текущем году прокуратура России отмечает свое 290-летие. Поздравляем вас с юбилеем! Расскажите о периоде становления Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

— Действительно, 2012 год — юбилейный для Российской прокуратуры. Но хотел бы отметить, что специализированные прокуратуры как неотъемлемая часть единой прокурорской системы появились не сразу, а спустя более двух столетий после ее образования.

Пройдя длительный период реформирования, включающий даже частичную ликвидацию, в 2007 году транспортные прокуратуры воссозданы на всей территории страны. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки № 81 от 11 мая 2007 года с 1 июня 2007 года образована и Западно-Сибирская транспортная прокуратура с полномочиями прокуратуры субъекта Российской Федерации.

Принятие решения о возрождении транспортных прокуратур было обусловлено необходимостью укрепления законности и правопорядка на стратегически важных для современной России объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также необходимостью усиления защиты экономических интересов страны в таможенной сфере.

Пятилетний период деятельности Западно-Сибирской транспортной прокуратуры подтверждает целесообразность и правильность данного решения.

— Как начиналось становление вашего ведомства?

— Оглядываясь назад, в первую очередь вспоминается, каким непростым был период становления в 2007 году. Генеральным прокурором была поставлена задача в кратчайшие сроки организовать действенный надзор на вверенном направлении. Острая нехватка необходимых помещений для размещения прокурорских работников, автотранспорта и простейших «орудий труда» в первые месяцы работы компенсировались высокой самоотдачей и фактически круглосуточным режимом работы сотрудников, сформировавших аппарат Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

Территория, на которую были распространены надзорные полномочия транспортных прокуроров Западной Сибири, включает 9 субъектов самого крупного в стране Сибирского федерального округа, государственную границу на севере по Ледовитому океану, на юге — с Казахстаном, Монголией и Китаем, наиболее протяженный участок Транссибирской магистрали, водные артерии Обского и Енисейского бассейнов.

— А какие направления вашей работы для вас более приоритетны?

— Первостепенный приоритет нашей работы — надзор за соблюдением законов о транспортной безопасности. Безаварийная, бесперебойная работа железнодорожного, воздушного и водного транспорта — главный результат и лучшая оценка деятельности транспортного прокурора. При этом под транспортной безопасностью подразумеваются и надлежащее техническое состояние транспортных средств, и антитеррористическая защищенность объектов транспортной инфраструктуры.

Не менее важны и актуальны для нас вопросы борьбы с коррупцией, эффективного использования бюджетных средств, соблюдения прав пассажиров — потребителей транспортных услуг.

Ежегодно Западно-Сибирской транспортной прокуратурой проводится множество проверок, большинство которых имеют широкий общественный резонанс. Приведу несколько таких примеров.

В прошлом году всеми транспортными прокуратурами Западной Сибири проведены проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте. По результатам выявлено свыше тысячи нарушений закона, возбуждено три уголовных дела в отношении сотрудников ГИМС МЧС России по Красноярскому краю, в том числе по факту получения взятки за незаконную выдачу судовладельцам удостоверений на право управления маломерным судном.

Проведенными проверками вскрыты факты осуществления судовладельцами перевозок пассажиров и грузов без соответствующих лицензий (разрешений); превышения допустимой пассажировместимости судов; несоблюдения требований о безопасной эксплуатации судов, укомплектованности их экипажей и поддержании судов в технически исправном состоянии; несоблюдение требований пожарной безопасности, нарушения законодательства о защите прав потребителей и др.

— Можете рассказать подробности таких проверок?

— Например, Кемеровским транспортным прокурором выявлено так называемое судно-«фантом», осуществляющее перевозку пассажиров по реке Томь и при этом не стоящее на учете ни в одном контролирующем органе. Соответственно, оценка технического состояния, уровня безопасности плавания на этом судне осуществлялась исключительно его владельцем по собственному усмотрению.

— А что в других видах транспорта?

— Не оставлен без внимания железнодорожный транспорт. По результатам прокурорских проверок в 2011 году выявлено свыше 4 тысяч нарушений закона о безопасности движения на железной дороге, прав потребителей услуг железнодорожного транспорта.

Прокурорскими проверками выявлены нарушения технологической дисциплины, повлекшие браки в поездной и маневровой работе, создававшие реальную угрозу жизни и здоровью людей.

В ряде случаев предприятиями железнодорожного транспорта своевременно не проводился ремонт железнодорожных путей, а также подвижного состава, чем создавались предпосылки для сходов вагонов и локомотивов, возникала реальная угроза жизни, здоровью пассажиров и работников поездных бригад.

Конечно, по результатам проверок по всем выявленным нарушениям закона транспортными прокурорами приняты меры реагирования.

Дела серьезные

— Часто ли в результате проверок по инициативе прокуратуры возбуждаются уголовные дела?

— Действительно, зачастую результатом прокурорской деятельности становится возбуждение уголовного дела. Только в 2011 году по материалам Западно-Сибирской транспортной прокуратуры возбуждено 107 уголовных дел. Приведу несколько примеров, наиболее значимых.

Прокурорскими проверками неоднократно выявлялись факты невозвращения валютной выручки из-за границы.

Например, Кемеровской транспортной прокуратурой выявлен факт невозвращения ООО «Шахта Колмогоровская-2» валютной выручки по контракту на поставку угля каменного компанией Volvitron Limited (Британские Виргинские острова). На валютный счет резидента не поступила валютная выручка за поставку товаров по указанному контракту в общей сумме свыше 7 млн долларов США, или более 210 млн рублей.

По результатам «общенадзорной» проверки в отношении генерального директора шахты и его заместителя возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ. Уголовное дело передано для расследования в территориальные следственные органы.

Подобные нарушения в 2011 году выявлены Омским транспортным прокурором в деятельности ООО «РА» на общую сумму около 1 млрд рублей, в связи с чем в отношении руководителя ООО «РА» отделом дознания Омской таможни также возбуждены уголовные дела по ст. 193 УК РФ.

Новокузнецким транспортным прокурором возбуждены уголовные дела в отношении коммерсантов, бравшихся за ремонт важнейших узлов железнодорожных локомотивов и получавших за это немалые денежные суммы. На деле никакого ремонта не происходило, все ограничивалось составлением необходимых документов и продлением срока службы. Есть уверенность, что вскоре мошенники предстанут перед судом.

Уже в начале 2012 года нами утверждено обвинительное заключение и направлено в суд уголовное дело в отношении группы из пяти сотрудников Кемеровской таможни, обвиняемых в получении взятки и служебном подлоге, а также двух участников внешнеэкономической деятельности, обвиняемых в даче взятки. Необходимо отметить устойчивый и длительный характер преступной связи: незаконное сотрудничество таможенников и коммерсантов длилось с 2006 года на протяжении четырех лет.

— Сергей Валерьевич, а как можно охарактеризовать общее состояние законности на транспорте? Насколько эффективное влияние оказывает на него деятельность контролирующих органов?

— Наглядно состояние законности в данной сфере может показать статистика. Так, только в 2011 году при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства транспортными прокурорами выявлено свыше 20 тысяч нарушений закона, послуживших основанием для внесения около 2000 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено свыше полутора тысяч лиц. Опротестовано более 2000 незаконных правовых актов. В судебные органы направлено более 2000 заявлений. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 1000 лиц.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что причины неблагополучного состояния законности в сфере транспортной безопасности не в последнюю очередь кроются в системных упущениях в работе государственных органов контроля и надзора.

Во многих случаях мы сталкиваемся с отсутствием принципиальной, жесткой позиции контролирующих органов в отношении нарушителей закона. Далеко не всегда инспекторами ставятся вопросы об ответственности должностных лиц, контролируется выполнение собственных предписаний. Правонарушители необоснованно освобождаются от административной ответственности либо легко избегают ее в связи с истечением срока давности по причине несвоевременного возбуждения административных дел.

— Расскажите об этом подробнее.

— Примеров подобных упущений более чем достаточно. Серьезные недостатки выявлены в работе теруправления Росавиации в Красноярском крае. Установлены многочисленные факты волокиты и бездействия должностных лиц при расследовании авиаинцидентов, затягивания сроков расследования, нарушения Правил расследования авиапроисшествий, отрицательно влияющие на безопасность полетов. Безусловно, все эти недочеты в деятельности органов контроля (надзора) негативно сказываются на состоянии законности в сфере транспорта.

В территориальных органах Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выявлены факты принятия незаконных решений о выдаче лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов; отсутствия контроля за исполнением предписаний и требований; неправомерного освобождения нарушителей от административной ответственности; выпуска судов в навигацию с грубыми нарушениями требований безопасности плавания.

Многочисленные нарушения закона выявлены транспортными прокурорами в деятельности филиалов ФГУ «Российский речной регистр». Так, установлены факты незаконной выдачи Западно-Сибирским филиалом ФГУ «Российский речной регистр» разрешительных документов, а также необоснованного продления ранее выданных свидетельств; необоснованного переноса сроков очередного и классификационного освидетельствований пассажирских и грузовых судов.

Также в ходе проверки деятельности территориальных подразделений ГИМС МЧС России выявлены многочисленные факты незаконной регистрации крупногабаритных судов в качестве маломерных. Совершение подобных действий позволяло судовладельцам необоснованно минимизировать расходы на обеспечение безопасности плавания, так как технические требования к маломерным судам существенно ниже. Не исключена и личная, корыстная заинтересованность государственных инспекторов ГИМС МЧС России в указанной регистрации.

Например, в ряде случаев данные об обучении и практической подготовке слушателей судовождению были сфальсифицированы. В частности, новосибирским транспортным прокурором при проверке соблюдения порядка сдачи экзаменов на право управления маломерными судами установлено, что вопреки закону практическая часть экзамена (проверка навыков судовождения) у 35 слушателей фактически не принималась. Абаканским, Енисейским и Новосибирским транспортными прокурорами выявлены факты выдачи документов на право управления маломерными судами вообще без сдачи квалификационных экзаменов.

— Насколько суровым выглядит наказание нерадивых чиновников и не ограничивается ли этот процесс рядовыми исполнителями?

— Безусловно, у каждого руководителя весьма широк круг полномочий, а значит, и возможностей избежать ответственности, переложить ее на плечи «бестолковых» подчиненных. Однако, по нашему мнению, и спрос с начальников любого уровня должен быть особым, и наказание за допущенные правонарушения — ощутимым.

В 2011 году заместителем Западно-Сибирского транспортного прокурора утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего руководителя Западно-Сибирского управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Н., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса РФ.

Следствием установлено, что Н. злоупотребил своими должностными полномочиями, выполняя полеты в ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в должности командира воздушного судна и пилота-инструктора, где он работал по совместительству, не сообщая в кадровую службу федерального органа управления о своем отсутствии на рабочем месте и получая при этом заработную плату на чиновничьей должности.

В результате мошеннических действий Западно-Сибирскому управлению государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта был причинен ущерб в размере более 100 тысяч рублей, серьезно пострадал авторитет государственной власти.

Уголовное дело направлено в Центральный районный суд г. Новосибирска для рассмотрения по существу.

Также дожидается своего приговора в Ленинском районном суде г. Омска бывший руководитель межрегионального органа государственного управления на внутреннем водном транспорте, злоупотребивший своими полномочиями при расходовании средств бюджетного учреждения и причинивший ущерб государству на сумму более 4 млн рублей.

Потребительский сегмент

— Часто ли в последнее время на транспорте нарушаются права потребителей?

— Должен отметить, что желание авиакомпаний, организаций железнодорожного и водного транспорта обогатиться за счет потребителей из-за незнания ими своих прав, а зачастую и простого навязывания ненужных им услуг приобретает серьезную опасность. Распространены факты ненадлежащего обслуживания пассажиров и предоставления некачественных услуг, в том числе при задержках и отменах рейсов, изменении маршрутов авиаперевозок.

Для транспортных организаций характерны нарушения, выражающиеся в непредоставлении полной и необходимой информации об объеме и качестве выполняемой работы, что позволяет избегать в дальнейшем неблагоприятных для себя последствий в случае ненадлежащего оказания услуг.

— То есть от потребителей часто утаивают информацию о рейсах и перевозчиках?

— Да, при этом авиапредприятиями такие нарушения допускаются на системной основе. Не соблюдаются правила не только о предоставлении информации, но и об оказании обязательных услуг. Например, в случае задержек и отмен авиарейсов — услуг на бесплатное питание и проживание в гостиницах.

К примеру, Енисейским транспортным прокурором внесено представление руководителю ГП Красноярского края «КрасАвиа» по фактам задержки авиарейса, неправомерного отказа в авиаперевозке пассажирам и непредставления им информации об отмене авиарейса.

По вине работников ООО «ПКФ «КатэкАвиа» в 2011 году в аэропорту Красноярск (Черемшанка) допущена задержка авиарейса на 25 часов 45 минут, при этом вопреки требованиям законодательства пассажиры задержанного рейса не были своевременно обеспечены прохладительными напитками, не размещены в гостинице.

Абаканской транспортной прокуратурой выявлены нарушения правил бронирования и продажи авиабилетов авиакомпанией ЗАО «Авиа Менеджмент Групп», осуществляющей авиаперевозки по маршруту Кызыл–Красноярск. Указанной авиакомпанией были установлены тарифы только с фиксированной датой вылета, что исключало возможность для пассажиров реализовать свои права в части бронирования пассажирского места на удобную для потребителя дату. По протесту Абаканского транспортного прокурора нарушения закона устранены.

По результатам проверки руководителям организаций, осуществляющих продажу авиабилетов, внесены представления, в отношении виновных должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях. Благодаря вмешательству прокуроров нарушения закона устранены.

В случае наиболее грубых нарушений прав потребителей мы инициируем возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение правил и условий лицензии. Эта мера наиболее эффективно дисциплинирует перевозчика, поскольку помимо солидного штрафа угрожает лишением лицензии.

Новосибирской транспортной прокуратурой выявлены нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при осуществлении ОАО «Авиакомпания «Сибирь» перевозок пассажиров.

Установлено, что ОАО «Авиакомпания «Сибирь» отменено выполнение регулярного рейса по маршруту Новосибирск–Пхукет (Тайланд). Перевозка пассажиров рейса организована вновь созданным чартерным рейсом по маршруту Новосибирск–Иркутск–Пхукет с вылетом из аэропорта Толмачево.

Вопреки требованиям ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, п.п. 72, 76 Правил ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не выполнило регулярный рейс в связи с отменой, не связанной с обеспечением условий безопасности полетов, авиационной безопасности, требованием уполномоченных органов; не проинформировало своих пассажиров о причине отмены рейса. По постановлению Новосибирского транспортного прокурора ОАО «Авиакомпания «Сибирь» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Кроме того, генеральному директору ОАО «Авиакомпания «Сибирь» внесено представление.

— А что касается ценообразования, часто ли перевозчики нарушают его процедуру? Вы этот вопрос отслеживаете?

— Да, мы уделяем этому особое внимание. Недавно Кемеровской транспортной прокуратурой по результатам осуществления мониторинга цен на авиабилеты в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области была направлена информация о необоснованном завышении цен на авиабилеты одной из авиакомпаний.

УФАС по Кемеровской области подтвердило позицию прокурора, что авиакомпания применяла необоснованно высокие тарифы экономического класса на перевозку пассажиров по маршруту Кемерово–Москва–Кемерово относительно нормальных тарифов, установленных другими авиакомпаниями, чем был нарушен установленный законом порядок формирования таких тарифов. В настоящее время УФАС по Кемеровской области возбуждено антимонопольное дело, проводится расследование.

— Можно ли оценить, как меры прокурорского реагирования влияют на динамику нарушений?

— В целом можно сказать, что тенденция к росту выявленных транспортными прокурорами нарушений связана не столько с правовым нигилизмом поднадзорных субъектов, сколько с более тщательными проверками, проводимыми Западно-Сибирской транспортной прокуратурой, более высокими требованиями, предъявляемыми к работе подчиненных сотрудников.

В то же время подобная динамика роста нарушений не дает возможности расслабиться надзорным органам и требует от них более серьезного подхода к организации проводимых проверок.

В качестве результата работы можно отметить тот факт, что за последние три года на территории Западно-Сибирского транспортного региона существенно сократилось количество авиаинцидентов, происшествий на железнодорожном транспорте. Почти вдвое уменьшилось число фактов смертельного травмирования граждан железнодорожным транспортом.

Бесусловно, есть в этом результате и существенный вклад труда транспортных прокуроров.

Прокурор на защите бизнеса

— А как происходит защита прав предпринимателей на транспорте? Как предприниматели могут поступать, если, по их мнению, проверки были проведены с нарушениями их прав, к примеру?

— Надзор в сфере соблюдения законодательства, обеспечивающего свободу экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) территориальными органами государственной власти на транспорте, является одним из направлений прокурорской деятельности. С 01.07.2011 все органы контроля на транспорте осуществляют проверки в рамках Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Могу отметить, что должностными лицами органов контроля не всегда соблюдаются права субъектов предпринимательской деятельности, чем и обусловлены многочисленные нарушения их прав. В частности, допускаются факты нарушений уведомительного порядка проведения плановых, внеплановых мероприятий, а также срока направления соответствующих уведомлений.

Например, в ходе проверки в Западно-Сибирском и Красноярском территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту установлено, что вопреки требованиям ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» специалистами Западно-Сибирского отдела во внеплановом порядке проверено свыше 300 предпринимателей, обслуживающих вагоны-рестораны, проверки которых ранее неоднократно проводились Роспотребнадзором на протяжении предшествующих трех лет.

Несмотря на требования закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели далеко не всегда уведомлялись органами государственного контроля о проведении плановых проверок (ООО «Рефтрансэкспедиция», ООО «ТК «Сибирьтранс», ООО «Новотранс Экспедиция», ОАО «Железнодорожная торговая компания» и другие).

Кроме того, установлены нарушения сроков проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности. Например, проверка детского оздоровительного лагеря им. К. Заслонова проведена Западно-Сибирским отделом с нарушением предусмотренного законом 20-дневного срока. Подобные нарушения были допущены при проверке ОАО «Железнодорожная торговая компания», ОПМС-19 Инской дистанции пути, вагонного эксплуатационного депо Инская, ИП Слабакова А. Н., ИП Семенова и многих других.

Также не изжиты факты проведения контролирующими органами внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры.

— Как этот закон сегодня может защитить предпринимателей, могли бы конкретизировать?

— В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предприниматель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каждый предприниматель может подать заявление в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру об обжаловании действий либо бездействия органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц.

К слову, оказать правовую помощь предпринимателям призван и Общественный Совет по защите их прав, созданный при Западно-Сибирской транспортной прокуратуре, занимающийся сбором, анализом и обобщением информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности.

В случае если нарушения субъектов предпринимательской деятельности допущены организациями-монополистами, обращаться также можно в управления Федеральной антимонопольной службы России в соответствующем субъекте Российской Федерации.

— Сергей Валерьевич, вы очень много рассказали о ваших проверках, но, как известно, нарушений везде всегда много. В связи с этим как вы сами оцениваете эффективность вашей работы?

— Результаты работы говорят сами за себя. Как я уже отмечал, за время существования Западно-Сибирской транспортной прокуратуры обеспечено реальное влияние прокурорского надзора на состояние безопасности движения и эксплуатации транспорта, его антитеррористической защищенности.

Существенно активизировалось противодействие коррупции в системе органов государственного управления на транспорте, в таможенных органах; по материалам прокурорских проверок Западно-Сибирской транспортной прокуратуры возбужден и расследуется ряд уголовных дел о преступлениях, совершенных должностными лицами государственных органов контроля.

Весомый вклад внесен транспортными прокурорами в совершенствование действующего законодательства. Результаты надзорной практики послужили основанием для внесения изменений в целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы безопасности на транспорте.

Защиту со стороны государства ощутили пассажиры, работники транспортной сферы. Благодаря активности транспортных прокуроров за последние три года задолженность работодателей-транспортников на территории Западной Сибири сократилась с полумиллиарда до 12 миллионов рублей. Тысячи работников транспортной сферы получили законное вознаграждение за труд.

Об эффективности проводимых проверок свидетельствует также и то обстоятельство, что мы не ограничиваемся внесением дежурных актов прокурорского реагирования, что называется, «для галочки». Наша цель — это полное устранение выявленных нарушений, и мы этого добиваемся в каждом конкретном случае.

Немаловажная деталь: благодаря принципиальной позиции транспортных прокуроров в 2011 году в среднем по результатам рассмотрения каждого нашего представления в дисциплинарном порядке наказано виновное должностное лицо.

Однако мы не намерены останавливаться на достигнутом. Как любая организация, заинтересованная в улучшении качества своей работы и ее результата, мы стремимся к дальнейшему совершенствованию надзора и видим неиспользованные резервы.

В частности, прокурорам поставлена задача наладить более тесное взаимодействие с общественными и профсоюзными организациями, трудовыми коллективами. Так сказать, пойти в народ.

При этом нам важно не только оперативно и своевременно получить сведения о нарушениях закона, но и лично убедиться в том, что наше вмешательство принесло конкретный результат, оказало реальную помощь, восстановило права гражданина, интересы государства.

И в этом смысле мы очень рассчитываем на помощь и взаимодействие со средствами массовой информации. С одной стороны — как важнейших источников получения сведений о нарушениях закона (состоянии законности), а с другой — как ретрансляторов оценок и мнений общества о нашей работе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ