«Каждый день — новые проекты»

Первый замгубернатора Новосибирской области ежедневно борется с бюрократическими барьерами в интересах инвесторов

Первый заместитель губернатора Новосибирской области ЛЕОНИД ГОРНИН побывал в гостях у журналистов редакций «Континента Сибирь», МЕТРО-ГАЗЕТЫ, сибирского бюро «Ведомостей». В ходе встречи обсуждалось не только социально-экономическое положение области, но и разные проблемные ситуации, которые возникают в регионе. Горнин рассказал о «распиле» бюджетного эффекта и о том как, по его мнению, можно искоренить коррупцию. Беседу записала корреспондент «КС» АЛЕКСАНДРА ЕВДОКИМОВА.

Прежде чем перейти к вопросам о конкретных проблемах региона и о тех мероприятиях, приоритетных проектах, которые позволят эти проблемы решать, журналисты новосибирских изданий поинтересовались у первого заместителя губернатора Новосибирской области Леонида Горнина общим состоянием экономики в регионе и теми показателями социально-экономического развития, которых уже удалось достичь на сегодняшний день.

— Леонид Владимирович, как известно, I квартал нынешнего финансового года уже заканчивается, а значит, пора подводить некоторые итоги. Сегодня представителей бизнеса в большей степени интересуют общее положение дел в экономике и прогнозы экономического развития на последующие кварталы и год. Могли бы озвучить эти показатели и свои прогнозы на будущее?

— В 2011 году Новосибирская область достигла определенных положительных результатов, подтверждая успешное развитие экономических процессов на территории нашего региона. Причем этот успех сегодня базируется преимущественно на элементах несырьевой экономики. К примеру, мы демонстрируем достаточно хороший темп роста внутреннего регионального продукта, как вы знаете, его объем по прошлому году в Новосибирской области составил 558 млрд рублей. Да, безусловно, этого недостаточно, особенно в пересчете на душевой норматив. Но что особенно хотелось бы подчеркнуть, мы также впервые за последние годы достигли очень высокого показателя роста по инвестициям в основной капитал — более 115% к предыдущему периоду. Этот рост подчеркивает продуманность и грамотность решений, которые были сформированы за прошлые годы.

Как известно, привлекательность конкретного региона, и особенно по инвестиционной составляющей, формируется с заделом в 5–10 лет. Те 142 млрд рублей инвестиций в основной капитал, которые удалось получить в прошлом году, позволяют привлечь внимание к области со стороны инвесторов из других регионов.

Хорошего показателя в области также удалось достичь и по промышленному производству. Сегодня индекс промышленного производства в среднем на 2 процентных пункта выше, чем в целом по стране. Среднероссийское значение — 104,7%, у нас он порядка 106,4% к уровню 2010 года. Особенно радуют успехи в части обрабатывающей промышленности, которая, как известно, является основой для успешного развития экономических и социальных процессов. В 2011 году рост по этому показателю составил около 113%.

Если говорить о I квартале 2012 года, по многим показателям уже наблюдается рост по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Впрочем, сравнивая нынешний январь с январем прошлого года, нужно учитывать особенности стремительного роста экономики. Индикатором оценки экономической политики, проводимой в области, также выступают общие настроения, которые складываются среди налогоплательщиков — представителей всех видов бизнеса. На хорошие показатели они влияют даже больше, чем те цифры, которые демонстрирует консолидированный бюджет Новосибирской области или простая статистика промышленного производства и ВРП. Налоговая дисциплина плательщиков, культура и ответственность представителей бизнеса перед гражданским обществом и властью абсолютно точно повышаются.

Положительная динамика есть и по налогу на прибыль (рост показателя за первые два месяца наступившего 2012 года составил более 200%). Соответствующий показатель по НДФЛ — около 114%. Замечу, наши ожидания по этому виду налога были чуть выше. Но я убежден, что по формированию фонда оплаты труда в реальном секторе экономики мы выйдем на показатели не ниже прошлого года.

— Как складывается сегодня ситуация по сборам налогов?

— Ситуация по администрированию в части недоимки по налогу на доходы физических лиц и упрощенной системе налогообложения также улучшается. Рост налогов по «упрощенке» — 120% в наступившем году — говорит о том, что малый бизнес (а в основном он представлен сферой услуг и торговли) чувствует себе довольно уверенно. Улучшение производственных показателей дает возможность менять отношение и к налоговой культуре. В меньшей мере используются сегодня карательные и в большей — превентивные меры борьбы с неплательщиками.

В целом, если говорить о консолидированном бюджете Новосибирской области по всем базовым направлениям, за два месяца этого года собственные доходы бюджета выросли на 10 процентных пунктов — со 115% до 125% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это не означает, что тренд сохранится в течение всего налогового и финансового периода 2012 года. Однако убежден, что в целом по году все плановые показатели в части социально-экономического развития области будут выполнены не меньше 100%.

— Достаточно позитивный прогноз. Надеемся, он позволит представителям новосибирского бизнес-сообщества зарядиться активностью на весь предстоящий год. Кстати, есть мнение, что многие годы строительная отрасль была «локомотивом» экономического развития Новосибирской области. Какую сферу вы сами смогли бы выделить в качестве такого «локомотива» для региональной экономики сегодня?

— Если говорить про строительный сегмент, его вклад в формирование внутреннего регионального продукта составляет не более 6–7%. Вряд ли в этом случае можно сказать, что строительный сектор выступает в качестве такого «локомотива» экономики. Но учитывая мультипликативный эффект, это, безусловно, базовая для нас отрасль и одно из направлений, которое губернатор Новосибирской области сформулировал в качестве приоритетного. В связи с тем, что перед органами муниципального и областного управления была поставлена задача по показателю введенного жилья преодолеть уровень в 1,5 млн кв. метров, мы все стремимся к реализации поставленной цели. Кстати, условной нормой для всех регионов страны является обеспечение показателя 1 кв. метр на одного жителя.

С другой стороны, поскольку Новосибирская область позиционируется как инновационный регион, все мы так или иначе понимаем, что должны развивать производство с высокой добавленной стоимостью. Речь идет об инновационных производствах, обрабатывающей промышленности, станко- и машиностроении.

Я лично вижу успех развития Новосибирской области в улучшении социальной инфраструктуры, повышении качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг гражданам — в области здравоохранения, образования, безопасности, правоохранительной деятельности, а также в реальном финансировании и вводе новых предприятий. Приоритетной сферой для нас также является сельское хозяйство, ведь 40% жителей области проживают на селе. Очевидно, что стимулирование аграрной экономики особенно актуально в сельской местности, в отдаленных районах, где сельхозпроизводство — единственный возможный способ обеспечения жизнедеятельности. В связи с этим по некоторым направлениям сельского хозяйства ставится задача обеспечить рост объема производства до 130% в 2012 году. Реализация этих целей станет возможна только через эффективную кадровую политику, привлечение специалистов посредством дополнительных специальных мер по предоставлению жилья и повышении заработной платы.

Мы тратим существенные бюджетные ассигнования на развитие наукоемких производств в соответствии, как модно сейчас говорить, с кластерной философией — c компонентами образования, науки, инфраструктурного бизнеса и непосредственно самого производства. Эти четыре компонента, как мы надеемся, должны дать существенный прорыв в наукоемких технологиях. И такие примеры на сегодняшний день уже есть: к примеру, кластер вокруг «НЭВЗ-Союз» — предприятия, производящего нанокерамику. Продукция завода может быть использована в газонефтяном секторе, оборонной и авиационной промышленности.

— А госзаказы на эту продукцию уже имеются?

— Пока госзаказа нет. На данный момент идут испытания и сертификация продукции. Как вы понимаете, это довольно долгий процесс. Продукция перспективная. Ближайший год госзаказа на продукцию, очевидно, не будет.

Помимо своего видения общей ситуации в экономике региона, Леонид Горнин поделился планами в части новых программ по поддержке строительной отрасли, а также приоритетных инвестиционных проектов в сфере дорожного строительства.

— Несколько дней назад мэр города Владимир Городецкий озвучил решение муниципалитета достроить Южную развязку в сжатые сроки (за два года вместо четырех лет) при условии, если, помимо муниципальных средств (в размере 300 млн рублей), область со своей стороны также выделит деньги (500 млн рублей) на окончание этого строительства. В связи с этим вопрос: планирует ли правительство Новосибирской области выделить эти средства с учетом сложившейся необходимости финансирования еще нескольких крупных и не менее важных объектов дорожной инфраструктуры, таких как Восточный обход и строительство третьего моста через реку Обь?

— Как вы правильно заметили, помимо Южной развязки, у города есть не менее важные инфраструктурные объекты дорожного строительства, которые дают толчок развитию экономических процессов на всей территории Новосибирской области, создают некую привлекательность для инвесторов, а также формируют облик нашего города и влияют на комфортность проживания наших жителей. Речь идет о третьем мосте через Обь и Восточном обходе.

Понятно, что определенные желания по реализации приоритетных проектов есть у всех, в том числе и у мэрии города. В данном случае речь идет об объекте дорожной инфраструктуры самого большого муниципального образования, а именно города Новосибирска, полномочия по его реализации закреплены за местным муниципалитетом. Однако я подчеркиваю, что, принимая решение в части софинансирования проекта строительства Южной развязки, мы не помогаем городу, мы решаем общую задачу транспортной инфраструктуры. Если же говорить об уровнях бюджета, для простого жителя разница, из какого источника будет получено бюджетное финансирование, небольшая, главное здесь — результат.

В связи с этим основная задача, поставленная перед нами, — сбалансировать свои возможности. Главный инструмент решения этой задачи, который имеется в распоряжении областного правительства, — это, безусловно, консолидированный бюджет. Несмотря на то что он имеет хорошие параметры, «упаковать» и финансово поддержать все крупные инфраструктурные объекты не всегда удается. Нет сомнения, что развязка нужна городу, но решения о реализации проекта по Южной развязке принимаются параллельно с соответствующими решениями о вводе в эксплуатацию развязки на улице Петухова, на Южной площади, по Советскому шоссе. Реализация этих проектов позволит кардинально поменять облик города, обеспечить комфортность территорий и повысить транспортную доступность по направлению к центральной части Новосибирска.

На сегодняшний момент запланировано предусмотреть бюджетное финансирование на сумму 1,3 млрд рублей по развязке на улице Петухова, в районе «ВИНАПа». Уже в 2012 году начнутся проектирование, вынос соответствующих технологических инженерных коммуникаций, приступят к первой стадии строительства. По предварительному согласованию, за счет города в этом году планируется поддержать проект по строительству Южной площади — в сумме 350 млн рублей, в областном бюджете пока не запланирована эквивалентная сумма, решение будет вынесено в начале апреля.

Поступят ли из областного бюджета средства в указанном размере под проект строительства Южной развязки, станет ясно не раньше 20 апреля, когда будут скорректированы областной и федеральный бюджеты на 2012 год. В том числе все будет зависеть от решения федерального правительства и тех поправок, которые будут внесены в бюджет. Пока по согласованию с министром транспорта Игорем Левитиным из средств федерального бюджета предусмотрено 7 млрд рублей на строительство третьего мостового перехода в Новосибирске, которые будут распределены на 2012–2013 годы. На сегодняшний момент третий мостовой переход — это ключевой и важнейший элемент, на который направлены все управленческие и финансовые усилия. Напомню, что пока финансирование этого проекта идет только за счет средств города и области, в полном соответствии с графиком.

Как только защита поправок в федеральном бюджете пройдет успешно, мы вместе с муниципалитетом найдем и консолидируем ресурсы по бюджетному финансированию Южной развязки. Когда будут скорректированы областной и федеральный бюджеты на 2012 год, наши поправки будет вынесены на рассмотрение в Законодательное собрание.

— Леонид Владимирович, последние годы власть поддерживала строителей созданием благоприятных условий для ввода нового жилья, а жителей области — в вопросе обеспечения этим жильем: сначала 2/3 процентной ставки по ипотеке субсидировали, при этом помогали в основном молодым семьям и молодым специалистам, в кризисный период всех желающих обеспечивали суммой в 300 тыс. рублей в счет приобретаемого жилья. Сейчас осуществляется в основном поддержка молодых семей. Какие программы в дальнейшем будут реализовываться в области? Кому планируете помогать с приобретением нового жилья?

— Действительно, меры по предоставлению средств, которые предусматривались к выделению в 2009–2010 годах, в сумме около 2 млрд рублей в качестве субсидирования процентной ставки по квартирам, приобретаемым как на первичном, так и вторичном рынке, дали определенный эффект, хотя и носили антикризисный характер. Несмотря на то что на сегодняшний день эти программы закончены, для областного бюджета они не закрыты, мы продолжаем нести обязательства по субсидированию процентной ставки с горизонтом до пяти лет на все время обслуживания ипотечных кредитов. Для бюджета эта нагрузка по-прежнему сохраняется, хотя ежегодно пропорционально уменьшается.

Отвечая на вопрос о новых продуктах, замечу, что губернатором Василием Юрченко и правительством Новосибирской области будут приняты решения в развитие поставленной задачи по реализации целевой программы «Жилище». В поправках к областному бюджету, которые будут рассмотрены до конца марта, мы предусматриваем до 1 млрд рублей дополнительных бюджетных ассигнований для субсидирования процентных ставок и снижения ипотечной нагрузки для отдельных категорий граждан Новосибирской области. Предполагается, что соответствующая программа затронет работников бюджетной сферы.

В качестве мер поддержки по программе «Жилище» рассматривается несколько вариантов, в том числе субсидирование процентной ставки в целях понижения общей нагрузки по оплате ипотеки, а также разовые выплаты, которые не предусматривают дальнейшего сопровождения всего периода ипотечных выплат. Речь идет о суммах до 300 тыс. рублей для работников бюджетной сферы, культуры, системы здравоохранения, образования, высшей школы и социальных служб.

Мы концентрируем свое внимание на молодых специалистах до 35 лет. Кроме того, продолжится реализация программы «Земский доктор» по линии здравоохранения, нацеленной на решение проблемы нехватки кадровых ресурсов на селе и предусматривающей поддержку в рамках 1 млн рублей для каждого молодого специалиста, который примет решение заключить 5-летний контракт для осуществления трудовой и профессиональной деятельности в сельских территориях. По моим оценкам, количество людей, которые бы захотели воспользоваться такой государственной поддержкой, должно было быть больше. Но на данный момент такое желание выразили только 42 человека на всей территории Новосибирской области.

— Могли бы вы дать совет новосибирцам не как чиновник, а как экономист, насколько при нынешних условиях целесообразно брать ипотеку?

— Как экономист я скажу, что не совсем разделяю идею ипотечного кредитования. Простой расчет позволит сделать очевидный вывод: жить в арендном жилье гораздо выгоднее. Эта формула применима не только к Новосибирской области и России, но и к европейским странам с более устойчивыми экономиками. В Великобритании, к примеру, банки неохотно предоставляют ипотеку на квартиры в высотных домах, поскольку на них нет высокого спроса со стороны потребителей.

Логично, когда в пенсионном возрасте, сделав соответствующие накопления, человек приобретает дом за городом, начинает вести оседлый образ жизни. Население более активного трудового возраста понимает, что в условиях нарастающей трудовой миграции внутри страны арендное жилье не только экономически выгоднее, но и позволяет менять места жительства, населенные пункты, города, места работы, в общем, способствует принятию оперативных решений. Кроме того, учитывая, что на рынке сегодня огромную долю занимает вторичное жилье, на которое также распространяется ипотека, очевидно, что с каждым годом его стоимость будет уменьшаться. Капитализация в «старое жилье» и экономическая стоимость одного квадратного метра в доме, которому уже 20–25 лет, гораздо ниже нового. Это я говорю как экономист.

Но как чиновник и представитель власти я, безусловно, должен пропагандировать философию, в соответствии с которой свой дом должен быть у каждой семьи, а ипотека должна рассматриваться как один из инструментов приобретения этого жилья, иначе меня просто не поймут граждане.

— Насколько отличается поддержка как в виде банковских ипотечных продуктов, так и государственная по обеспечению жильем в Новосибирской области от других регионов?

— Не могу сказать, что условия по ипотечным продуктам, к примеру, в красноярских банках слишком отличаются от тех, что предлагаются в новосибирских банках. Что касается государственной поддержки, действительно, в разных регионах наблюдаются различные объемы господдержки, в том числе и по ипотекам. В Новосибирской области, могу точно сказать, объемы этой поддержки не ниже среднего уровня по стране.

Я являюсь членом одной из подгрупп проекта «Открытое правительство», где широко развернулась дискуссия об усилении дифференциации между регионами, которая влияет на трудовую миграцию, на привлекательность жизни в разных субъектах РФ. Одна из идей, которая рассматривается сегодня «Открытым правительством», — уйти от фиксированной ставки НДФЛ, а также предложение о том, чтобы губернаторы сами принимали решения, какая ставка налога на доходы физических лиц должна быть в том или ином субъекте. Это предложение поступило от общественности. Как известно, цель «Открытого правительства» — в том числе привлечь к дискуссии гражданское общество, чтобы каждый гражданин чувствовал свою причастность к принятию управленческих решений. Причем речь идет не только о решениях с коротким плечом планирования, но и тех из них, которые связаны с налоговой, территориальной политикой развития, политикой в части межбюджетных отношений.

На мой взгляд, такая инициатива по самостоятельному установлению ставки НДФЛ губернаторами сама по себе достаточно спорная, поскольку это будет ставить под удар власть; граждане, проживающие во всех субъектах без исключения, будут требовать снижения этой ставки.

— Как раз на одном из таких заседаний «Открытого правительства» Дмитрий Медведев заявил о необходимости создания структуры, которая будет бороться с коррупцией в органах государственной власти. Ваше мнение как человека, который ответственен за каждую копейку в областном бюджете, — можно ли бороться с коррупцией и как?

— Есть эксперты, которые считают, что бороться с коррупцией в России не только бесполезно, но и вредно. Такие мнения есть, и я не буду их сейчас комментировать. Могу сказать за правительство Новосибирской области: мы открыты к диалогу с бизнесом и инвесторами, каждый день изучаем рынки, рассматриваем новые проекты. Вот, кстати, из последних: разбираемся сейчас с теми бюрократическими барьерами, которые возникли в городе Бердске по проекту компании PepsiCo. Пытаемся урегулировать возникшие разногласия, как говорится, в ручном режиме. В другом крупном проекте возникли проблемы в части кадастровой регистрации земельного участка площадью 18 га под заводом по переработке зерна для производства спирта (речь идет о проекте компании «Сангри» строительства завода по глубокой переработке зерна на земельном участке близ наукограда Кольцово. — «КС»). Участок этот проходит на границе наукограда Кольцово и Барышевского сельсовета. Возник спор, на чьей территории будет находиться это предприятие. Понятно, что каждый из глав муниципальных образований заинтересован в том, чтобы завод находился именно на его территории, депутаты грозятся, что ни метра другой стороне не отдадут, а значит, предприятие будет «поделено вдоль». Инвесторов, конечно, вся эта ситуация тоже не может не волновать.

— Вот вам и реальный «распил» предприятия…

— Ну, здесь речь идет скорее о «распиле» бюджетного эффекта. Вряд ли муниципальный район может чинить серьезные барьеры уже действующему предприятию.

Вообще, если говорить о коррупции, безусловно, тема больная. Нельзя полностью гарантировать, что она не появится в структурах правительства, но мы внутренне с этим явлением боремся. Я проводил соответствующую политику, в том числе с применением превентивных мер в части трудовых отношений и более эффективного изменения структуры чиновничьего аппарата, еще работая в должности министра финансов. Убежден, что в этот период ни у кого не было претензий к ангажированности и коррумпированности чиновников из минфина.

Главный же бич для всей системы взаимодействия органов государственной власти я вижу в бюрократических барьерах. Мы их сами изобрели и сами же создали. Причем с самыми циничными проявлениями бюрократических барьеров мы сталкиваемся, как это ни удивительно, не во взаимодействии «гражданин — орган государственной власти», а в межведомственном взаимодействии. Иногда доходит до того, что нужные документы могут рассматриваться 2–3 месяца.

— Каким вы видите решение этой проблемы?

— Решение действительно есть — оно заключается в том, чтобы исключить личный контакт гражданина с чиновником в тех сферах, где это возможно. Это становится возможным через средства предоставления электронных государственных услуг, где все должно быть предельно прозрачно и понятно, а также исключать личный и визуальный контакт с чиновником, который эту госуслугу предоставляет. Технологически это уже давно стало выполнимым. Главное, что использование электронных средств позволит в некоторой степени уйти от разговоров о коррупции, повысить качество услуг, избежать двойных толкований законодательства, а также решить бюрократические проблемы межведомственного взаимодействия.

С другой стороны, процесс перехода к предоставлению электронных услуг идет очень медленно. В те сроки, которые были поставлены президентом РФ, а именно до 1 марта текущего года установить 14 структур электронного взаимодействия, в России явно не укладываются. Не все структуры еще вовлечены в этот процесс.

— Если говорить об организованном как раз для этих целей Новосибирском Многофункциональном Центре, любой представитель малого и среднего бизнеса назовет в качестве одной из самых бюрократических структур именно этот центр, а физическое лицо обязательно отметит атмосферу хамства, царящую в нем. Как же в таком случае этот Центр может решить бюрократическую проблему межведомственного взаимодействия?

— Принцип «единого окна», о котором сегодня так много говорится, пока не работает нигде — ни в Новосибирске, ни в любом другом городе РФ. Это скорее всего принцип «единой двери». Впрочем, создание подобных центров по стране — не самоцель. Как я уже сказал, нам нужно развивать электронные услуги. Центры, подобные Новосибирскому МФЦ, должны работать для граждан, которые по принципиальным соображениям или в силу ограниченности не могут использовать средства вычислительной и электронной техники. До конца 2012 года каждому гражданину будет выдана универсальная цифровая карта, оснащенная средствами защиты и электронной подписью, которая должна стать незаменимой в совершении юридически значимых действий. Уверен, что создание таких центров — это первый шаг на пути развития системы, которая уже в ближайшее время должна будет поспособствовать повышению комфортности и оперативности предоставляемых населению государственных услуг.

Формат и временной регламент встречи с Леонидом Горниным не позволили озвучить все вопросы, которые поступили в редакцию газеты «Континент Сибирь» от читателей — представителей бизнес-сообщества. Однако первый заместитель губернатора пообещал ответить на все интересующие редакцию и не прозвучавшие на встрече вопросы уже к выходу одного из следующих номеров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ