Грузовики в Новосибирске: выбор транспортных компаний

«Континент Сибирь» продолжает тему региональных автомобильных грузоперевозок, начатую в прошлом номере «КС» от 30.03.2012 г. В том, какие марки большегрузных авто предпочитают новосибирские автоперевозчики, и в чем с точки зрения участников рынка отличие отечественных КамАЗов от европейских и американских магистральных тягачей, разбирался корреспондент «КС» ИГОРЬ БОЧАРОВ.

Времена, когда слова «большегруз» и КамАЗ были синонимами, давно ушли в прошлое. Сейчас предложение различных марок большегрузных авто из Европы, Азии и Америки в Сибири может удовлетворить даже наиболее взыскательного покупателя. Как правило, наибольшей популярностью у автоперевозчиков пользуются признанные авторитеты в изготовлении большегрузов — марки DAF, Hyundai, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Nissan, Renault, Scania, Volkswagen, Volvo.

Как говорит президент некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев, все марки европейской большегрузной техники отвечают современным международным требованиям. Как правило, разница в цене у них также несущественна. Предпочтения же перевозчика зачастую обусловлены спецификой перевозки грузов. Так, для поездок внутри области или федерального округа условия оснащения автомобиля могут быть минимальными, а для дальних поездок автомобиль должен иметь спальные места для водителей и быть более комфортным. Также следует учитывать и дорожное покрытие, по которым будет ехать грузовик, — будет ли это равнина или гористая местность, говорит Трунаев.

Лидеры рынка

В настоящее время сибирские грузоперевозчики, выбирая грузовики в Новосибирске, стараются комплектовать всю линейку своей автотехники одной маркой автомобилей. Это облегчает снабжение запасными частями. В связи с этим для автоперевозчика важным аспектом при выборе марки становится месторасположение автодилера непосредственно в Новосибирске, наличие салона, транспорта, обязательный качественный сервис и наличие запасных частей. «Если дилер предоставляет на выгодных условиях необходимый автомобиль со всеми комплектующими, но при этом не имеет собственного автосервиса, такую машину вряд ли купят», — говорит Трунаев.

Плановую диагностику и ремонт автомобилей для новосибирских перевозчиков предпочтительнее проводить именно в Новосибирске, так что наличие сервис-центра — дополнительный бонус для дилера. «Гораздо удобнее проходить плановый ремонт по графику дома, а не в пути. Если ремонт машины происходит в регионах, существует опасность выполнения дорогостоящего необязательного ремонта. В Новосибирске, где руководители компаний-автоперевозчиков напрямую общаются с директорами дилерских центров, такие случаи практически исключены», — поясняет Вячеслав Трунаев.

Ряд крупнейших мировых брендов большегрузных автомобилей имеет в Новосибирске своих дилеров и сервисные центры. Как правило, их услугами пользуются автотранспортники всего федерального округа. Как пояснил «КС» руководитель отдела продаж техники DAF «АСМ-авто» Дмитрий Шалагин, компания «АСМ-авто», которая является официальным партнером DAF, имеет возможность продавать и обслуживать машины по официальным дилерским ценам. «Мы осуществляем продажу, гарантийное и послегарантийное обслуживание техники. В настоящее время сервисное обслуживание можно пройти в сервис-центре Новосибирска, в планах холдинга «АСМ-групп» — открытие сервисных центров в Красноярске, Кемерове и Барнауле», — рассказывает Шалагин.

Серди преимуществ DAF Дмитрий Шалагин отметил тот факт, что этот грузовик собирается только на заводе в Нидерландах, но тем не менее по цене магистральные тягачи DAF обходятся клиенту даже дешевле, чем аналогичная комплектация других марок, что связано с понижением стоимости евро в последнее время.

Несмотря на то что компания работает в этом сегменте рынка чуть больше года, господин Шалагин говорит о тенденции отказа ряда автоперевозчиков от других марок и постепенного перевода своих автопарков на DAF.

Одним из крупнейших игроков новосибирского рынка большегрузных авто является аккредитованный член некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» компания «Сибтракскан». По оценке компании, являющейся официальным дилером Scania в Новосибирской области, сейчас ею контролируется около 40% рынка большегрузных авто в Новосибирске.

Как сообщил «КС» ведущий менеджер отдела продаж автомобилей компании «Сибтракскан» Андрей Игнатов, кроме продаж техники, компания также предоставляет сервисное обслуживание, а отдельная структура фирмы осуществляет оформление лизинга для юридических лиц. Среди очевидных минусов — отсутствие кредитов на покупку авто. Плюсами Scania являются наличие сервисных центров в Новосибирске и 30 городах России, которые проезжают автоперевозчики, где они могут получить гарантийный ремонт при поломке, и постоянное наличие запасных частей для автомобиля. Кроме того, по словам Андрея Игнатова, «у Scania самый низкий расход топлива среди аналогичных марок».

Обслуживанием марки Iveco в Новосибирске занимается компания «ИнтерСервис». СТО компании, являющееся сервис-центром Iveco , обслуживает не только автомобили «ИнтерСервиса», но и машины других грузоперевозчиков со всего Сибирского региона.

Собственно, выбор марки автомобиля в большей степени зависит от предпочтений компании. Так, генеральный директор компании «Автофлот» Сергей Безруков рассказал «КС», что, несмотря на то что автопарк компании включает в себя и автомобили марок DAF, Hyundai, Mercedes-Benz, Volvo, сейчас компания планирует закупать только Hyundai. Именно эта марка наиболее предпочтительна для грузоперевозок по соотношению цены и качества, считает глава компании.

Вместе с тем, несмотря на стабильное качество ведущих марок, покупатели отмечают и минусы более современных моделей. Техника становится более «умной», экологичной и комфортной, но в случае даже небольшой поломки справиться с проблемой без вмешательства специалистов практически невозможно. «Каждый год растет цена на автомобили, а заявленный производителями ресурс снижается, металл меняется на пластик, происходят другие изменения, которые улучшают некоторые характеристики, но уменьшают сроки эксплуатации», — говорит генеральный директор транспортно-экспедиционной компании «Лонгран» Алина Атланова.

Почему не КамАЗ?

Очевидная тенденция отказа от отечественной большегрузной техники в первую очередь связана с несоответствием отечественных образцов европейским требованиям безопасности и экологичности. Экологический стандарт «Евро-5», регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, является обязательным для всех новых грузовых автомобилей, продаваемых в странах Евросоюза с октября 2008 года.
Как пояснил «КС» заместитель директора по общим вопросам ООО «ИнтерСервис» Андрей Сидоров, в том случае, если компания занимается международными перевозками, использование отечественных авто приводит к дополнительным расходам. «Чтобы заехать в Европу, автомобиль должен соответствовать экологическим стандартам «Евро-5», часть наших автомобилей, соответствующих стандарту «Евро-3», при въезде в Европу облагается повышенными пошлинами», — констатирует он.

Но европейские требования экологичности не всегда можно увязать с российскими реалиями. По словам Алины Атлановой, все новые автомобили, поступающие в Россию, независимо от марки, в настоящее время выпускаются с двигателем стандарта «Евро-5», а топливо на отечественном рынке едва дотягивает до стандарта «Евро-2». Это приводит к дополнительным издержкам, отмечает госпожа Атланова: «С одной стороны, мы переплачиваем за экологичность, а с другой — из-за использования топлива низкого класса увеличивается износ двигателя».

Как покупают?

Покупка нового грузовика — дорогое удовольствие, новый импортный грузовой автомобиль стоит порядка 5–6 млн рублей, говорит Вячеслав Трунаев. Именно поэтому индивидуальные предприниматели, выбирая грузовики в Новосибирске, обычно приобретают технику в кредит, предприятия, как правило, оформляют лизинговые договоры.

Как сообщил «КС» один из экспертов, сейчас некоторые грузоперевозчики предпочитают приобретать автомобили на физических лиц — либо с помощью кредита, либо сразу оплачивая стоимость машины. Благодаря этому удается снизить свои издержки при уплате штрафов за перегруз авто (подробнее об этом — в материале «КС» «Автомобильные грузоперевозки в Сибири: непрозрачный рынок»).

По информации Андрея Игнатова, 70-80% автомобилей SCANIA приобретаются в Новосибирске в лизинг и по кредитным программам. Подтверждает статистику дилера SCANIA и Алина Атланова, рассказавшая «КС», что компания «Лонгран», часть автопарка которой состоит из автомобилей SCANIA , приобретает технику в кредит и лизинг, сотрудничая с Банком «Интеза».

Кроме того, для компаний, являющихся членами Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, существует специальная лизинговая программа для приобретения тягачей Iveco и MAN. Как пояснил «КС» Андрей Сидоров, это дает компаниям возможность получить более льготные условия на приобретение техники.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ