Обратная связь. Факторинг: банк или компания?

В одном из прошлых номеров в рамках рубрики «Управление финансами компании» мы пытались понять, к кому лучше обратиться за факторинговыми услугами — к специализированным компаниям или банкам? Своим опытом по этому вопросу с «КС» поделились финансисты сибирских компаний.

Бахыт Шахманова, финансовый директор Торгового дома «Калина»:

— Наша компания уже почти 20 лет поставляет продукты питания. Факторингом мы пользуемся с 2008 года. В текущей экономической ситуации могу сказать, что факторинг — это альтернатива овердрафтам и кредитам на пополнение оборотных средств.

Общеизвестно, что кредиты на пополнение оборотных средств выдаются под залог с весьма приличным дисконтом. Условиями выдачи овердрафта являются наличие и привязка оборотов по расчетному счету. Кредитование под дебиторскую задолженность банками не рассматривается, хотя дебиторская задолженность с экономической точки зрения является высоколиквидным активом.

Сущность факторинга заключается в своеобразном обмене исполняемого в будущем денежного требования на денежные средства. С экономической стороны факторинг освобождает нас от ожидания платы за товары от покупателя и позволяет включить денежные средства фактора в собственный торговый оборот.

С 2008 года по факторингу мы работаем с Промсвязьбанком. Трудности есть, при этом они успешно решаются. При этом у нас обширный опыт работы по факторингу с разными игроками. Мы постоянно находимся в поиске, не с целью смены партнера, а с целью диверсификации рисков бизнеса. Должна констатировать, что, несмотря на то что в финансовую службу Торгового дома «Калина» поступает масса предложений от банков и различных факторинговых компаний, при попытке практической реализации выявляется масса непроработанных деталей. Данный рынок банковских услуг находится в зачаточном состоянии.

Схема факторингового обслуживания практически одинакова. Безусловно, разница есть не только между банком и факторинговой компанией, но и между банками. И различие не только в стоимости обслуживания и в объеме финансирования от суммы поставки, но и в репутации банка либо факторинговой компании. В пользу банка решение нами принято еще и в связи с тем, что получение финансирования и операционная деятельность (например, платежи контрагентам) проводятся в одном банке, что значительно сокращает время и упрощает процедуру финансирования.

Оксана Кулагина, начальник отдела привлечения ресурсов компании «Обувь России»:

— У нас был опыт работы с факторинговой компанией до кризиса 2008 года. Тогда мы использовали инструмент факторинга для развития оптового направления. Трудности, с которыми сталкивались, были связаны с тем, что нам необходимо было объяснить нашим оптовым клиентам, что это за новый инструмент и какие преимущества он дает. Для наших оптовых покупателей плюс был в том, что они получали отсрочку платежа до 120 дней. Это позволяло им увеличивать объем закупок, а нам в свою очередь — товарооборот оптовых продаж. Для нас также плюсом являлось то, что мы сразу получали оплату от банка за поставляемый нами товар. Однако в кризис мы вынуждены были сократить объем операций по факторингу. Это было связано прежде всего с тем, что факторинговые компании перестали оплачивать поставки, ужесточили требования к покупателям и к объемам поставок в месяц. Большинство же наших оптовых клиентов — это индивидуальные предприниматели, они по критериям факторинговых компаний не проходили. Кроме того, повысились тарифы за услугу факторинга.

В целом факторинг удобен для оптовых компаний, которые имеют большой объем поставок в месяц и хотят иметь гарантию оплаты от банка. Несмотря на то что факторинг — достаточно дорогой инструмент, он окупает себя, так как позволяет увеличить товарооборот и дает гарантию оплаты за отгружаемый товар со стороны банка.

При выборе партнера для сотрудничества следует обращать внимание на следующие критерии. Это прежде всего репутация партнера. На наш взгляд, надежнее работать с банком, поскольку факторинговые компании не лучшим образом проявили себя в кризис. Кроме того, нужно постоянно мониторить рынок на предмет того, кто устанавливает меньшие лимиты на объем поставок в месяц, требует предоставлять меньший объем документов по каждой отгрузке, предлагает более низкие комиссии за услугу.

Кстати, несколько лет назад, когда мы начинали использовать инструмент факторинга, мы не сразу нашли партнера, так как мало кто эту услугу предлагал. Сейчас рынок факторинга активно развивается, многие банки вышли на этот рынок, поэтому есть возможность выбрать для себя наиболее приемлемый вариант работы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ