«2ГИС» выйдет на IPO?

Как стало известно «КС», крупнейшая новосибирская ИТ-компания — «2ГИС» планирует в течение ближайших лет привлечь дополнительные инвестиции, выйдя на рынок капитала. Возможными вариантами являются размещение на IPO или продажа миноритарного пакета акций частным инвесторам или инвестиционным фондам. Для того чтобы осуществить такой шаг, компании требуется начать формирование отчетности по МСФО, чем уже сейчас и занимается «2ГИС». Однако финальное решение о привлечении капитала и его способах останется за собственниками компании.

Частично информацию о планах «2ГИС» по выходу на рынок капитала подтвердил в интервью «КС» финансовый директор компании Денис Лукьянов. «Чтобы компании осуществить качественный рывок вперед, необходимы значительные дополнительные средства, которые можно привлечь на рынке капитала. Мы не исключаем такой возможности, но решение об этом будут принимать собственники», — пояснил «КС» Денис Лукьянов. Вместе с тем, по данным участников рынка, с учетом активной экспансии «2ГИС» такой шаг будет необходим. «Чтобы получить качественное преимущество по сравнению с другими участниками рынка, «2ГИС» необходимы средства на развитие, что позволит компании либо занять лидирующие позиции в сегменте электронных справочников, либо продаться более крупному игроку», — считает аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина.

Для того чтобы привлечь ресурсы, компании требуется осуществить аудит по МСФО как минимум за последние три года. На сегодняшний день «2ГИС» находится в процессе выбора партнера по аудиту. В частности, летом этого года будет проведен тендер, по итогам которого станет известно, с кем именно будет работать компания. Наиболее вероятным является выбор партнера среди крупнейших западных аудиторских компаний. «Если вы хотите привлечь инвесторов на рынке капитала — вы просто обязаны пройти аудит у аудиторских компаний, входящих в «большую четверку» (PriceWaterHouseCoopers, KPMG, Ernst&Young, DeLoitte. — «КС»)», — рассуждает Денис Лукьянов. Стоит отметить, что на недавней церемонии открытия офиса «2ГИС» корреспондентами «КС» были замечены руководители сибирских филиалов KPMG и PriceWaterHouseCoopers — Денис Черников и Алексей Фомин соответственно.

По мнению участников рынка, способом привлечения инвестиций может быть как выход на рынок публичного заимствования IPO, так и продажа миноритарного пакета акций частным инвесторам или инвестиционным фондам. На сегодняшний день крупные сибирские компании ИТ-сектора используют оба варианта. В частности, по словам участников рынка, выход на IPO рассматривают группа компаний ЦФТ, Alawar Entertainment (производитель компьютерных игр) и Parallels (крупная международная ИТ-компания с сибирскими корнями). Подробности выхода на IPO представителями ни одной из трех компаний не разглашаются. Вместе с тем, по данным ряда участников рынка, в случае Alawar в свободное обращение может быть выпущено около 23% уставного капитала. При этом сейчас компания так же, как и «2ГИС», может приступить к аудиту отчетности в одной из компаний «большой четверки». Что касается Parallels, то эта компания должна была выйти на IPO еще в 2011 году, но скорректировала свои планы.

Аналитики и участники рынка не удивлены таким поведением крупных игроков ИТ-рынка. «Для отечественных технологических компаний выход на российские биржи нецелесообразен, так как в нашей стране банально нет компетентных людей, способных оценить настоящий потенциал таких игроков. А ИТ–компаниям нужны реальные профессиональные инвесторы, поэтому они и выходят на IPO», — отмечает представитель одной из крупных ИТ-компаний на условиях анонимности.

По мнению Анны Мишутиной, выход «2ГИС» на IPO поспособствовал бы росту качества корпоративного управления компании и прозрачности бизнеса, что может выступить дополнительным драйвером развития. Также IPO дало бы возможность на более выгодных условиях привлечь заемное финансирование в банке и проще привлечь стратегического инвестора, т. к. бизнес компании стал бы понятен и прозрачен.

Доля акционерного капитала, который мог бы быть размещен на открытой площадке, неизвестна. Однако, как правило, в рамках IPO на бирже котируется не более 20–25% акционерного капитала компании, что позволяет и обеспечить достаточный уровень контроля за предприятием, и привлечь приемлемый объем капитала на развитие бизнеса. Вместе с тем некоторые участники рынка отмечают, что для компаний многих секторов экономики сейчас не самое подходящее время для публичного размещения акций. «И все же даже в таких непрозрачных условиях важно потенциально быть готовым сделать такой шаг первым в отрасли. Следующему кандидату выйти на IPO будет гораздо сложнее, так как подходящих инвесторов может уже не оказаться», — отмечал в недавнем интервью «КС» основатель ГК «Рольф» Сергей Петров.

С учетом конъюнктуры рынка альтернативным способом размещению на IPO является привлечение частных инвесторов или инвестфондов. По такому пути, в частности, пошел местный телеком-оператор «Сибирские Сети». Его основатель и гендиректор Олег Кусь с целью сохранения независимости своей компании от федеральных операторов продал 20% акций оператора стратегическому инвестору в лице инвестиционного фонда CapMan. В дальнейшем доля фонда может вырасти до блокпакета. Такой шаг позволил провайдеру профинансировать свои экспансионные планы, однако при этом развивать свой бренд и оставаться независимым от крупных федеральных игроков. При этом другой крупный инвестиционный фонд — «Эльбрус Капитала» — в скором времени также будет совладельцем группы сибирских провайдеров — «Новотелекома», «Е-Лайт Телекома» и «Томтела».

По словам топ-менеджера одной из компаний, которая воспользовалась такого рода финансированием, зарубежные фонды редко участвуют в оперативном управлении своих активов и, как правило, лишь следят за сохранностью своей доли в капитале и контролируют действия, которые могли бы обесценить их вложения.

По мнению аналитиков «ФИНАМа», если владельцы «2ГИС» ориентированы на развитие бизнеса преимущественно собственными силами, без привлечения стратегического партнера, то вариант выхода на IPO более интересен. Он позволил бы привлечь капитал в компанию без потери управления бизнесом текущим менеджментом, а также упростить возможности привлечения заемного финансирования. Правда, при этом подготовительная работа и проведение IPO стоят достаточно дорого и требуют тщательной подготовки в плане отчетности. «Если конечная цель — продать бизнес крупному стратегическому инвестору, то проведение IPO не нужно, стороны могут договориться об устраивающей всех цене, так проще. Однако нужно понимать, что непубличная продажа пакета, особенно учитывая текущий уровень корпоративного управления в компании, менее выгодна, чем проведение IPO», — считает Анна Мишутина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ